Слайд 1Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС
НОО.
Слайд 2В психологии игра рассматривается как ведущая развивающая деятельность в детском возрасте, в рамках
которой возникают основные новообразования данного возраста. Игра один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Слайд 3С.Л. Рубинштейн писал: «Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность
и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительности. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры».
Слайд 4В школьный период игра приобретает наиболее развитую форму и помогает развитию
учебно-познавательной деятельности младших школьников. В тоже время, чаще всего наиболее активно игра используется в 1 классе, а в дальнейшем происходит снижение доля игры как метода обучения и воспитания.
Согласно ФГОС в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты над предметного, обще-учебного характера.
Слайд 5В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего
возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика. В тоже время возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста обуславливают необходимость плавного перехода от игровой к учебной познавательной деятельности, что осуществляется далеко не всегда. Именно поэтому проблема взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности является актуальной.
Слайд 6«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без
игры нет и не может быть полноценного умственного развития»
В.А. Сухомлинский
Слайд 7В соответствии с внедрением в систему образования ФГОС НОО на сегодняшний
день российская школа переживает глобальные преобразования, основной целью которой стала не просто репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, одним словом, научить учиться.
Начальная ступень образования является одним из важных периодов общего образования, в ходе которой, младшим школьникам предстоит освоить умение учиться, а также освоить учебный материал по основным учебным предметам.
В ФГОС НОО сказано о том, что основная задача, которая стоит теперь перед учителем заключается в формировании у младших школьников учебной мотивации, а также развитие у них универсальных учебных действий. Формирование у младших школьников системы универсальных учебных действий и мотивации к учению предполагает организацию учебно-познавательной деятельности.
Слайд 8Дети младших классов, а особенно первоклассники, подвижны, эмоциональны, у ребят повышенная
утомляемость – значит, требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Поскольку ведущей деятельностью детей – дошкольников была игра, то придя в школу, происходит смена ведущей деятельности на учебную. И конечно возникает вопрос: как же сделать так, чтобы переход от одной ведущей деятельности к другой происходил безболезненно? Одним из спасительных средств в этой проблеме является игра.
Слайд 9Сущность применения игровых технологий заключается в том, что игра является характерной
и своеобразной формой активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. Игра первая учит разумному и сознательному поведению. Это первая школа мысли для ребёнка. Детство —это время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать не доигранное, вместо того, чтобы идти вперёд.
Слайд 10Все игры, используемые в ходе учебного процесса требуют от детей:
-воспроизводящей деятельности;
-исполнительской
деятельности;
-преобразовательской деятельности;
-поисковой деятельности.
Слайд 11Для того, чтобы у ребёнка сформировалась учебная деятельность, необходимо чтобы переход
от игры к учебному познанию осуществлялся плавно, именно поэтому, особенно в первом классе начальной школы, учителем используется очень много различных игр, игровых приёмов на уроках для того чтобы активизировать детей, поддерживать их интерес, стимулировать процесс самостоятельной познавательной деятельности.
Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра.
Слайд 12Дидактическая игра- это особая форма игрового обучения, когда у детей, чаще
всего непреднамеренно формирование необходимых УУД.
Содержание игры и её условия должны обеспечивать и стимуляцию познавательного интереса и познавательной активности, и способствовать формированию определённых умений и навыков.
Слайд 15 Игра может быть проведена на любом этапе урока:
в начале урока-
организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность;
в середине урока- игра должна решать задачу усвоения темы;
в конце урока- может носить поисковый характер.
Слайд 17Во внеурочное время на кружке «Умелые ручки» мы готовим необходимые атрибуты
к уроку.
Игры, игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии – вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, понятным, помогает повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение.
На уроке-игре детям гораздо интереснее, но все-таки игра не должна подменять учебу, а игровой интерес – познавательный интерес. Безусловно, в начальных классах игровые моменты включать в урок необходимо, но обращаться с игрой в учебной деятельности нужно аккуратно, взвешивая все «за» и «против».
Слайд 19Сухомлинский говорил:
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного
развития. Игра – это светлое огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Но и на сегодняшний день актуальность игровых технологий не угасла.