Слайд 1Способы активизации учебной деятельности через разнообразные формы проведения уроков и использование
педтехник, адаптированных к условиям коррекционного обучения.
Слайд 2С целью создания условий, способствующих личностному развитию и эффективному усвоению рабочего
материала, в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется ряд принципов коррекционно-развивающего обучения.
Динамичность восприятия;
Продуктивная обработка информации4
Развитие и коррекция высших психических функций;
Мотивация к учению;
Реализация этих принципов возможна при использовании коррекционно-развивающих технологий в обучении
Задания по нарастающей степени трудности;
Разнообразные типы структур урока, обеспечивающие смену видов деятельности детей;
Задания со сменой доминантного анализатора;
Дозированную поэтапную помощь педагога;
Задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;
Перенос на индивидуальное задание только что показанного способа обработки информации;
Включение в урок специальных упражнений на развитие высших психических функций
Включение в урок материалов современной жизни;
Проблемные задания;
Постановку законченной инструкции;
Создание условий для зарабатывания оценки;
Развернутую словесную оценку, призы, поощрения
Дифференцированные задания
Слайд 4Нетрадиционные формы проведения уроков
Урок – лекция
Лекционная форма проведения урока целесообразна при
:
-изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным;
-рассмотрения сложного для самостоятельного изучения материала;
-подаче информации разными блоками, в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц в обучении;
-выполнении определенного вида заданий по одной или нескольким темам, разделам и т.д. -применении изученного материала при решении практических задач;
Слайд 5Урок –семинар
Семинары характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками: самостоятельным изучением учащимися
программного материала и обсуждение на уроке результатов их познавательной деятельности. На них ребята учатся выступать самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Семинары способствуют развитию познавательных умений учащихся, повышению культуры общения.
Различают уроки - семинары по учебным задачам, источникам получения знаний, формам их проведения и др. в практике обучения получили распространение семинары-развернутые беседы, семинары- доклады, рефераты, творческие письменные работы, комментированное чтение, семинар-решение задач, семинар-диспут, семинар-конференция и т.п. Укажем основные случаи, когда предпочтительнее организовывать уроки в форме семинаров:
- при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной доработки учащимися;
- после проведения вводных, установочных и текущих лекций;
- после обобщения и систематизации знаний и умений учащихся по изученной теме;
- при проведении уроков, посвященных различным методам решения задач, выполнения заданий и упражнений и т.д.
Слайд 6Урок-практикум
Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи - усиления практической направленности обучения,
должны быть не только тесным образом связаны с изученным материалом, но и способствовать прочному, неформальному его усвоению.
Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.
Главное их различие состоит в том, что на лабораторных работах доминирующей составляющей является процесс конструктивных умений учащихся. Следует отметить, что учебный эксперимент как метод самостоятельного приобретения знаний учащимися, хотя и имеет сходство с научным экспериментом, вместе с тем отличается от него постановкой цели, уже достигнутой наукой, но неизвестной учащимися.
Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки-практикумы. Основным же способом организации деятельности учащихся на практикуме является групповая форма работы.
При этом каждая группа из 2-3 человек выполняет, как правило, отличающуюся от других практическую или лабораторную работу.
Средством управления учебной деятельностью учащихся при проведении практикума служит инструкция, которая по определенным правилам последовательно определяет действия ученика.
Слайд 7Урок-экскурсия
На уроки-экскурсии переносится основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний учащихся; установление
связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению.
По содержанию уроки-экскурсии делятся на тематические, охватывающие одну или несколько тем одного предмета, и комплексные, базирующиеся на содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких учебных предметов.
По времени проведения относительно изучаемых тем различают: вводные, сопутствующие и заключительные уроки - экскурсии.
Форма проведения уроков-экскурсий весьма многообразна. Это и пресс-конференция, с участием представителей предприятия, учреждения, музея и т.д., и исторические экскурсии по изучаемому предмету, и кино или теле-экскурсии, и уроки обобщающего повторения по теме, разделу или курсу в форме экскурсии и т.д.
Тем не менее, структурные элементы различных типов уроков-экскурсий являются в достаточной степени определенными.
Например тематический урок-экскурсия может иметь следующую структуру:
- сообщение темы, цели и задач практикума;
- актуализация опорных знаний и умений учащихся;
- восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации;
- сообщение и систематизация знаний;
- подведение итогов экскурсии и сообщение учащимся индивидуальных заданий
Слайд 8 Урок-дискуссия.
Основу уроков-дискуссий составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных
подходов, при аргументации суждений, решения заданий и т.д. Различают:
1. Экскурсии-диалоги, когда урок компанируется вокруг диалога двух главных участников.
2. Групповые дискуссии, когда спорные вопросы решаются в процессе групповой работы.
3. Массовые дискуссии, когда в полемике принимают участие все учащиеся класса. На этапе подготовки урока-дискуссии учитель должен четко сформировать задание, раскрывающее сущность проблемы и возможные пути решения.
В случае необходимости участникам предстоящей дискуссии надо познакомиться с дополнительной литературой, заранее отобранной и предложенной учителем.
В начале урока обосновывается выбор темы или вопроса, уточняются условия дискуссии, выделяются узловые моменты обсуждаемой проблемы.
Главный момент дискуссии - непосредственный спор её участников. Для его возникновения неприемлем авторитарный стиль преподавания, ибо он не располагает к откровенности, высказыванию своих взглядов. Ведущий дискуссии, чаще всего учитель, может использовать различные приемы активизации учащихся, подбадривая их репликами типа "хорошая мысль", "интересный подход, но", "давайте подумаем вместе", "какой неожиданный, оригинальный ответ ", либо делая акцент на разъяснении смысла противоположных точек зрения и т.д. Необходимо размышлять вместе с учениками, помогая при этом им формулировать свои мысли и развивать сотрудничество между собой и ими.
Слайд 9Урок-консультация
На уроках данного типа проводится целенаправленная работа не только по ликвидации
пробелов в знаниях учащихся, обобщению и систематизации программного материала, но и по развитию их умений.
В зависимости от содержания и назначения выделяют следующие типы: тематические и целевые уроки-консультации. Тематические консультации проводятся либо на каждой теме, либо по наиболее значимым или сложным вопросам программного материала.
Целевые консультации входят в систему подготовки, проведения и подведения итогов самостоятельных и контрольных работ, зачетов, экзаменов. Это могут быть уроки работы над ошибками, уроки анализа результатов контрольных работ или зачета и т.п. На консультации сочетаются различные формы работы с учащимися: общеклассные, групповые, индивидуальные.
Подготовка к проведению урока-консультации осуществляется как учителем, так и учащимися. Учитель, наряду с логико-дидактическим анализом содержания изучаемого материала, систематизирует затруднения, недочеты, ошибки в устных ответах и письменных работах учащихся. На этой основе он уточняет перечень возможных вопросов, которые могут быть рассмотрены на консультации. Учащиеся приучаются, в свою очередь, готовить к консультациям, сроки которых будут оговорены заранее, вопросы и задания, вызывающие у них затруднения. При этом возможно использование не только ученика, но дополнительной литературы.
Слайд 10Интегрированный урок.
Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и
практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. Ее нынешний этап характерен как эмпирической направленностью- разработкой и проведением учителями интегрированных уроков, так и теоретической- созданием и совершенствованием интегрированных курсов, в ряде случаев объединяющих многочисленные предметы, изучение которых предусмотрено учебными планами общеобразовательных учреждений Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся " мир в целом ", преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а с другой - высвобождаемое учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.
Интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимся, подкрепление мотивации обучения.
Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук.
Слайд 11Театрализованный урок.
Выделение такого типа урока связано с привлечением театральных средств, атрибутов
и их элементов при изучении, закреплении и обобщении программного материала. Театрализованные уроки привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.
Как правило, театрализованные уроки разделяют по форме их организации: спектакль, салон, сказка, студия и т.п.
При подготовке таких уроков даже работа над сценарием и изготовление элементов костюмов становится результатом коллективной деятельности учителя и учащихся. Здесь, равно как и на самом театрализованном уроке, складывается демократичный тип отношений, когда учитель передает учащимся не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность.
Само представление после информативной части может быть продолжено постановкой проблемных заданий, которые непосредственно подключают в активную работу на уроке остальных учащихся. В заключительной части представления, еще в стадии разработки, желательно предусмотреть этап подведения итогов, и связанную с ним тщательную подборку критериев оценок, учитывающих все виды деятельности учащихся на уроке.
Слайд 12Урок-соревнование
Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении
чередующихся заданий, предложенных учителем.
Форма проведения таких уроков самая различная. Это: поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: КВН, "Брейн-ринг", "Счастливый случай", "Звездный час" и др.
В организации и проведении уроков-соревнований выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов. Для участия в соревновании класс разбирается на 2-3 команды. Каждой команде даются одни и те же задания. Выбираются капитаны команд. Они руководят действиями своих товарищей и распределяют, кто из членов команд будет отстаивать решение каждого задания.
Дав время на обдумывание и поиск решений, жюри, состоящее из учителя и учащихся не вошедших в состав команды , следит за соблюдением правил соревнования и подводит итоги состязаний.
Исключительное значение в соревновании имеет объективность оценки уровня знаний.
Слайд 13Урок с дидактической игрой.
Дидактическая игра обладает существенным признаком -наличием четко поставленной
цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Дидактическая игра имеет устойчивую структуру, включающую следующие основные компоненты: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.
Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательное содержание. Оно заключается в освоении тех знаний и умений, которые принимаются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При условии новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В этой же связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.
Дидактические игры становятся эффективным средством активизации учебной деятельности школьников при их систематическом использовании. Этим обусловлена необходимость их накопления и классификации по содержанию, с использованием материалов соответствующих методических журналов и пособий.
Слайд 14Урок - деловая игра.
В деловых играх на основе игрового замысла модернизируются
жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике. Деловые игры делятся: на производственные, организационно - деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.
В рамках уроков чаще всего ограничиваются применением деловых учебных игр. Их отличительными свойствами являются.
=> моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
=> поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
=> наличие конфликтных ситуаций;
=> обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
=>использование описания объекта, игрового имитационного моделирования;
=> контроль игрового времени;
=> Элементы состязательности;
=> правила, системы оценок хода и результатов игр;
Слайд 15Урок - ролевая игра
Специфика ролевой игры в отличие от деловой характеризуется
более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации, в соответствии с сюжетом игры и расположенными ролями.
Уроки - ролевые игры можно разделить по мере их возрастания их сложности на три группы:
1 .Имитационные игры, направленные на имитацию определенного профессионального действия.
2. Ситуационные игры, связанные с решением какой-либо узкой, конкретной проблемы -игровой ситуации.
3.Условные игры, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т.д.
Формы проведения игр могут быть самыми разными это и воображаемые путешествия, и дискуссии, на основе распределения ролей, и пресс - конференции, и уроки - суды и т.д.
Проведение ролевой игры, как и всякой другой, построенной на использовании имитации, связано с преодолением трудностей, заложенных в нее в ее противоречивом характере. Противоречивость ролевой игры заключается в том, что в ней должны иметь всегда место и условность, и серьезность. Кроме того, она проводится в соответствии с определенными правилами, предусматривающими элементы импровизации. Если хотя бы один из этих факторов отсутствует, игра не достигает цели. Она превращается в скучную инсценировку, в случае излишней регламентации и отсутствия, импровизации, или в фарс, когда играющие утрачивают серьезность и их импровизации носят абсурдный характер.
Слайд 16Принципы нестандартных уроков
Отказ от шаблона в организации урока
Вовлечение учащихся в активную
деятельность на уроке
Развитие коммуникативной функции речи
Не развлекательность, а занимательность урока
Слайд 17Использование проектной деятельности как способа активизации учебной деятельности.
Проектная деятельность – система
обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.
Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата.
Слайд 18Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:
обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
развитию творческих способностей и активности учащихся;
формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
формированию познавательных мотивов.
Слайд 19В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный
подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике.
Слайд 20Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы
(технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом
Учебный творческий проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.
Слайд 21Типы учебных проектов:
исследовательские;
творческие;
информационные;
телекоммуникационные;
социально-значимые
Включая школьников в проект, можно сформировать у них
следующие умения:
Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
Слайд 22Этапы работы над проектом:
Погружение в проект (подготовка учащихся к проектной деятельности).
Планирование
деятельности (пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных).
Осуществление деятельности по решению проблемы (разработка проекта).
Оформление результатов (структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков).
Презентация материалов.
Оценка результатов и процесса проектной деятельности.