Слайд 1Сущность и содержание социальной педагогики как отрасли интегрированного знания
Слайд 2План:
Введение
Социальная педагогика и политология
Социальная педагогика и философия
Социальная педагогика и социология
Социальная педагогика
и история
Социальная педагогика и религиоведение
Социальная педагогика и психология
Социальная педагогика и социальная работа
Социальная педагогика и валеология
Социальная педагогика и конфликтология
Социальная педагогика и социальная информатика
Слайд 3Введение
Социальная педагогика изучает проблемы, связанные с «направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя,
лица, его заменяющего, воспитателя и пр.), которая способствует проведению человека начиная с момента рождения по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества» [9, 9]. Такое становление осуществляется в соответствии со сложившимися традициями, обычаями, культурой и социальным опытом жизнедеятельности той среды, в которой человек живет и где ему предстоит реализовать себя как личности по мере социального развития.
Слайд 4Социальная педагогика и политология
В политологии для социальной педагогики представляют интерес исследования
в области социальной политики, которая как составная часть внутренней политики государства, а также общественного сектора, воплощенная в их социальных программах и практике и регулирующая отношения в государстве и обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения, является сферой, определяющей практическую социально‑педагогическую деятельность различных социальных институтов.
Как наука, социальная педагогика не зависит от социальной политики, так как сама социальная политика по своему происхождению вторична относительно экономики, которая была и остается определяющей материальной основой решения всех социальных задач. Социально‑педагогическая практика представляет собой форму, технологию, способ реализации социальной политики, а социальная педагогика как научная дисциплина предлагает политологии фундаментальные теоретические положения, позволяющие ей разрабатывать эффективные механизмы реализации социальных доктрин.
Слайд 5Социальная педагогика и философия
Будучи системой научных знаний, социальная педагогика состоит из
двух связанных разделов: теоретико‑методологического (методологические основы познания, законы, научный аппарат и т. д.) и прикладного (практического применения общих теоретических положений). Поэтому те или иные философские течения, концепции, теории, методология познания и преобразования составляют исходные методологические основания, фундамент социально‑педагогических теорий.
Гуманистическая идея о человеке как самой большой ценности и высшей цели, сформулированная еще античными философами, получила широкое распространение как в русской, так и в зарубежной современной социальной философии. Аппарат социальной философии содержит универсальные категории культуры и формы мышления: человек, свобода, конфликт, ситуация, образ жизни, душа, социальная экология и т. п.
Слайд 6Социальная педагогика и социология
Определенная часть теоретических знаний в социальной педагогике «выросла»
из социологических теорий. Специальные разделы социологии должны быть досконально изучены социальными педагогами, которые специализируются либо по профилю деятельности, либо по типу социума, либо по категориям населения. Исследования в области социальной педагогики опираются на социологические данные или методы анализа социальной реальности.
Так, при написании социально‑педагогических биографий клиентов из числа представителей групп риска обычно используются данные интервью, анкет, опросных листов, документов архивов, автобиографий и других источников и методов сбора информации, которые традиционно применяются в социологии.
Слайд 7Социальная педагогика и история
В 60‑е – 70‑е гг. XX в. наметилась тенденция
сближения истории с другими общественными науками – педагогикой, психологией, социологией, демографией, антропологией. Результатом этого стало появление так называемой социальной исторической науки. Характерно, что интерес историков к социально‑педагогической проблематике в последние годы стал более заметен. В частности, он выразился в том, что некоторые исторические исследования настолько плотно пронизаны социальной педагогикой, что авторы соответствующих диссертаций предпочли защищаться в диссертационном совете Института педагогики социальной работы РАО по педагогическим специальностям.
Слайд 8Социальная педагогика и религиоведение
Ученыерелигиоведы выделяют мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, регулятивную, культуро‑транслирующую и
некоторые другие функции религии. Совершенно понятно, что среди «других» важное место занимает функция социального воспитания. Конфессия является системообразующим элементом общественной практики, ее влияние может быть безграничным или незаметным в разные конкретно‑исторические периоды развития того или иного государства, но ее влияние на традиции в сфере образования и воспитания, особенно семейного, всегда можно выявить и оценить. Большое значение имеет система норм (религиозного права, морали и пр.), образцов (многочисленных примеров для подражания), контроля (слежение за реализацией предписаний), поощрений и наказаний («воздаяний» действительных, реальных и обещаемых в посмертном существовании).
Слайд 9Социальная педагогика и психология
Психология XX в. заметно расширила границы своих исследований. Современные
психологи интересуются не просто психикой человека, но закономерностями и механизмами ее развития и распада, психологией групп и общества. Рождение психологии как самостоятельной дисциплины, ее призвание и судьба неразрывно связаны с возникновением «социального» как особого пространства мышления и реальности. Психология как наука развивалась, исследуя такие явления, как «общественная деятельность», «благосостояние», «социальная работа», «социальные службы».
Многие подходы в социальной педагогике, оформляясь в определенные направления, обычно опирались на те или иные психологические воззрения. Психологические знания являются базой, основой профессионального обучения в области социальной педагогики.
Слайд 10Социальная педагогика и социальная работа
Социальная педагогика в социальной работе выступает в
роли научного стержня потому, что информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе, отношениях в группе, социализации, развитии готовности личности к самопомощи решаются, в основном, педагогическими методами и средствами. В связи с этим педагогические основы социальной работы должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах педагогического воздействия.
Важным педагогическим элементом социальной работы является формирование гуманистических ценностей, определяющих мировоззрение человека, готового к сотрудничеству, умеющего принимать и оказывать помощь.
Слайд 11Социальная педагогика и валеология
Исследование всех факторов, влияющих на состояние здоровья человека,
составляет основу науки о здоровье – валеологии. Термин, впервые предложенный И. И. Брехманом (1980), оказался довольно актуальным, емким, и в настоящее время имеющееся в этой области знание оформляется в относительно самостоятельную науку, особенно нужную для людей, которые хотят посвятить себя работе с другими людьми. В первую очередь, это относится к тем социальным педагогам, трудовая деятельность которых заключается в обучении, привитии навыков и умений сохранения своего здоровья. Адаптационное, социальнокоррекционное и реабилитационное направления в социальной педагогике напрямую связаны с валеологическими знаниями и подходом.
Слайд 12Социальная педагогика и конфликтология
Конфликтология изучает типы, виды и формы социальных конфликтов,
их общие закономерности; социальная педагогика – главным образом, межличностные, внутриличностные и личностно‑групповые конфликты. Конфликтологическая теория пронизывает большинство современных разделов обществоведения и человекознания. Поскольку бесконфликтного личностного развития не бывает в природе, социальная педагогика изучает (как часть научного объекта) потенциально и реально существующие конфликты между личностью и социальной средой (социумом и микросоциумом), взаимоотношения человека с другими людьми, которые имеют конфликтный, а поэтому особо значимый как для личности, так и ее окружения характер.
Слайд 13Социальная педагогика и социальная информатика
Характер информационной услуги в практической социально‑педагогической деятельности
может быть различным: информация, совет, справка, юридическая помощь, хранение и передача информации, подбор клиентов, обработка и интерпретация результатов тестирования или социологического исследования, получение документов, доступ к информационным источникам, профессиональное развитие, вспомогательная услуга и т. д. Хотя расходы человеческих и финансовых ресурсов значительны, решения на основе применения информационнокоммуникационных технологий способствуют упрочению исследовательского подхода в социально‑педагогической практике и индивидуализации процесса профессионального обучения.