Слайд 1ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Слайд 2Федеральные государственные образовательные стандарты -
один из основных инструментов реализации конституционных гарантий
права человека и гражданина на образование.
ст. 43 Конституции России;
ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах;
закон РФ «Об образовании».
Слайд 3Особенности подхода:
Стандарт как общественный договор
Стандарт задает ориентиры развития системы образования
Ориентация
стандарта на результаты образования
Системно-деятельностный подход
Стандарт – совокупность трёх систем требований
Слайд 4
выявление и согласование потребностей в общем образовании
личность
общество
государство
Стандарт как общественный
Слайд 5Приоритетные направления науки, технологий и техники Российской Федерации
Содержательные ориентиры развития
системы
образования:
информационно-коммуникационные системы
индустрия наносистем
живые системы
рациональное природопользование
энергетика и энергосбережение
безопасность и противодействие терроризму
перспективные вооружения и военная техника
Слайд 7
государ-
ство
интересы и потребности личности, общества, государства
целевые
установки
согласование
операциональ-ное описание
ТРЕБО-ВАНИЯ
К
РЕЗУЛЬ-ТАТАМ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
предметные
метапредметные
личностные
учет специальных
целей образования
Требования к
Слайд 8Следствия
Результаты образования - ключевое понятие
Основной результат – освоение обобщённых способов действий,
достижение новых уровней развития
Система оценивания
Cтандарт: системно - деятельностный подход
Слайд 9Система оценивания
Разделение ответственности
использование различных процедур:
аттестационные
мониторинговые
экспертиза, модерация
Сочетание внешней и
внутренней оценки
Аутентичность внутренней оценки
«Встроенность» системы оценивания в образовательный процесс
Слайд 10Итоговая
аттестация
Мониторинговые
исследования
Требования к результатам освоения
основных образовательных программ
федеральные показатели
федеральные показатели
региональные показатели
Открытый доклад школы:
обязательные
показатели
Документ об образовании
индивидуальные показатели
Открытый доклад школы:
добровольные показатели
региональные показатели
уровень
страна
регион
школа
учащийся
не выделяются и
не анализируются
Требования к результатам образования
и система оценки их достижения
Слайд 11Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ
Предметные результаты: предметные знания, умения,
навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности.
Метапредметные результаты: способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Личностные результаты: сформировавшаяся система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса и самому образовательному процессу, его результатам.
Слайд 12
К структуре образо-
вательных программ
организация и
содержание
планируемые и достигаемые результаты
ресурсы и
условия
реализуемые
результаты
К результатам освоения
образовательных программ
К условиям реализации
образовательных программ
Стандарт как совокупность
трех систем требований
Слайд 13
учебный план,
ядро содержания,
программа воспитания
система оценки
гигиенические и
ресурсные требования,
их оценка
легитимизация и
контроль
исполнения
стандарта
учебные программы,
процедуры оценки,
примеры планов
и программ …
учебники и ЦОР, учебное оборудование,
педобразование, …
педагоги-ческие технологии
педагоги-ческие технологии
учебные модули, порталы …
Стандарт и его сопровождение
Слайд 14Новизна разрабатываемых документов
прежде всего объектом стандартизации в том числе становятся условия
обучения
крайне трудно обеспечить единство образовательного пространства, если дети занимаются в разных условиях.
базовые общие нормы должны соблюдаться
без этого некорректно ставить перед учащимися задачу овладения стандартом
Слайд 15Фундаментальное ядро общего образования
Базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов,
программ, учебно-методических материалов и пособий.
Функции:
Определить систему ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе.
Определить состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности.
Слайд 16Фундаментальное ядро общего образования
средство универсализации содержания общего образования.
Определяет содержание учебных
программ и организацию учебной деятельности по отдельным предметам, а также элементы научной и функциональной грамотности для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.
Слайд 17Биология: основные цели курса
формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой
природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;
овладение методами познания живой природы и умениями использовать в практической деятельности;
воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде;
овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.
Слайд 18Биология: содержание
Система органического мира
Анатомия и физиология человека
Цитология и биохимия
Генетика
Эволюция
Экология
Слайд 19Универсальные учебные действия
- совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;
т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Слайд 20Функции УУД:
обеспечение возможностей уч-ся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели,
искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Слайд 21Компоненты учебной деятельности:
учебные мотивы;
учебная цель;
учебная задача;
учебные действия и операции (ориентировка, преобразование
материала, контроль и оценка).
Слайд 22Виды УУД:
Личностные: ценностно-смысловая ориентация уч-ся (умение соотносить поступки и события с
принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка; элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию к преодолению препятствий.
Слайд 23Виды УУД:
Познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний,
рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, ориентация не только на правила, но и на условия их применения, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от цели; свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста; ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении широкого круга проблем, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств);
Слайд 24Виды УУД:
Познавательные: логические (выбирать основания, критерии для сравнения, сопоставления, оценки и
классификации объектов; синтезировать; составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подводить под понятия, распознавать объекты; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, доказывать; выявлять родовидовые и ситуативно существенные признаки.
Слайд 25Виды УУД:
Коммуникативные: сознательная ориентация уч-ся на позиции других людей, умение слушать
и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.