Слайд 1Семья как фактор социализации ребёнка
КГБПОУ «Барнаульский государственный педагогический колледж»
Преподаватель дисциплины «
Педагогика»
Комендантов Вячеслав Сергеевич
vskomendantov@mail.ru тел.89619833689
Барнаул – 2018
Слайд 2Введение в проблему
Семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой
формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определённого образа его жизни.
Слайд 3
«Каждая семья настолько дурна или хороша, насколько дурно или хорошо создавали
ее общество.
Созданная самим обществом, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание»
Н.Ф. Шелгунов
Слайд 4
Семья – обладающая исторически определённой организацией малая социальная группа, члены которой
связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Слайд 5Семья как микрофактор социализации
Семья - важнейший инститyт социализации как подрастающих поколений,
так и взрослых . Она являет собой персонaльную среду жизни и развития, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи.
Слайд 6Необходимость семейного воспитания
1. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру.
2. Ребёнок,
особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.
3. Семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребёнка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.
4. Семья позволяет ребёнку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовать их.
Слайд 7Функции семьи:
1. Репродуктивная функция семьи.
Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в
детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения.
2. Хозяйственно-потребительская функция семьи.
Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда и т. д.
Слайд 8Функции семьи:
3. Воспитательная функция семьи.
Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью
человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребёнок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.
Слайд 9Функции семьи:
4. Восстановительная функция семьи.
Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья,
жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.
Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д., это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе (путешествия, прогулки). Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.
Слайд 10Функции семьи:
5. Коммуникативная функция
Общение в семье необходимо как детям, так и
взрослым (особенно пожилым людям). Каждому члену семьи нужен уют и комфорт, отношение доверия, чувство защищенности и покоя. Но главное, в чём нуждается человек, так это в том, чтобы его понимали. В этом главное назначение функции общения – обеспечение взаимопонимания как наиболее прочного основания семьи.
Слайд 11Функции семьи:
6. Гедонистическая функция
Эту функцию принято называть функцией здорового секса. Сегодня
уже общепризнано, что удовлетворение сексуальной потребности занимает своё законное и немаловажное место в полноте проявления человеческой сущности, а блокада этой жизненно важной потребности приводит к тяжёлым искажениям личности, серьёзным психическим и психосоматическим расстройствам. Возможность жить нормальной половой жизнью, иметь регулярные половые отношения признаётся одной из предпосылок здорового образа жизни.
Слайд 12Функции семьи в процессе социализации:
1. Физическое и эмоциональное развитие человека.
2. Формирование
психологического пола ребёнка в первые три года его жизни. Решающее значение в этом имеет отец.
3. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, а также влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации.
Слайд 13Специфика формирующего влияния семьи.
Характер и интенсивность семейного влияния изменяются в различные
периоды жизни человека.
Дифференцированно семья влияет на детей разного пола.
Реализация воспитательной функции семьи обусловлена национальной спецификой, социокультурными традициями и присущими данному сообществу нормам
Слайд 14Факторы обеспечивающие особую роль семьи в социализации личности.
Непрерывность, устойчивость, систематичность формирующих
воздействий.
Воспитательные отношения в семье основаны на чувствах родства, любви, доверии, взаимной естественности.
Общение и взаимодействие в семье людей разного возраста, разной области интересов и деятельности.
Взаимная направленность формирующих воздействий.
Благоприятная возможность учета индивидуальных особенностей, психического состояния, потребностей и интересов.
Преимущественно эмоциональный характер семейных отношений, семейного влияния.
Слайд 15«Ничто не действует в малых душах детских сильнее всеобщей власти примера,
а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей!»
Н.И. Новик