Слайд 1Символ СОЛНЦА в культуре якутов, бурятов и русских народов
Авторы: Сыроватская Кира
ученица 4 в класса,
Ефремова Василиса ученица 4 б класса
МБОУ «СОШ № 7»,
Руководители: Тыхеева Виктория Владимировна,
учитель английского языка МБОУ «СОШ № 7»
Слайд 2 Актуальность темы исследования: каждый народ выработал свою философию общения с
природой. И осознание этого приходит к каждому человеку с самого раннего детства – через сказки, песни, пословицы, поговорки, через игры, обряды, украшения, орнаменты.
Объектом нашего исследования стал символ солнца в хороводных танцах, украшениях, орнаментах якутов, бурятов и русских.
Предметом изучения стало символическое значение солнца в культуре у якутов, бурятов и русских.
Цель: изучить значение символа Солнца в хороводных танцах, украшениях, орнаментах у якутов, бурятов, русских народов.
Задачи работы:
• ознакомиться с культурой якутов, бурятов и русских;
• определить значение символа Солнца в украшениях, орнаментах и хороводных танцах у якутов, бурятов и русских;
• узнать, сохраняются ли традиции орнаментирования предметов в наше время;
Слайд 3Гипотеза: символ Солнца служит не только для украшения одежды, украшений, оберегов,
но и имеют определённый глубокий сакральный смысл и значение в культуре разных народов.
Методы исследования:
анкетирование учащихся;
сбор и систематизация полученной информации;
наблюдение над технологией создания орнаментов;
Научная новизна:
впервые исследованы символы Солнца в украшениях народов, живущих в г. Мирный;
впервые проведено сравнение знаний о значении Солнца в украшениях и орнаментах народов, живущих в г. Мирный
Практическая значимость:
Спрогнозировано , что подростки будут идентифицировать себя со своим народом, этнокультурой, национальными украшениями, символизирующими жизнь, добро, счастье.
Слайд 6Символика солнца в хороводных танцах у русского народа, якутов и бурятов
Слайд 7У русского народа хоровод – это не только самый распространенный, но
и самый древний вид танца. Основное построение хоровода – круг, его круговая композиция (подобие солнца) и движение по ходу солнца (хождение за солнцем – «посолонь») берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу Солнца — Яриле.
Слайд 8У бурятов семантика кругового танца Ёхор отражает связь с солярным культом,
культом солнца ( круг – как символ солнца), так как движение танцующих по кругу слева направо совпадаем с направлением движения солнца. Танцевать в противоположном направлении запрещено, поскольку существовало поверье, что против солнца двигаются духи, очевидно, злые.
Слайд 9По древнему поверью якутов, хоровод осуохай, означающий «жизненный круг», символизирует всеобщее
единение людей. Танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения Солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям. В хороводе присутствует ведущий, в чьи обязанности входит исполнение песен, посвященных окружающей реальности и возводящих хвалы происходящему вокруг. Считается, что каждый участник хоровода заряжается энергией на весь год.
Слайд 10Символ Солнца в орнаментах и украшениях
Слайд 11«Небесные» верования славян, среди которых выделяется культ солнца, воплотились в символических
знаках, которые занимают видное место среди других мотивов древнерусской орнаментики. В качестве основы для магической вещи применялись древние славянские символы в виде круга (солнца). Они наносились на одеяния в виде вышивки, предметы быта и, конечно, обережные украшения.
Слайд 12У якутов орнамент круга связывает человека с окружающей средой, олицетворяет богатство
и силу, служит знаком принадлежности к солнечному миру. Серебряный круг солнце - «кун», «туосахта» — в головном уборе у якутов означается как символ самого высшего божества — Урун Айыы Тойона. Круг «туосахта' на головном уборе якутской невесты олицетворяет еще и жизненную силу или «кут» девушки. Серебряный круг в головном уборе используется и в качестве оберега от влияния всевозможных отрицательных сил природы, демонов-абаасы. Орнамент в виде солнца один из самых культовых орнаментов у якутов, он показывает преклонение якутов перед солнцем, и поэтому рисуется во многих предметах: в ремнях, наспинных и нагрудных украшениях, в шапке "дьабака" и т.д.
Слайд 16Круги орнаментов – поклонение Великому Светилу
Улзы – символ счастья, благополучия и
долголетия
Орнаменты бурятского народа
Слайд 17Орнамент в виде Солнца олицетворяет богатство и силу, служит знаком принадлежности
к солнечному миру
ОРНАМЕНТЫ ЯКУТОВ
Слайд 18У бурятского народа кольцо - круг - диск Солнца, символ благоденствия,
дающий богатство. Ювелирные украшения из золота, как наиболее дорого стоящие, могли позволить себе иметь только состоятельные женщины, поэтому встречались редко. Будучи желтым, золото ассоциируется с солнечной энергией и огнем. Очень популярными у женщин были серебряные или золотые кольца со вставками из камней. Красному цвету придавалось большое значение в различных обрядах и действиях магического характера и потому, по своей цветовой символике, коралл ассоциируется с огнем, солнцем, кровью - символами жизненной энергии, тепла, очищения.
Слайд 22Народные общины
г. Мирный
Представители русской общины на празднике День народного
единства.
Венок дружбы на якутской земле.
Слайд 23Представители бурятской общины «Байкал» Мирнинского района в национальных костюмах
Слайд 24Бабушка Василисы Ефремовой - Колосова Римма Дмитриевна, участвовала в конкурсе «Далбар
Хотун» в с.Бэчинчэ. Римма Дмитриевна сама шьет национальные костюмы для всей семьи
Слайд 25Василиса со своими родными в национальных костюмах, украшенными символами солнца.
Слайд 26выводы
Исследование показало, что символ Солнца у
русских, якутов и бурятов встречается в хороводных танцах, украшениях, орнаментах и имеет одинаковый сакральный смысл. Символ солнца означает «жизнь», «благоволитель удач, счастья», «хранитель, защитник». В наши дни этнокультура имеет огромное значение для этих народов. Многие представители якутов, бурятов, русских носят украшения, обереги с символом солнца не только в праздники, но и в повседневной жизни.
Мы хотим донести до школьников необходимость идентифицировать себя со своим народом, этнокультурой, национальными украшениями, символизирующими жизнь, добро, счастье; необходимость соприкосновения с символом, который способен в душе каждого человека пробудить высокие общечеловеческие качества.