Слайд 1Разработать «сквозное решение» объектов коммуникации
Москва 2016
Департамент Образования Города Москвы
ГБПОУ Колледж
декоративно - прикладного искусства им. Карла Фаберже
Слайд 2Визуальная составляющая среды обитания является одним из приоритетных объектов дизайнерского творчества.
Такое положение обусловлено тем, что более 80% всей информации (сведений, знаний) в процессе жизнедеятельности человек получает благодаря зрительному анализатору (глазам в сочетании с соответствующими участками головного мозга).
При интенсивном развитии отечественного художественного конструирования в 60-е годы дизайнерский подход в прикладной графике начал осуществляться через промграфику (графические элементы на изделиях) и упаковку. Пик этого процесса пришелся на конец 60-х – начало 70-х годов. Теоретическая концепция, которую характеризовали как визуально-коммуникационную, формировалась на базе семиотики (наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем) и теории информации с учетом социально-технического контекста.
Слайд 3Графический дизайн «превращает информацию в визуальные сигналы, которые должны быть интерпретированы
однозначно»; «в структуру визуальной коммуникации входит: источник текста, который задает не визуализированное содержание, визуальный коммуникатор, визуальный текст, канал связи, приемник текста»; «складывается новый тип профессионала – дизайнер-график становится визуальным коммуникатором»
Слайд 4Эта концепция графического дизайна, лежащая в русле концепции функционализма, во многом
остается привлекательной и сегодня, особенно с методологических позиций, при условии понимания необходимости усиления художественного начала, учета порой противоречивых, но столь важных стилевых тенденций и модных веяний.
Объекты творческого внимания дизайн-графиков многочисленны и многоплановы. Рассматривая визуальную составляющую рукотворной среды обитания, можно выделить в ней несколько условных слоев.
Слайд 5Первый слой, с которым имеют контакты практически все, образуют средства и
системы визуальных коммуникаций в городских, сельских и прочих пространствах, на транспорте и т. д. Сюда входят вывески, рекламные установки, витрины магазинов, таблицы с наименованиями улиц и номерами домов, указатели маршрутов транспорта, знаки дорожного движения и пр.
Слайд 6Второй слой – средства визуальных коммуникаций в пространствах зданий, интерьерах: указатели,
пиктограммы, таблички, рекламные объявления, плакаты и другие средства информации.
Слайд 7Третий, наиболее специфический, связан с эксплуатацией оборудования и оснащения производственного, офисного,
бытового и прочего назначения. Человек, эксплуатирующий это оборудование, или, пользуясь терминологией эргономики, человек-оператор с помощью средств отображения (индикаторов различных типов и видов) получает сведения (данные), характеризующие параметры объектов управления, ход технологических процессов и т. д. непосредственно на рабочем месте или от переносных, передвижных изделий во время функциональных процессов, работы с ними.
Слайд 8При проектировании элементов третьего слоя, прежде всего для случаев производственных интерьеров,
организации рабочих мест, диспетчерских служб и эксплуатации другого технически сложного оборудования, основными становятся проблемы скорости и эффективности (безошибочности) восприятия визуальной информации. Главенствующими выступают эргономические требования, а художественная сторона несколько отодвигается на второстепенные роли.
Слайд 9Разработка элементов второго слоя, в частности пиктограмм, указателей, табличек и пр.
для производственных и общественных интерьеров (медицинские учреждения, вокзалы, автостанции, аэропорты) также требует в первую очередь выявления и учета оптимального образного стереотипа визуального восприятия, характерного для возможно большего процента персонала и обслуживаемого контингента населения. На основе анализа ситуации и с учетом проведенных предпроектных исследований формируется образное решение с применением единого графического языка
Слайд 10В визуальных средствах первого слоя, особенно в вывесках, рекламе, более явственно
проявляется переход от эргономической обусловленности к творческой свободе замысла и воплощения
как в содержании, так и в форме.
Наиболее эффективным является комплексное
«сквозное » решение элементов визуальной составляющей среды обитания по всем слоям. Это возможно при разработке и реализации графической части фирменного стиля предприятий, фирм в частных случаях, но предпочтительнее глобальный масштаб с охватом отраслей народного хозяйства, транспорта, социально-культурной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, больших мероприятий государственного или даже международного масштаба, в том числе олимпиады, фестивали и пр.
Слайд 11Наличие зрительной информации необходимо в местах большого скопления людей, таких как
вокзалы, торговые центры, крупные магазины, выставки и др. Эта область графического дизайна называется архиграфика. То есть система визуальной коммуникации , суперграфика, пиктограммы и другие графические элементы интерьерного архитектурного пространства.
Слайд 12В общественных зданиях, транспортных сооружениях наличие указателей, пиктограмм и других средств
визуальной коммуникации не является самоцелью, а выступает как составная часть функционального архитектурного замысла. Например, в Новосибирском аэровокзале в качестве основных визуальных средств выступают схемы воздушных линий, план подъезда к городу, надписи, указатели, пиктограммы, табло и т.п. элементы системы зрительной информации. Сложно и насыщенно решение интерьера аэропорта Шереметьево в Москве. Здесь используются эмблемы авиакомпаний, с которыми аэропорт заключил соглашения о взаимных полетах, а также система указателей, надписей, схем воздушных линий, электронных табло и других элементов архиграфики.
Слайд 13В качестве зарубежного опыта можно привести пример оформления современного фирменного стиля
авиакомпании КЛМ и Люфтганза. Их фирменный шрифт применяется от большой городской вывески на здании до надписи на бланках и документах авиакомпании. В вокзалах английской компании БЕА с успехом используется система изобразительных символов (пиктограмм) для обозначения помещений. Такой прием оправдан там, где проходит большой поток иностранных пассажиров. Система визуальной информации должна занимать значительное место не только в интерьерах вокзалов, но и в решении подъездных путей от города к аэропорту, в оформлении привокзальных площадей и перронов,
где она становится частью архитектуры.
Слайд 14Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов
ПК 1.1.
Осуществить процесс дизайнерского проектирования с учетом современных тенденции в области дизайна
ПК 1.4. Разрабатывать колористическое решение дизайн-проекта
ПК 4.2. Планировать собственную деятельность