Слайд 1Психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми в системе общего образования
"Человечество движется
вперед благодаря избранным"
Альфред Бине (французский психолог)
Слайд 2«Особо одаренные дети должны пользоваться приспособленными к их нуждам условиями образования,
которые позволили бы им полностью реализовать свои возможности, как в своих интересах, так и в интересах общества…»
1248 Парламентская Ассамблея Совета Европы
Слайд 3А. И. Савенков
«Подобно тому, как квалифицированный ювелир может превратить природный алмаз
в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить дар в выдающийся талант».
Цитата семинара
Слайд 4
Профессиональный стандарт педагога
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ
от «18»
октября 2013 г. № 544н
(Выдержка)
Обобщенные трудовые функции
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению обучающихся, проявивших выдающиеся способности
Слайд 5Каковы требования к личности учителя при работе с одаренными детьми?
Слайд 61. Позитивная Я-концепция.
2. Целеустремленность и настойчивость.
3.
Зрелость.
4. Эмоциональная стабильность.
5. Доброжелательность.
6. Эмпатийность(духовное единение личностей).
7. Рефлексивность.
8. Широкий кругозор.
9. Активность.
10. Гибкость ума.
11. Креативность.
12. Стрессоустойчивость.
Слайд 8Под одаренностью ребенка понимаются более высокая восприимчивость к учению и более
выраженные творческие проявления.
Слайд 9Задатки способностей, способности, талант и одаренность.
Внимательно прочитайте определение и подберите
нужное понятие:
____________________ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности. ____________________ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности.
___________________- состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.
___________________- сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.
Слайд 10На какие категории можно разделить одаренных детей?
Слайд 11Категории одаренных детей:
дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при
прочих равных условиях;
дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность);
дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие;
Слайд 12Упражнение "Разрушители легенд". (Работа в группах)
1. Некоторые считают, что талантам помогать не надо
- если талант есть, то он и сам пробьется.
2. Если учащийся показывает свои способности, то это останется для него свойственным на всю оставшуюся жизнь.
3. Если ученик неуспевающий, может ли идти речь о наличии у него какой-то одаренности?
4. Если ученик явно способен, то ему нужно давать больше учебного материала и потруднее, и проблема его обучения будет решена.
Слайд 13Составить кластер:
Особенности одаренных детей
Высокие умственные возможности
Способность быстро схватывать
Способность подмечать, рассуждать
и выдвигать объяснения
Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников
Потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них
Слайд 14 Основные стратегии обучения одаренных детей:
1.Стратегия ускорения обучения.
Все специалисты в области
образования сходятся в том, что ускорение должно входить в любую программу обучения детей с высоким умственным развитием.
И в том, что ускорение является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным. Особенно обучения детей с математическими способностями и с одаренностью к иностранным языкам.
Слайд 15Способы ускорения:
1. Индивидуализация обучения для одаренных учеников;
2.
Занятия в другом, более старшем классе (по 1-2 предметам);
3. «перепрыгивание» через класс;
4. профильные классы;
5. радикальное ускорение – обучение школьников по вузовским программам.
Слайд 162.Стратегия обогащения обучения.
Стратегия обогащения включает несколько
направлений:
расширение кругозора;
освоение знаний об окружающем мире;
самопознание;
углубление в предметы;
освоение метазнаний (знаний о знаниях).
Слайд 17Реализация в практике обучения:
1. Идеи укрупнения единиц содержания за счет содержательного
обобщения (В.В. Давыдов).
2. Проблемное обучение (А.М. Матюшкин).
3. Использование опорных схем, сигналов (В.Ф. Шаталов).
4. Использование укрупненных дидактических единиц (П.М. Эрдниев).
5. Личностно-ориентированное обучение (И.А. Якиманская).
6. Каникулярные формы и программы:
А) для расширения кругозора (экскурсии, театр, музей);
Б) погружение в изучение предметов.
Слайд 18Какие проблемы можно выделить при обучении одаренных детей?
Слайд 19Проблемы обучения одаренных детей
Развитие личности одаренных детей
Содержание образования
Поиск наиболее эффективных форм занятий
Слайд 201. Развитие личности одаренных детей – это изменение в
интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах ребенка.
Развитие учебной деятельности развивает способность быть автором, активным созидателем жизни. Уметь ставить цель. Искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него.
Слайд 212. Содержание образования –
Включает систему знаний, умений и
навыков, а также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, к другому, к труду.
Является основой для развития его нравственной позиции и духовности.
Слайд 223. Поиск наиболее эффективных форм занятий – индивидуальных занятий.
Научно-исследовательская деятельность.
Совместная творческая деятельность (от сформированности коммуникативных умений зависит дальнейшая социальная адаптация).
Слайд 23Принципы организации учебного процесса:
Слайд 24 Проблемы одаренных детей.
Американский психолог Б. Карне, кроме достоинств, отмечает
проблемы одаренных детей:
Неприязнь к школе.
Игровые интересы.
Конформность (отрицание стандартных требований).
Погружение в философские проблемы.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
Стремление к совершенству.
Ощущение неудовлетворенности.
Нереалистические цели.
Сверхчувствительность.
Потребность во внимании взрослых.
Нетерпимость.
Низкая продолжительность сна.
Слайд 25Направления реализации программы работы с одаренными детьми (психолог)
1. Профессиональный психолого-педагогический отбор
одаренных детей.
2. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.
3.Организация работы с ОУ в рамках учебного процесса.
Слайд 26Методы выявления одаренных детей
Мощным современным средством диагностики одаренности являются тесты, направленные
на оценку интеллекта и креативности.
Следует четко различить два случая употребления тестов. В одном случае целью является индивидуальная помощь ученику, выяснение проблем, с которыми он сталкивается; определение подходящих ему учебных программ и занятий. Другой случай связан с отбором в специальные группы и классы.
Во всех случаях необходимо учитывать, что одаренность может развиваться во времени, и тестирование периодически следует повторять.
Слайд 27Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.
Слайд 29Организация внеурочной деятельности
Организация кружковой работы;+
Организация спецкурсов по выбору;+
Создание научного общества;-
Организация олимпиад
по учебным предметам;+
Организация проектной деятельности; +
Организация экскурсий, выходов в театр, музеи...+
Организация ученических научных конференций.
Участие во Всероссийских игровых конкурсах ЧИП, КЕНГУРУ, ЗОЛОТОЕ РУНО, РУССКИЙ МЕДВЕЖОНОК, ПЕГАС, BRITISH BULLDOG…
Слайд 30Организация внеурочной деятельности
Организация группы «Ассистент учителя».
Организация предметных выставок.+
Организация вечеров и праздников.+
Создание
школьного театра.
Создание спортивного центра.+
Создание школьного хора
Организация конкурсов, викторин, интеллектуальных игр.+
Выпуск стенгазет.+
Образовательные туристические поездки.
Организация предметных декад, дней профиля.+
Слайд 31Материально-техническое и информационное обеспечение:
Обеспечение нормальной наполняемости классов.-
Обеспечение соответствия учебных аудиторий нормам
СЭС.+
Укомплектованность библиотеки учебниками. Периодическими изданиями. Методической, научной, и художественной литературой.+
Подключение школы к сети INTERNET.+
Обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, материалами. (цифровые лаборатории)-
6. Взаимодействие с организациями. +
(С Институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования).
Слайд 32Составить синквейн:
Одаренные
2 прилагательных
Три глагола
Предложение из 4 слов
1 существительное – суть ключевого
слова
Слайд 33Составить синквейн:
Одаренные
Умные, творческие
Удивляют, развиваются, творят
Одаренные дети- будущее нации
Необычность (креативность)