Слайд 1Роль формирующего оценивания в реализации ФГОС
Составила: Суслова Л.Н., учитель высшей категории
Слайд 2Формирующая оценка
Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить,
какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.
Цель формирующей оценки - способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика.
Слайд 3
Формирующая оценка - оценка способствующая обучению:
• элемент эффективного планирования,
• в центре внимания то,
как ученики приобретают знания,
• является ключевым профессиональным навыком педагога,
• обеспечивает мотивацию, способствует уяснению целей и критериев,
• помогает ученикам понять, как можно улучшить свои результаты,
• развивает способность к самооценке и взаимооценке,
• отражает все образовательные достижения,
• должна быть постоянным элементом урока.
Слайд 4
Пять принципов формирующего оценивания
1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии,
замечания и т.п. по поводу их деятельности.
2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
3. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
5. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
Слайд 5
Формирующее оценивание позволяет учителю:
• четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке
в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
• сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;
• может помогать учиться на ошибках;
• может помогать понять, что важно;
• может помогать понять, что у них получается;
• может помогать обнаруживать, что они не знают;
• может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.
Слайд 6
Система критериального оценивания должна давать возможность:
• определить, насколько успешно усвоен тот или
иной учебный материал
• определить, сформирован ли тот или иной практический навык
• сверить достигнутый учащимся уровень, заложенный в учебную задачу (комплекс учебных задач).
Слайд 7
Как разрабатывать систему критериальной оценки:
• критерии направлены на оценку работы учащегося (на
промежуточном или финальном этапе);
• работа учащегося оценивается по критериям или сравнивается с эталоном (образцом отлично выполненной работы), а не с работами других учеников;
• критерии известны учащимся заранее;
• создание четкого алгоритма выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;
• критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей - оцениваться может только то, чему учат, поэтому важно на этапе конструирования учителем комплекса учебных задач, выделить все УУД и конкретное содержание для учебной задачи.
Слайд 8ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ
1. Формирующее оценивание позволяет учителю: четко сформулировать образовательный результат,
подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу; сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Слайд 9ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося
и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.
Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Слайд 10ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ
3 Формирующее оценивание – имеет место в тех случаях, когда
учащиеся анализируют свой процесс обучения в ходе работы над учебным материалом.
Перед началом работы
Чтобы выявить потребности учащихся
Оценить владение учащимися учебным материалом
Выявить интересы каждого учащегося
Наметить цели
В процессе работы
Поощрить самостоятельность и взаимодействие.
Осуществлять мониторинг прогресса
Проверить понимание
Слайд 11ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ
4. Формирующее оценивание для обучающихся может помочь учиться на
ошибках, понять, что важно; может помочь понять, что у них получается; может помочь обнаружить, чего они не знают; может помочь обнаружить, что они не умеют делать.
Слайд 12ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ
5. Результатами применения формирующего оценивания является: обеспечение освоения стандарта всеми
учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях, максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания, формирование оценочной самостоятельности учащихся, формирование адекватной самооценки.
Слайд 13Алгоритм создания системы формирующего оценивания
Выявление планируемых результатов;
Организация деятельности учителя
по планированию и достижению субъективно значимых результатов;
Сопровождение достижения учащимся результатов с помощью организованной обратной связи.
Слайд 14Пять принципов грамотно организованного формирующего оценивания
- Учитель регулярно обеспечивает обратную
связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
- Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
- Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
- Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
- Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
Слайд 15Рейтинговая система
Устанавливает единые подходы к определению норм оценивания, обеспечивает получение своевременной
информации о ритме работы каждого ученика и класса в целом.
Слайд 16Виды рейтинга
1. рейтинг по предмету или по ряду предметов;
2. рейтинг по предмету общий или отдельно по теоретическим вопросам, отдельно по решению задач;
3. рейтинг временной — за некоторый промежуток времени (четверть, полугодие, год и т.д.) или тематический — по отдельным разделам (темам).