Слайд 1Родительское собрание «Проблемы подросткового возраста»
Слайд 2Подростковый возраст (11-15 лет)
Перестройка организма ребенка –
половое созревание
Границы этого периода достаточно неопределенны
Протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых
Подростковый возраст называют затянувшимся кризисом
Слайд 3Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в
его организме, переживать «гормональную бурю». Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса.
Слайд 4Новый образ физического «Я»
Резко повышается интерес к своей внешности:
Ребенок остро переживает
все изъяны внешности, действительные и мнимые
Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу
Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность
Слайд 5Подражание взрослым
Внешний облик
Манеры
Развлечения (поездки за город, дискотеки)
Романтические отношения (свидания, записки)
Слайд 6Чувство взрослости -
отношение подростка к себе как к взрослому и
осознание себя в какой-то мере взрослым человеком
Центральное новообразование младшего подросткового возраста (11-13 лет)
Особая форма самосознания, не жестко связанная с процессом полового созревания
Слайд 7Как проявляется чувство взрослости подростка?
В желании, чтобы все – и взрослые
и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому
В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей
Слайд 8 Подростковые реакции
Подростковая самостоятельность
Стремление к эмансипации от взрослых
Освобождение от опеки взрослых,
контроля
Разнообразные увлечения – неучебные занятия
Увлечения
Подростковый возраст без увлечения подобен детству без игр
Выбирая себе занятие по душе, подросток удовлетворяет
Потребность в самостоятельности
Познавательные потребности и др.
Интеллектуально-эстетические, эгоцентрические, лидерские, телесно-мануальные,
накопительские, информативно-коммуникативные
Слайд 9Общение со сверстниками
Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток
и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями
Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное общение
Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление
«Счастье – это когда тебя понимают»
Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде
Неформальные группы
Взаимная симпатия
Общие интересы, занятия
Способы развлечений, место проведения свободного времени
Слайд 10Родительский контроль
Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского
контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.
Контроль может быть принципиально различным
Крайние, самые неблагоприятные для развития подростка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным
Родители регулярно указывают детям, что им делать
Подросток может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются
Подросток может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей
Родители и подросток имеют почти равные права, принимая решение
Подросток сам решает, подчиняться ему родительским решениям или нет
Слайд 11Стили семейного воспитания
Демократичный – родители ценят в поведении подростка и самостоятельность,
и дисциплинированность, предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей
Авторитарный – родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов; они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать не вполне корректно
«Воспитание по типу Золушки» - высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к подростку
Гипоопека – сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля
Гиперопека – излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте,- приводит пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками
Противоречивое воспитание – отношение родителей к подростку как к маленькому ребенку и непоследовательность требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность
Отношения с окружающими – наиболее важная сторона жизни подростков
Слайд 12Подростковые проблемы
Противоправное поведение
К социальным проблемам приводят обычно особые обстоятельства:
Изолированность
Отсутствие
понимания в семье и школе
Встреча с асоциальной группой или сверстником, имеющим соответствующий жизненный опыт
Причины подростковых проблем разнообразны
Неудовлетворенность отношениями со взрослыми и сверстниками
Недостаточная загруженность реальными делами и скука
Желание утвердиться и выделиться
Протест против существующих в обществе норм и правил
Протест против «серой безликой толпы», для которой «ты ничего не значишь»