Слайд 1Создатель «сочинского» стиля озеленения С.И. Венчагов
Слайд 2Глядя на апофеоз безвкусицы, подаренный краевыми властями олимпийской столице в виде
так называемых «мобильных деревьев», лишний раз хочется вспомнить добрым словом талантливого сочинского садовника Сергея Ильича Венчагова, чьи творения до сих пор украшают город-курорт, хоть и несколько сократились по численности.
Выходец из Вышнего Волочка Калининской области, Сергей Ильич родился 27 августа 1927 года в семье юриста Ильи Яковлевича Венчагова. По окончании средней школы, в сентябре 1946 года поступил на плодоовощной факультет Московской сельскохозяйственной Академии им. К.А. Тимирязева. В 1951 году получил диплом ученого агронома с отличием. По распределению был направлен в Сочи в хозяйство 9-го отдела КГБ и в течение 20 лет занимался озеленением государственных дач, в том числе и «Бочаров ручей».
Слайд 3Толчком создания «Сочинского» городского стиля озеленения послужил случай. Вот что писал
в своих воспоминаниях С.И. Венчагов в 1970 году:
«Ураганом сломало вековое дерево бука. Ствол распилили и убрали, а пень… Его жалко было убирать! Этот красавец пень почти трехметровой высоты с очень интересным сломом ствола стоял, как настоящая скульптура на броне густой зелени. Но администрация парка была другого мнения: приказ — немедленно убрать бурелом! Тогда и возникла идея «Спасения». В сломе пня в нескольких местах выдолбили отверстия, засыпали землю и посадили папортники. Кроме того, прибили 2 больших гриба-тутовика, вырезанных внутри, куда посадили ампельный хлорофитум. У подножия пня расчистили площадку, на которую высадили папортники и колхидский плющ в качестве почвопокровного фонового растения. В результате своеобразная красота деревянной скульптуры стала очевидна всем и строгий приказ был отменен.»
В апреле 1960 года Венчагов совершает круиз «вокруг Европы» посетив города Турции, Греции, Италии, Франции, Бельгии и Австрии с целью ознакомления с приемами декоративного оформления, которые в последствии он использовал в своей практике. Художественному переосмыслению подвергся весь растительный арсенал, способный зимовать в Сочи. Он вынес в парки, скверы, на улицы нашего города причудливую природную скульптуру из старых коряг и корней, цветущие подпорные стенки, водоемы с замысловатыми мостиками.
Слайд 4Под руками Сергея Ильича оживали бетон и ракушечник, сланец и керамзит,
галька и другие неожиданные материалы, а в композициях из цветов и растений новая жизнь начиналась у битой посуды и керамики. В теории и на практике талантливый мастер создал новое направление городского паркового дизайна, споря с мировым опытом садового строительства, смело вводя в ландшафтный стиль ковровые культуры, которые раньше считались принадлежностью клумб. В итоге, «зеленые фантазии» Венчагова всегда отличала необыкновенная одухотворенность.
Слайд 7С 1 июня 1971 года С.И. Венчагов перешел работать в СРСУ
«Зеленстрой» в качестве прораба художественного участка озеленения, где трудился до последнего дня жизни. Стоит отметить, что талант ландшафтного мастера был поддержан тогдашним руководством города-курорта в лице председателя исполкома В.А. Воронкова, главного архитектора В.С. Внукова и главного художника В.Н. Кириченко. Именно благодаря сочетанию политической воли руководства города и основополагающего принципа «создать город-парк», заложенного в генплан города 1967 года, во Всесоюзном курорте были созданы новые декоративные уголки, скверы, мини-парки и пр., многие из которых до сих пор украшают уже олимпийскую столицу.
Некоторые из них: оформление у гостиницы «Москва» (с 1972 г.)
Слайд 9«зелёный партер» концертного зала «Фестивальный» (1970-е)
Слайд 10сад российско-японской дружбы (1988 г.)
Слайд 12озеленение территории чайных домиков (1970-е), Итальянский уголок Торговой галереи рядом с
магазином «Зенит» (1982 г.), цветник «Сочи-150 лет» (1988 г.), выставка приемов озеленения в совхозе «ДЦК» на Мацесте, проект и озеленение гостиницы «Рэдиссон сац Лазурная» (1993 г.), озеленение пансионата «Шексна» (1994 г.).
Отдельным пунктом в списке работ Сергея Ильича стоит создание уголка-выставка «Фитофантазия» (1991 г.) по соседству с Зимним театром. Здесь на маленьком участке посажено более 420 видов растений, образуя клумбы-фантазии, на которых цветы и сезонные растения прихотливо сочетаются с разнообразными вазами, корнями деревьев, керамзитом, глыбами стекла, створками раковин, между которыми в живописном соседстве растут пассифлора и калистемон, ценаерария и аукуба.
Слайд 18С творениями сочинского художника-дендролога приезжали знакомиться делегации специалистов из многих городов
Союза и зарубежных стран. На базе сочинских работ С.И. Венчагова в апреле 1987 года прошла Всесоюзная конференция ландшафтных архитекторов, а в октябре 1988 года слет ведущих аранжировщиков России. Организатор и вдохновитель ежегодной выставки цветов «Золотая осень», многократный участник ВДНХ СССР С.И. Венчагов был награжден тремя золотыми (1974, 1980, 1985 годы) и двумя серебряными (1962, 1967 гг.) медалями, многочисленными аттестатами и дипломами. В том числе и за участие в Международной выставке в г. Эрфурте (Германия) и на Всемирной выставке «Экспо-90» в г. Осака (Япония), что подтверждает мировой уровень его работ по озеленению Сочи.
Сергей Ильич создал уникальный «венчаговский» стиль, который впоследствии получил название «сочинского», и основал школу декораторов, научив своему мастерству десятки людей. Среди них: М. Тонконог, В. Петухов, В. Новиков, Т. Никитина, Б. Меняйлов, О. Ершова, Н. Голубев, Т. Скороплётова и др.
На сегодняшний день сохранились лишь более-менее крупные работы художника-дендролога, но и они спустя десятилетия на несколько порядков красивее озеленения многих «олимпийских» объектов (например, озеленения территории Олимпийского университета или гостиничного комплекса «Азимут»):
Сад российско-японской дружбы
Слайд 22«Зелёный партер» концертного зала «Фестивальный»
Слайд 23Итальянский уголок на Торговой галерее
Слайд 24Озеленение территории музея «Чайные домики»
Слайд 26Полузабытый уголок на углу улиц Горького и Парковой
Слайд 27Со строительством магазина на месте павильона «Филателия» и нового канализационного коллектора
была полностью уничтожена композиция в начале Платановой аллеи. Новодел, появившейся на этом месте после завершения строительных работ, получился более нарочито декоративный и гораздо менее естественный и живописный.
2010 г.
март 2012 г.
Слайд 30Гости белой олимпиады и вовсе рискуют не заметить этот уголок за
«сундуком» Сбербанка и «мобильными деревьями».
Слайд 31Зная и любя творчество Сергея Ильича Венчагова, сочинцы негодуют и выступают
категорически против установки убогих искусственных конструкций, призванных по мнению руководства края и города обогатить озеленение олимпийской столицы. Удивительно, но выбором и установкой этих конструкций занималось не лесопарковое хозяйство или департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства, а департамент городского хозяйства. Вот и получил город с богатыми ландшафтными традициями завхозное «вертикальное» озеленение.
Будто убеждая горожан в красоте новых элементов озеленения глава Центрального района заявил, что «всё было утверждено художниками и архитекторами». Однако, департамент архитектуры определил лишь места размещения и согласовал изображения полностью увитых зеленью конструкций. Установленные же по городу сооружения засажены в большинстве своём такими цветами, которые никогда не закроют опорную конструкцию (цикламены, тюльпаны или виолы).
Слайд 33Местные жители тут же прозвали их «тазиками» или «ночными горшками», отмечая
дешёвый внешний вид и негодуя на скатывание городского озеленения от действительно мирового уровня к станичному.
Слайд 34Возможно эти конструкции лучше воспринимались, если бы их не было так
много и так безграмотно расставлено прямо на существующих клумбах. Сейчас это воспринимается как засилье дешевизны и безвкусицы, осложняя к тому же восприятие существующего натурального озеленения Сочи или памятников архитектуры.
Слайд 35Да и высаженные на клумбах в ряды цветочки разной окраски отбрасывает
сочинское озеленение на более чем полвека назад, в суровые 1950-е.
Слайд 36Как будто никогда в Сочи и не было своего ландшафтного стиля,
удостоенного в 1979 году Государственной премии РСФСР в области архитектуры «за создание садово-парковой среды центра города-курорта Сочи» (Венчагов, Сергей Ильич, художник-дендролог; Внуков, Вячеслав Сергеевич, гл. архитектор города; Кириченко, Валентин Николаевич, художник; Куценко, Михаил Павлович, бригадир рабочих-озеленителей).
Сегодня работы Сергея Ильича Венчагова нуждаются в сохранности и бережном воссоздании в соответствии со стилем мастера, так как только такое озеленение подходит Сочи — единственному субтропическому городу на территории России.