Слайд 1СТАНДАРТИЗАЦИЯ, МЕТРОЛОГИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ
Слайд 2Понятие метрологии как науки об измерениях.
Метрология - наука об измерениях, методах и
средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.
Метрология имеет большое значение для прогресса в области конструирования, производства, естественных и технических наук, так как повышение точности измерений - один из наиболее эффективных путей познания природы человеком, открытий и практического применения достижений точных наук.
Слайд 3Задачи метрологии:
Обеспечение единства измерений
Определение основных направлений, развитие метрологического обеспечения производства.
Организация и
проведение анализа состояние и измерений.
Разработка и реализация программ метрологического обеспечения.
Развитие и укрепление метрологической службы.
Объекты метрологии.
Измерения как основной объект метрологии связаны как с физическими величинами, так и с величинами, относящимися к другим наукам (математике, психологии, медицине, общественным наукам и др.)
Слайд 4Физическая величина.
Под этим определением подразумевается свойство, общее в качественном отношении многим
объектам, но в количественном отношении индивидуальное для каждого объекта. Или, следуя Леонарду Эйлеру, «величиной называется все, что способно увеличиваться или уменьшаться, или то, к чему можно нечто прибавить или отчего можно отнять».
Вообще понятие «величина» многовидовое, т. е. относящееся не только к физическим величинам, являющимся объектами измерения. К величинам можно отнести количество денег, идей и т. п., т. к. к этим категориям применимо определение величины. По этой причине в стандартах (ГОСТ-3951-47 и ГОСТ-16263-70) приводится только понятие «физической величины», т. е. величины, характеризующей свойства физических объектов. В измерительной технике прилагательное «физическая» обычно опускается.
Слайд 5Единица физической величины- физическая величина, которой по определению придано значение, равное
единице. Ссылаясь еще раз на Леонарда Эйлера: «Невозможно определить или измерить одну величину иначе, как приняв в качестве известной другую величину этого же рода и указав соотношение, в котором она находится к ней». Другими словами, для того чтобы охарактеризовать какую-либо физическую величину, нужно произвольно выбрать в качестве единицы измерения какую-либо другую величину того же рода.
Мера- носитель размера единицы физической величины, т. е. средство измерения, предназначенное для воспроизведения физической величины данного размера. Типичными примерами мер являются гири, рулетки, линейки. В других видах измерений меры могут иметь вид призмы, вещества с известными свойствами и т. д. При рассмотрении отдельных видов измерения мы будем специально останавливаться на проблеме создания мер.
Слайд 6
Международная организация по стандартизации ( ИСО ) установила следующее понятие стандартизации:
"Стандартизация -
установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определённой области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности".
Объектами стандартизации являются - конкретная продукция, нормы, требования, методы, термины, обозначения и т.д., имеющие перспективу многократного применения, используемые в науке, технике, промышленном и сельскохозяйственном производстве, строительстве, транспорте, культуре, здравоохранении и др. сферах народного хозяйства, а также в международной торговле.
Стандартизация существенно влияет на темпы развития и уровень производства. Базируясь на последних достижениях науки, техники и практического опыта, стандартизация во многом не только определяет достигнутый уровень производства, но и является одним из стимулов прогресса науки и техники.
Стандартизация является одной из важнейших организационных и технических основ предметной и технологической специализации и производственной кооперации на местном, региональном, национальном и международном уровнях.
Слайд 7Сертификация – это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических
регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Слайд 8Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и
услуг — важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.
За рубежом уже в начале 80-х гг. пришли к выводу, что успех бизнеса определяется прежде всего качеством продукции и услуг. 80% опрошенных при обследовании 200 крупных фирм США ответили, что качество является основным фактором реализации товара по выгодной цене. Отсюда вывод: овладение методами обеспечения качества, базирующимися на триаде — стандартизация, метрология, сертификация, является одним из главных условий выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной продукцией (услугой), а значит, и коммерческого успеха.
Слайд 9Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной
экономики. Достаточно вспомнить, как в разбитых и раздавленных во второй- мировой войне Японии и Германии умелое применение методов стандартизации и метрологии позволило обеспечить качество продукции и тем самым дать старт обновлению экономики этих стран. Сейчас часто вспоминают высказывание русского философа и политического мыслителя И.А.Ильина (1883—1954): “...русскому народу есть только один исход и одно спасение — возвращение к качеству и его культуре. Ибо количественные пути исхожены, выстраданы и разоблачены, и количественные иллюзии на наших глазах изживаются до конца”.
Слайд 10Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки,
победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Стандарты на процессы и документы (управленческие, товаросопроводительные, технические) содержат те “правила игры”, которые должны знать и выполнять специалисты промышленности и торговли для заключения взаимовыгодных сделок.
Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.
Слайд 11В перспективе по ряду товаров и услуг подтверждение соответствия установленным требованиям
будет производиться не только посредством сертификации, но и самим изготовителем продукции или исполнителем услуги, т. е. первой стороной. В этих условиях возрастают роль и ответственность руководителей организаций в грамотном применении персоналом правил стандартизации, метрологии и сертификации.
Соблюдение правил метрологии в различных сферах коммерческой деятельности (торговле, банковской деятельности и пр.) позволяет свести к минимуму материальные потери от недостоверных результатов измерений.
Слайд 12Очень остро стоит вопрос о гармонизации отечественных правил стандартизации, метрологии и
сертификации с международными правилами, поскольку это является важным условием вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и дальнейшей деятельности страны в рамках этой организации.
Итак, переход страны к рыночной экономике а присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителя заставит специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации, метрологии и сертификации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.
Целью изучения дисциплины “Основы стандартизации, метрологии и сертификации” является формирование у студентов знаний, умений и навыков в указанных областях деятельности для обеспечения эффективности коммерческой деятельности.
Слайд 13Рис. 1. Триада методов и видов деятельности по обеспечению качества
Слайд 14 Сущность качества
Качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять
установленные или предполагаемые потребности (ИСО 8402).
Слайд 15Оценка качества
Оценка качества — это систематическая проверка, насколько объект способен выполнять
установленные требования. Невыполнение установленных требований является несоответствием (ИСО 8402) для устранения причин существующего несоответствия организации осуществляют корректирующие действия.
Основной формой проверки является контроль. Любой контроль включает два элемента: получение информации о фактическом состоянии объекта (для продукции — о ее качественных и количественных характеристиках); сопоставление полученной информации с заранее установленными требованиями, т.е. получение вторичной информации.
Контроль качества продукции — контроль количественных и (или) качественных характеристик продукции (ГОСТ 16504).
В процедуру контроля качества могут входить операции измерения, анализа, испытания.
Измерения как самостоятельная процедура являются объектом метрологии
Слайд 16
В заключение рассмотрим сущность понятия “система качества”. Необходимыми элементами СК являются
организационная структура, методика, ресурс и процессы.
Организационная структура СК устанавливается в рамках организационной структуры управления предприятием и представляет собой распределение прав, обязанностей и функций подразделений предприятия и персонала.
Методика — установленный способ осуществления деятельности (ИСО 8402).
Ресурсы: персонал, средства обслуживания, оборудование, технология.
Процесс (согласно ИСО 8402) — совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельность, которые преобразуют входящие элементы (в случае продукции — сырье, материалы, комплектующие) в выходящие (готовую продукцию).
Наличие СК, ее соответствие установленным требованиям могут быть доказаны лишь в том случае ; если она представлена в документированном виде.
Документация делает систему “видимой” для разработчиков, пользователей и контролирующих органов
Таким образом, система качества — совокупность организационной структуры, методов, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (ИСО 8402).