Слайд 1Самообразование – одно из направлений повышения профессиональной компетенции педагогов
«Активизация познавательной
деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. Формирование творческой инициативы учащихся»
Слайд 2
Ученик на уроке устает не от деятельности, а от её однообразия.
К.Д.Ушинский
Слайд 3Цели:
Развитие у детей основных познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия;
Развитие
творческого потенциала учащихся, их инициативы, самостоятельности.
Повышение у ребёнка интереса к изучаемому предмету (в данном случае истории и обществознания), побуждение к собственным исследованиям.
Слайд 4Для достижения поставленных целей учителю необходимо:
определять и создавать условия, стимулирующие познавательную
активность;
владеть соответствующими методическими приёмами.
Слайд 5На уроках следует создавать ситуации, в которых учащиеся сами:
отстаивают своё
мнение;
принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
задают вопросы друг другу и учителю;
анализируют ответы друг друга;
оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);
консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;
находят несколько вариантов решения проблемы;
Слайд 6Роль межпредметных связей для развития познавательной деятельности учащихся.
Спросили как-то трёх каменщиков,
работающих на стройке: «Что вы делаете?» Ответ первого был таков: «Я таскаю тяжёлые камни». Второй ответил: «Я зарабатываю на хлеб для себя и своей семьи». А третий сказал: «Я строю храм».
О чем эта притча?
Почему у всех разные ответы?
О чём мы будем говорить на уроке?
Кто может назвать тему урока?
Слайд 7Создание творческих работ как способ активизации познавательной деятельности.
Примеры творческих работ:
Подготовить рассказ
на тему «Путешествие в древнеримское общество».
Подготовить сообщение для устного журнала «В мире профессий» об одной из профессий, связанных с экономикой.
Составить письмо-совет современного школьника своему товарищу о выборе профессии.
Подготовить презентацию плакатов на тему «Выборы».
Закончите предложения.
Патриотизм для меня — это...
Патриотами не рождаются, ими становятся...
Будущее нашей Родины зависит от каждого из нас...
Продолжить сказку: «и ушли тогда все учителя, и остались в школах только компьютеры...»
Слайд 8Проектная методика как способ активизации познавательной деятельности;
Использование игр на уроках обществознания как
форма активизации познавательной деятельности;
Семинар как форма активизации познавательной деятельности;
Систематическое использование различных средств контроля для повышения познавательной деятельности учащихся;
Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.
Слайд 9Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся:
I. Эмоциональные: поощрение,
учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.
II. Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающее - развивающаяся кооперация.
III. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, прогнозирование будущей деятельности
IV. Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.
Слайд 10Подводя итоги работы за две четверти, можно сделать следующие выводы:
для успешного
преподавания истории и обществознания в 5 - 9 классах необходимо знание психологических особенностей учащихся, поскольку именно это позволяет успешно выбрать правильные методы и приёмы преподавания истории;
важная задача учителя - обучить подростков способам выполнения новых форм учебной деятельности, не дать угаснуть интересу к ним;
одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения;
существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний.
в целях качественного преподавания истории и обществознания учитель должен опираться на познавательный интерес школьников, и, с целью развития познавательного интереса, учитель использует в своей деятельности инновационные технологии, которые положительно влияют на усвоение учебного материала и формируют устойчивый интерес к предмету.