Презентация, доклад на тему Создатель сочинского стиля- С.И.Венчагов

Содержание

Глядя на апофеоз безвкусицы, подаренный краевыми властями олимпийской столице в виде так называемых «мобильных деревьев», лишний раз хочется вспомнить добрым словом талантливого сочинского садовника Сергея Ильича Венчагова, чьи творения до сих пор украшают город-курорт, хоть и

Слайд 1Создатель «сочинского» стиля озеленения С.И. Венчагов

Создатель «сочинского» стиля озеленения С.И. Венчагов

Слайд 2Глядя на апофеоз безвкусицы, подаренный краевыми властями олимпийской столице в виде

так называемых «мобильных деревьев», лишний раз хочется вспомнить добрым словом талантливого сочинского садовника Сергея Ильича Венчагова, чьи творения до сих пор украшают город-курорт, хоть и несколько сократились по численности.

Выходец из Вышнего Волочка Калининской области, Сергей Ильич родился 27 августа 1927 года в семье юриста Ильи Яковлевича Венчагова. По окончании средней школы, в сентябре 1946 года поступил на плодоовощной факультет Московской сельскохозяйственной Академии им. К.А. Тимирязева. В 1951 году получил диплом ученого агронома с отличием. По распределению был направлен в Сочи в хозяйство 9-го отдела КГБ и в течение 20 лет занимался озеленением государственных дач, в том числе и «Бочаров ручей».

Глядя на апофеоз безвкусицы, подаренный краевыми властями олимпийской столице в виде так называемых «мобильных деревьев», лишний раз

Слайд 3Толчком создания «Сочинского» городского стиля озеленения послужил случай. Вот что писал

в своих воспоминаниях С.И. Венчагов в 1970 году:

«Ураганом сломало вековое дерево бука. Ствол распилили и убрали, а пень… Его жалко было убирать! Этот красавец пень почти трехметровой высоты с очень интересным сломом ствола стоял, как настоящая скульптура на броне густой зелени. Но администрация парка была другого мнения: приказ — немедленно убрать бурелом! Тогда и возникла идея «Спасения». В сломе пня в нескольких местах выдолбили отверстия, засыпали землю и посадили папортники. Кроме того, прибили 2 больших гриба-тутовика, вырезанных внутри, куда посадили ампельный хлорофитум. У подножия пня расчистили площадку, на которую высадили папортники и колхидский плющ в качестве почвопокровного фонового растения. В результате своеобразная красота деревянной скульптуры стала очевидна всем и строгий приказ был отменен.»

В апреле 1960 года Венчагов совершает круиз «вокруг Европы» посетив города Турции, Греции, Италии, Франции, Бельгии и Австрии с целью ознакомления с приемами декоративного оформления, которые в последствии он использовал в своей практике. Художественному переосмыслению подвергся весь растительный арсенал, способный зимовать в Сочи. Он вынес в парки, скверы, на улицы нашего города причудливую природную скульптуру из старых коряг и корней, цветущие подпорные стенки, водоемы с замысловатыми мостиками.




Толчком создания «Сочинского» городского стиля озеленения послужил случай. Вот что писал в своих воспоминаниях С.И. Венчагов в

Слайд 4Под руками Сергея Ильича оживали бетон и ракушечник, сланец и керамзит,

галька и другие неожиданные материалы, а в композициях из цветов и растений новая жизнь начиналась у битой посуды и керамики. В теории и на практике талантливый мастер создал новое направление городского паркового дизайна, споря с мировым опытом садового строительства, смело вводя в ландшафтный стиль ковровые культуры, которые раньше считались принадлежностью клумб. В итоге, «зеленые фантазии» Венчагова всегда отличала необыкновенная одухотворенность.

Под руками Сергея Ильича оживали бетон и ракушечник, сланец и керамзит, галька и другие неожиданные материалы, а

Слайд 7С 1 июня 1971 года С.И. Венчагов перешел работать в СРСУ

«Зеленстрой» в качестве прораба художественного участка озеленения, где трудился до последнего дня жизни. Стоит отметить, что талант ландшафтного мастера был поддержан тогдашним руководством города-курорта в лице председателя исполкома В.А. Воронкова, главного архитектора В.С. Внукова и главного художника В.Н. Кириченко. Именно благодаря сочетанию политической воли руководства города и основополагающего принципа «создать город-парк», заложенного в генплан города 1967 года, во Всесоюзном курорте были созданы новые декоративные уголки, скверы, мини-парки и пр., многие из которых до сих пор украшают уже олимпийскую столицу.

Некоторые из них: оформление у гостиницы «Москва» (с 1972 г.)

С 1 июня 1971 года С.И. Венчагов перешел работать в СРСУ «Зеленстрой» в качестве прораба художественного участка

Слайд 9«зелёный партер» концертного зала «Фестивальный» (1970-е)

«зелёный партер» концертного зала «Фестивальный» (1970-е)

Слайд 10сад российско-японской дружбы (1988 г.)

сад российско-японской дружбы (1988 г.)

Слайд 12озеленение территории чайных домиков (1970-е), Итальянский уголок Торговой галереи рядом с

магазином «Зенит» (1982 г.), цветник «Сочи-150 лет» (1988 г.), выставка приемов озеленения в совхозе «ДЦК» на Мацесте, проект и озеленение гостиницы «Рэдиссон сац Лазурная» (1993 г.), озеленение пансионата «Шексна» (1994 г.).

Отдельным пунктом в списке работ Сергея Ильича стоит создание уголка-выставка «Фитофантазия» (1991 г.) по соседству с Зимним театром. Здесь на маленьком участке посажено более 420 видов растений, образуя клумбы-фантазии, на которых цветы и сезонные растения прихотливо сочетаются с разнообразными вазами, корнями деревьев, керамзитом, глыбами стекла, створками раковин, между которыми в живописном соседстве растут пассифлора и калистемон, ценаерария и аукуба.

озеленение территории чайных домиков (1970-е), Итальянский уголок Торговой галереи рядом с магазином «Зенит» (1982 г.), цветник «Сочи-150

Слайд 18С творениями сочинского художника-дендролога приезжали знакомиться делегации специалистов из многих городов

Союза и зарубежных стран. На базе сочинских работ С.И. Венчагова в апреле 1987 года прошла Всесоюзная конференция ландшафтных архитекторов, а в октябре 1988 года слет ведущих аранжировщиков России. Организатор и вдохновитель ежегодной выставки цветов «Золотая осень», многократный участник ВДНХ СССР С.И. Венчагов был награжден тремя золотыми (1974, 1980, 1985 годы) и двумя серебряными (1962, 1967 гг.) медалями, многочисленными аттестатами и дипломами. В том числе и за участие в Международной выставке в г. Эрфурте (Германия) и на Всемирной выставке «Экспо-90» в г. Осака (Япония), что подтверждает мировой уровень его работ по озеленению Сочи.

Сергей Ильич создал уникальный «венчаговский» стиль, который впоследствии получил название «сочинского», и основал школу декораторов, научив своему мастерству десятки людей. Среди них: М. Тонконог, В. Петухов, В. Новиков, Т. Никитина, Б. Меняйлов, О. Ершова, Н. Голубев, Т. Скороплётова и др.

На сегодняшний день сохранились лишь более-менее крупные работы художника-дендролога, но и они спустя десятилетия на несколько порядков красивее озеленения многих «олимпийских» объектов (например, озеленения территории Олимпийского университета или гостиничного комплекса «Азимут»):

Сад российско-японской дружбы

С творениями сочинского художника-дендролога приезжали знакомиться делегации специалистов из многих городов Союза и зарубежных стран. На базе

Слайд 22«Зелёный партер» концертного зала «Фестивальный»

«Зелёный партер» концертного зала «Фестивальный»

Слайд 23Итальянский уголок на Торговой галерее

Итальянский уголок на Торговой галерее

Слайд 24Озеленение территории музея «Чайные домики»

Озеленение территории музея «Чайные домики»

Слайд 26Полузабытый уголок на углу улиц Горького и Парковой

Полузабытый уголок на углу улиц Горького и Парковой

Слайд 27Со строительством магазина на месте павильона «Филателия» и нового канализационного коллектора

была полностью уничтожена композиция в начале Платановой аллеи. Новодел, появившейся на этом месте после завершения строительных работ, получился более нарочито декоративный и гораздо менее естественный и живописный.

2010 г.

март 2012 г.

Со строительством магазина на месте павильона «Филателия» и нового канализационного коллектора была полностью уничтожена композиция в начале

Слайд 28апрель 2012 г.

апрель 2012 г.

Слайд 29август 2013 г.

август 2013 г.

Слайд 30Гости белой олимпиады и вовсе рискуют не заметить этот уголок за

«сундуком» Сбербанка и «мобильными деревьями».

Гости белой олимпиады и вовсе рискуют не заметить этот уголок за «сундуком» Сбербанка и «мобильными деревьями».

Слайд 31Зная и любя творчество Сергея Ильича Венчагова, сочинцы негодуют и выступают

категорически против установки убогих искусственных конструкций, призванных по мнению руководства края и города обогатить озеленение олимпийской столицы. Удивительно, но выбором и установкой этих конструкций занималось не лесопарковое хозяйство или департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства, а департамент городского хозяйства. Вот и получил город с богатыми ландшафтными традициями завхозное «вертикальное» озеленение.

Будто убеждая горожан в красоте новых элементов озеленения глава Центрального района заявил, что «всё было утверждено художниками и архитекторами». Однако, департамент архитектуры определил лишь места размещения и согласовал изображения полностью увитых зеленью конструкций. Установленные же по городу сооружения засажены в большинстве своём такими цветами, которые никогда не закроют опорную конструкцию (цикламены, тюльпаны или виолы).

Зная и любя творчество Сергея Ильича Венчагова, сочинцы негодуют и выступают категорически против установки убогих искусственных конструкций,

Слайд 33Местные жители тут же прозвали их «тазиками» или «ночными горшками», отмечая

дешёвый внешний вид и негодуя на скатывание городского озеленения от действительно мирового уровня к станичному.

Местные жители тут же прозвали их «тазиками» или «ночными горшками», отмечая дешёвый внешний вид и негодуя на

Слайд 34Возможно эти конструкции лучше воспринимались, если бы их не было так

много и так безграмотно расставлено прямо на существующих клумбах. Сейчас это воспринимается как засилье дешевизны и безвкусицы, осложняя к тому же восприятие существующего натурального озеленения Сочи или памятников архитектуры.
Возможно эти конструкции лучше воспринимались, если бы их не было так много и так безграмотно расставлено прямо

Слайд 35Да и высаженные на клумбах в ряды цветочки разной окраски отбрасывает

сочинское озеленение на более чем полвека назад, в суровые 1950-е.

Да и высаженные на клумбах в ряды цветочки разной окраски отбрасывает сочинское озеленение на более чем полвека

Слайд 36Как будто никогда в Сочи и не было своего ландшафтного стиля,

удостоенного в 1979 году Государственной премии РСФСР в области архитектуры «за создание садово-парковой среды центра города-курорта Сочи» (Венчагов, Сергей Ильич, художник-дендролог; Внуков, Вячеслав Сергеевич, гл. архитектор города; Кириченко, Валентин Николаевич, художник; Куценко, Михаил Павлович, бригадир рабочих-озеленителей).

Сегодня работы Сергея Ильича Венчагова нуждаются в сохранности и бережном воссоздании в соответствии со стилем мастера, так как только такое озеленение подходит Сочи — единственному субтропическому городу на территории России.

Как будто никогда в Сочи и не было своего ландшафтного стиля, удостоенного в 1979 году Государственной премии

Слайд 37конец

конец

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть