Презентация, доклад на тему Софизмы

Математический софизм – удивительное утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные, а подчас и довольно тонкие ошибки.

Слайд 1Математические софизмы
Подготовила учитель математики
МБОУ СОШ с Красное имени Героя Советского

Союза Г.Ф.Байдукова
Мулярчук Светлана Михайловна

Математические софизмыПодготовила учитель математики МБОУ СОШ с Красное имени Героя Советского Союза Г.Ф.БайдуковаМулярчук Светлана Михайловна

Слайд 2Математический софизм – удивительное утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные, а

подчас и довольно тонкие ошибки.
Мартин Гарднер
Математический софизм – удивительное утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные, а подчас и довольно тонкие ошибки.

Слайд 3 Что такое софизм?
Софизм (от греч.

sophisma – уловка, выдумка, головоломка, ухищрение, выдумка) — ложное умозаключение, которое, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажется правильным.
Софизм - формально кажущееся правильным, но по существу ложное умозаключение, основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений (словарь Ожегова).
Что такое софизм?Софизм (от греч. sophisma – уловка, выдумка, головоломка, ухищрение,

Слайд 4Виды софизмов
арифметические
геометрические
алгебраические
логические

Виды софизмоварифметическиегеометрическиеалгебраическиелогические

Слайд 5 Арифметический софизм
« Дважды два

- пять!»
Возьмем в качестве исходного соотношения следующее очевидное равенство:
4:4= 5:5    (1)
После вынесения за скобки общего множителя из каждой части равенства  будем иметь:
4∙(1:1)=5∙(1:1)  (2)
или
(2∙2)(1:1)=5(1:1)   (3)
Наконец, зная, что 1:1=1, мы из соотношения   (2)    устанавливаем:     
2∙2=5
Где ошибка?
.

Нельзя выносить множитель за скобки, как это сделано в равенстве (2).

Арифметический   софизм« Дважды два - пять!»Возьмем в качестве исходного соотношения

Слайд 6 Арифметический софизм
«Два неодинаковых натуральных

числа равны между собой»
Решим систему двух уравнений: х+2у=6, (1) у=4- х/2 (2) Сделаем это подстановкой у из 2го уравнения в 1, получаем х+8-х=6, откуда 8=6
Где ошибка?

Уравнение (2) можно записать как х+2у=8, так что исходная система запишется в виде: Х+2у=6, Х+2у=8. В этой системе уравнений коэффициенты при переменных одинаковы, а правые части не равны между собой, из этого следует, что система несовместна, т.е. не имеет ни одного решения.

Арифметический   софизм«Два неодинаковых натуральных числа равны между собой» Решим систему

Слайд 7« Дважды два - пять!»
Сейчас мы вместе с вами докажем, что

дважды два равно пяти. Это можно сделать буквально на пальцах: Имеем равенство: 16 - 36 = 25 - 45 (1)Прибавим к левой и правой части 81/4:
16 - 36 + 81/4 = 25 - 45 + 81/4 (2)
Преобразуем выражение: 4*4 - 2*4*9/2 + (9/2)*(9/2) = 5*5 - 2*5*9/2 + (9/2)*(9/2) (3)
Теперь можно заметить, что в левой и правой части выражения (3) записаны произведения вида: a 2 -2ab+b2 , то есть, квадрат разности: (a-b)2 . В нашем случае слева a=4, b=9/2, а справа a=5, b=9/2. Поэтому перепишем выражение (3) в виде квадратов разности: (4 - 9/2)2 = (5 - 9/2)2 .А следовательно, 4 - 9/2 = 5 - 9/2 10 И наконец, получаем долгожданное равенство: 4 = 5 или, если угодно: 2*2 = 5
  Где ошибка?

В преобразования, разумеется, закралась ошибка. А именно, при переходе из (4) в (5) совсем забыли, что равенство квадратов вовсе не означает равенство значений, возведенных в квадрат: они могут быть противоположны друг другу, как в нашем случае: 4-9/2 равно -1/2, а 5-9/2 равно 1/2. А квадраты этих значений одинаковы

« Дважды два - пять!»Сейчас мы вместе с вами докажем, что дважды два равно пяти. Это можно

Слайд 8
Возьмем два произвольных неравных

между собой числа а и b и запишем для них очевидное тождество:
а2 -2ab+b2 = b2 -2ab+ а2
Слева и справа стоят полные квадраты, т. е. можем записать
(а-b)2 = (b-а)2. (1)
Извлекая из обеих частей последнего равенства квадратный корень, получим:
a-b = b-a (2)
или 2а = 2b, или окончательно
a=b.
Где ошибка?

ОШИБКА В ПЕРЕХОДЕ ОТ РАВЕНСТВА (1) К РАВЕНСТВУ(2)

Алгебраический софизм «Все числа равны между собой»

Возьмем два произвольных неравных между собой числа а и b

Слайд 9
Возьмем два положительных числа

а и с. Сравним два отношения: а/-c и -а/c Они равны, так как каждое из них равно –(а/с). Можно составить пропорцию: a/-c=-a/c Но если в пропорции предыдущий член первого отношения больше последующего, то предыдущий член второго отношения также больше своего последующего. В нашем случае а>-с, следовательно, должно быть –а>с, т.е. отрицательное число больше положительного. Где ошибка?

Данное свойство пропорции может оказаться неверным, если некоторые члены пропорции отрицательны

«Отрицательное число больше положительного».

Возьмем два положительных числа а и с. Сравним два отношения:

Слайд 10Геометрический софизм «Катет равен гипотенузе»
. Где ошибк
Угол С равен

90˚, ВД - биссектриса угла СВА, СК = КА, ОК перпендикулярна СА, О - точка пересечения прямых ОК и ВД, ОМ перпендикулярна АВ, ОL перпендикулярна ВС. Имеем: треугольник LВО равен треугольнику МВО, ВL = ВМ, ОМ = ОL = СК = КА, треугольник КОА равен треугольнику ОМА (ОА - общая сторона, КА = ОМ, угол ОКА и угол ОМА - прямые), угол ОАК = углу МОА, ОК = МА = СL, ВА = ВМ + МА, ВС = ВL + LС, но ВМ = ВL, МА = СL, и потому ВА = ВС

Где ошибка?

Ошибка заключается в том, что рассуждения, о том, что катет равен гипотенузе, опирались на ошибочный чертеж. Точка пересечения прямой, определяемой биссектрисой ВD и серединного перпендикуляра к катету АС, находится вне треугольника АВС.

Геометрический  софизм  «Катет равен гипотенузе»   . Где ошибкУгол С равен 90˚, ВД -

Слайд 11«Спичка вдвое длиннее телеграфного столба!!!»

 Пусть  а дм –длина спички и b

дм - длина столба.
Разность между b и  a  обозначим через c .
Имеем:
b - a = c, b = a + c.
Перемножаем два эти равенства по частям, находим:
b2 - ab = ca + c2.
Вычтем из обеих частей bc. Получим:
b2- ab - bc = ca + c2 – bc
или
b(b - a - c) = - c(b - a - c) (1)
Откуда:
b = - c, но c = b – a
Поэтому
b = a - b, или a = 2b.    
Где ошибка???

В выражении
b(b-a-c )= -c(b-a-c)
производится деление
на (b-a-c),
а этого делать нельзя,
так как b-a-c=0.
Значит, спичка не может быть вдвое длиннее телеграфного столба!!!

«Спичка вдвое длиннее телеграфного столба!!!» Пусть  а дм –длина спички и b дм - длина столба. Разность между

Слайд 12 Логический софизм

 Девушка – это человек. Девушка является

молодой, а значит, она – молодой человек. Последний, в свою очередь, является парнем. Стало быть, девушка не является человеком.
Где ошибка?

так как здесь наблюдается противоречие. (Данный софизм является доказательством от противного)

Логический софизм Девушка – это человек. Девушка является молодой, а значит, она – молодой

Слайд 13
А. Г. Мадера, Д. А. Мадера

«Математические софизмы», Москва, «Просвещение», 2003г.
Энциклопедический словарь юного математика.
Брадис В. М., Минковский В. Л., Харчева Л. К. «Ошибки в математических рассуждениях».
Перельман Я. И. «Занимательная математика».
Аменицкий Н. «Математические развлечения и любопытные приёмы мышления». М.,1912г.
Богомлов С. А. «Актуальная бесконечность.» М.; Л., 1934г.
Горячев Д. Н., Воронец А. Н. «Задачи, вопросы и софизмы для любителей математики», М., 1903.
Лямин А. А. «Математические парадоксы и интересные задачи», М.1911г.
9. Обреимов В. И. «Математические софизмы», 2-е изд., СПб., 1889г.

литература

А. Г. Мадера, Д. А. Мадера «Математические софизмы», Москва, «Просвещение», 2003г.Энциклопедический словарь

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть