Слайд 1ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АЗОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Социализация детей с нарушениями слуха
через развитие их коммуникативной деятельности
Слайд 2Цель
Формирование и развитие коммуникативной компетентности школьников с ОВЗ как интегрального свойства
личности, обеспечивающего успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в обществе.
Слайд 3Актуальность деятельности
Социализация – это процесс, во время которого
ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить, играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе.
Процесс социализации у детей с нарушением слуха значительно осложняется в связи с недоразвитием или отсутствием речи, и как следствие этого- нарушение социальных контактов ребенка с окружающим миром.
Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания приводит к возрастанию эмоционального напряжения, к возникновению поведенческих проблем.
Справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями,
которые кажутся непреодолимыми для ребенка, усилить ощущение
собственной личностной ценности, активно строить индивидуальные
социальные контакты успешнее происходят в процессе творческой
деятельности. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку
легче выразить с помощью зрительных образов. Если ребенок робок и боязлив,
не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от
сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния
зажатости.
Слайд 4Взаимодействие социальной и коммуникативной компетенций
Коммуникативные компетенции являются важнейшими ключевыми компетенциями, которые
должны быть сформированы в общеобразовательной школе согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
Коммуникативная компетенция является одной из базовых компетентностей современного человека
(умение эффективно сотрудничать с другими людьми).
Проблема формирования коммуникативной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как средство наиболее полной и успешной социализации обучающихся имеет огромную значимость и актуальность, так как интеграция и социальная адаптация таких детей невозможна без речевого общения и взаимодействия.
Слайд 5
Задачи деятельности по успешной социализации
подготовка детей к мировозренческому восприятию себя, помощь
в построении отношений с миром, в определении своего места в жизни в процессе творческой деятельности;
формирование культуры общения школьников с товарищами, родителями, учителями, взрослыми;
ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине, в ДК;
Победители ежегодного литературно-творческого
конкурса « Ё- библиотека» рамках недели детской книги в номинации «Ё-Притяжение» г.Азов
Библиотека им. А.П.Чехова
Слайд 6 развитие способности соотносить культурные социальные нормы с собственным поведением во
всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной, духовной, общественной;
развитие способности жить полноценной счастливой жизнью, иметь хорошую семью.
развитие интереса к народному творчеству и его традициям;
развитие творческих способностей ребенка в различных сферах деятельности;
Слайд 7Задачи деятельности по успешной коммуникации
Формирование умения преодолевать актуальные жизненные проблемы, используя
вербальную и невербальную коммуникацию в качестве средства достижения цели
Формировать умение вести беседу, сформулировать вопрос, выразить личную позицию, просьбу, дать совет
Накопление опыта эффективного взаимодействия с другими людьми
Слайд 8Формировать умение корректно выразить, несогласие, проявить сочувствие, признательность, осваивать традиционные культурные,
социально-нормативные формы выражения своих эмоций
Слайд 9Расширять /индивидуально - дозировано/ круг коммуникативно-речевых ситуаций во внеурочной деятельности, вне
образовательного учреждения (экскурсии, театры, музеи, кружки, секции)
Формировать умение передавать или использовать полученную информацию в процессе коммуникативного взаимодействия
Слайд 10Предупреждение и коррекция нарушения чтения и письма, обусловленного речевой недостаточностью.
Развитие устной
и письменной речи
Слайд 11
Целевые группы
Учащиеся
Педагоги
Родители учащихся
Слайд 12Ожидаемые результаты
В результате проделанной работы должна прослеживаться положительная динамика уровня коммуникативной
компетенции.
Должна наблюдаться успешная социализация учащихся: дети легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, проявляют отзывчивость, оказывают действенную взаимопомощь.
Предполагается достижение высокого уровня коммуникативных навыков школьников, проявляют уважительное отношение к окружающим людям, их интересам.
Сформированы мировоззренческие понятия.
Предполагается успешная интеграция детей в социальную среду через конкурсные и досуговые мероприятия.
В процессе творческой деятельности должна возникнуть потребность к самовыражению, к самореализации, к воплощению собственных идей, направленных на создание нового «продукта» (материального или духовного).
Слайд 13Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный /сентябрь
II этап –
основной /октябрь – апрель
III этап – оценочно-результативный /май
Слайд 14I этап -подготовительный
Цель – нормативно-правовое и информационное обеспечение образовательного проекта.
Изучение
научно-педагогической, коррекционной и психолого-педагогической литературы поданной проблеме с целью педагогического поиска, отбора ведущих педагогических идей, о тенденциях развития современного коррекционного образования;
Диагностирование детей с целью изучения их возможностей, потребностей, интересов;
Разработка модели педагогического проекта, его теоретической концепции;
Установление взаимосвязей с окружающей средой (в том числе с родителями) в рамках единого образовательно-воспитательного пространства;
Решение проблем материально-технического и нормативно-методического обеспечения.
Определение сроков реализации проекта, расстановка педагогических кадров.
Слайд 15II этап - основной
Условия успешной реализации проекта:
количественное и качественное закрепление
достигнутых результатов;
повышение профессионального мастерства и творческого роста педагогов;
активное включение родителей в совместную деятельность;
разработка адаптированных программ по РСВ и ФП для организации деятельности в различных направлениях.
Слайд 16Факторы, негативно влияющие на развитие коммуникативных компетенций детей с ОВЗ:
Нарушение связи
с миром в связи с заболеванием.
Ограниченная мобильность.
Недостаток контактов со сверстниками и взрослыми.
Ограниченность доступа к культурным ценностям.
Эгоцентризм в межличностных отношениях.
Сложность в обосновании и доказательстве своего мнения.
Низкий уровень овладения способами взаимодействия
Недостаточная сформированность речевой инициативности.
Отсутствие навыков передачи информации.
Трудности выбора адекватных языковых средств.
Слайд 17III этап – оценочно-результативный
Цель – анализ, обобщение и распространение опыта реализации
проекта.
Создание пакета диагностических материалов по мониторингу сформированности коммуникативно-значимых и социальных качеств личности школьников с ОВЗ (анкеты, тесты, мониторинги).
Банк методических материалов по развитию социально-коммуникативных компетенций (воспитательные мероприятия, опыт реализации проектной деятельности)
Распространение опыта работы по развитию коммуникативных и социальных компетенций посредством печати методических материалов, публикации в сети Интернет на официальном сайте школы, организация и участие в педагогических конференциях, семинарах, совещаниях.
Повышение собственной компетентности в вопросе формирования здорового образа жизни детей.
Слайд 18
Средства успешной реализации
основных направлений деятельности:
Система внеклассных мероприятий
Внеклассные занятия по циклограмме деятельности
КТД: подготовка и участие в выставках, конкурсах, выпуск праздничных газет
Классные традиции : Дни именинников,
традиция приветствия,
подведение итогов дня,
оформление уголков класса и
спален
Слайд 19Система дополнительного образования
В школе работают кружки разной направленности:
Хореографический кружок «Россияночка»
Жестовое пение
«Поющие руки»
Театр-студия «Маска»
Курс «Этикет»
Курс «Основы православной культуры»
Секция «Школа здоровья»
Детская организация «ДЮП»
Кружок «Футбол»
Слайд 20Школьные традиции
(проведение общешкольных праздников, тематических недель)
Линейка 1 сентября
Концерт, посвященный Дню учителя
Праздничный
фестиваль-концерт к Дню инвалидов
Новогодний таеатрализованный утренник
Праздник «Масленица»
Праздничный концерт к Дню защитника отечества
Праздничный концерт «8 Марта»
Линейка «Последний звонок»
Тематические недели по ПДД,
по РСВ и ФП
Слайд 21Взаимодействие с социумом
Театрализованные представления детей-актёров школьного театра-студии «Маска» на Всероссийском форуме
молодёжи «ВОГ»
Участие в реализации программы областной площадки «Мир творчества без барьеров» Участники: АНО Центр сурдоперевода РО ОООИ «ВОГ, ГБОУ РО «Азовская школа-интернат», филиал ДГТУ в г. Азове
Участие в проектах фонда помощи детям-инвалидам «Надежда»
Коллективная работа в концертах с ДШИ им.Прокофьева
Подготовка и участие мероприятий с МБОУ ДО ДДТ (Дом детского творчества)
Участие в социальных городских программах МБОУ ДО станции юных техников
Подготовка и участие в работе Детского Экологического Проекта «Природа моего края» г.Азова
Слайд 22Участие в областных праздничных мероприятиях в рамках проекта «Особенное детство» Партии
«Единая Россия»
Подготовка и участие детей к областному театральному фестивалю «Ветер перемен» (Фонд Президентских грантов)
Слайд 23Сотрудничество с Азовским казачьим юртом
Сотрудничество с муниципальным народным ансамблем танца «Гуляй,
Россияне»
Слайд 24риски в реализации проекта
проблема
пути преодоления
нарушение связи с миром
Оказание всесторонней помощи семье
в развитии коммуникативных компетенций детей
низкий уровень овладения коммуникативными средствами
Коррекционная помощь в овладении навыками общения
проблемы коммуникативно-речевых стратегий общения
Инклюзия, организация совместной деятельности с нормативно здоровыми сверстниками
сложность адаптации
Оказание помощи в социализации, повышение уровня культуры общения, развитие навыков общения, повышение самооценки
Слайд 25 Результаты диагностики (диагностический инструментарий)
Для изучения детей была проведена:
- диагностика
уровня развития речи и слуха;
- диагностика уровня личностного развития;
- диагностика уровня удовлетворенности школьной жизнью;
-диагностика уровня воспитанности;
-диагностика уровня развития классного коллектива.
Как показали наши исследования, прослеживается положительная динамика в формировании нравственных знаний, убеждений, поведения, вербальной речи, согласно индивидуальному слуховому развитию учащихся.
У детей сформированы понятия добра, сочувствия, желания и умение общаться с людьми различных категорий (одноклассниками, младшими и взрослыми учащимися, родственниками, педагогами, другими людьми из внешней слышащей социальной среды), умение выйти из ситуации без агрессии.
Слайд 26
Дальнейшее развитие проекта
Содержание будет совершенствоваться и дополняться новыми формами работы
с педагогами: проведение мастер-классов, оказание методической помощи, предоставление дидактических материалов.
Наработки получат дальнейшее распространение через публикации в сети Интернет на образовательных сайтах.
Методический материал будет использован для другого контингента детей и родителей.
Слайд 27Вывод
Мы пришли к выводу, что следует
продолжать работу по социализации детей с нарушениями слуха через развитие их коммуникативной деятельности, так как именно это обеспечит наличие обратной связи, возникновение атмосферы сотрудничества в коллективе школы, позволит сформировать и развить эвристические качества личности субъектов образовательной деятельности, подготовит неслышащих детей к жизни в социуме, поможет им вырасти раскрепощенными, самостоятельными, способными творчески (креативно) мыслить.
Таким образом, при соблюдении определенных условий дети с нарушением слуха становятся полноценными членами общества. Главное — помочь им преодолеть трудности и стать хозяевами своей судьбы.