Слайд 1«Адаптация первоклассника к школе»
(отчет педагога-психолога
МБОУ «Холмовская СОШ»
Мацькайло И.В.
Слайд 2Адаптация - приспособление организма к новым условиям.
От адаптации зависит успешность овладения
учебной деятельностью, комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Слайд 3Условия адаптации:
Физиологические Психологические
Изменение режима дня
-психологический климат в семье
- самооценка ребёнка
Правильная посадка
Организация правильного питания - формирование интереса к школе
Развитие двигательной активности - дружеское общение с одноклассниками
Воспитание самостоятельности и - недопустимость физического воздействия
ответственности - организация контроля за учёбой
- поощрение за успехи и достижения
- моральное стимулирование
- развитие самоконтроля
Слайд 4Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников
В первые дни, недели посещения школы
снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура
Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны
Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью
Для детей характерна высокая
утомляемость
Слайд 5Высокий уровень адаптации:
Ребенок любит школу, рад тому обстоятельству, что теперь он
– ученик. Он легко учится, с интересом получает новые знания и радостно ими делится с окружающими, прилежно выполняет задания в школе и дома (причем без особого внешнего контроля и «нажима»), внимательно слушает учителя на уроке, способен что-то выучить или подготовить по своей инициативе, «сверх программы», добросовестно выполняет «общественные поручения», легко сходится с одноклассниками.
Слайд 6Средний уровень адаптации:
Ребенок вроде бы не прочь посещать школу, негатива и
отторжения уроки у него не вызывают, он в хороших отношениях с одноклассниками и учителем, но предпочитает работать под контролем взрослого и по его указаниям. Самостоятельная работа у такого ребенка «не идет». Для него важно в школе не познание, а сам статус ученика. Таким детям нужен постоянный контроль, инициативы в получении знаний они не проявляют, у них слабо развита самостоятельность в тех делах, которые не представляют для ребят непосредственного интереса.
Слайд 7Низкий уровень адаптации:
Такие дети к школе относятся негативно либо просто равнодушно,
на уроках подавлены, «отсутствуют». Или, наоборот, нередко нарушают дисциплину, учебный материал усваивают не полностью, самостоятельно работают с трудом и без интереса, домашние задания выполняют не всегда. Для усвоения материала им нужна помощь взрослых: неоднократные объяснения и повторения, больше времени, чем остальным. Общественные поручения эти дети выполняют без особой охоты, нередко не имеют в классе друзей.
Слайд 8
Уровень школьной мотивации
1-А класс
Высокий уровень -
7 учеников-50%
Внешняя мотивация - 7 ученика -50%
Низкий уровень - отсутствует
Уровень школьной мотивации
1-Б класс
Высокий уровень – 7 ученика – 58%
Внешняя мотивация 5 ученика – 42%
Низкий уровень - отсутствует
«ШКОЛА ЗВЕРЕЙ»
Слайд 9
Уровень школьной мотивации
1 – А класс
Высокий уровень - 8 учеников -53%
Внешняя
мотивация – 6 учеников -41%
Низкий уровень 1ученик – 6%
Уровень школьной мотивации
1 Б класс
Высокий уровень -11 учеников - 79%
Внешняя мотивация – 3 учеников - 21%
Низкий уровень -отсутствует
«ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ В ШКОЛЕ?» (рисунок)
Слайд 12Высокий уровень школьной мотивации
Слайд 13Причины дезадаптации:
стиль воспитания ребенка в семье ДО школы. Если у него
не заложены навыки самостоятельности, умения налаживать контакты и работать «в команде», если у его не сформирован интерес к познанию – в школе такому ребенку будет трудно.
-слабая подготовка к школе, недостаток знаний, слабая память и внимание.
Слайд 14Причины дезадаптации:
усталость, переутомление, перегрузка как нервной системы, так и иммунной. Если
ребенок слабенький, не привык к нагрузкам – в школе ему придется нелегко даже при отличных способностях и хорошей коммуникабельности.
слишком высокая тревожность, мнительность самого ребенка, чрезмерно сильное переживание промахов как в учебе, так и в отношениях.
Слайд 15Что делать:
1. Бессмысленно и совсем не полезно паниковать, ругать и обвинять
самого ребенка. Ребенок нуждается в помощи, а не в оценке и тем более не в порицании.
2. Постарайтесь в беседах с ним выявить его «слабое место» – то, что именно является причиной дезадаптации: недостаток ли самостоятельности, неумение налаживать контакты с детьми или взрослыми, отсутствие мотивации, слабое развитие – и постарайтесь его устранить.
3. Попробовать создать у ребенка сильную мотивацию, заинтересовать его чем-то в учебном процессе или хотя бы вне его, чтобы малыш воспринимал школу не как бессмысленное несчастье, обрушившееся на его голову, а как что-то полезное и интересное.
Слайд 16Взаимоотношения с ребёнком в семье.
Шкала
общения родителей с ребёнком:
Положительные эмоции отрицательные эмоции
-хвалили -упрекали
-поощряли -подавляли
-одобряли -унижали
-целовали -обвиняли
-обнимали -осуждали
-ласкали -отвергали
-сопереживали -позорили
-улыбались -читали нотации
-восхищались -лишали чего-то
-делали подарки -ставили в угол
Слайд 17Не рекомендуемые фразы для общения:
-Я тысячу раз говорил тебе, что…
-Сколько раз
надо повторять…
-О чём ты только думаешь…
-Неужели тебе трудно запомнить, что…
-Ты становишься…
-Ты такой же как,…
-Отстань, некогда мне…
-Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…
Слайд 18Рекомендуемые фразы для общения:
-Ты у меня умный, красивый(и т.д.).
-Как хорошо, что
у меня есть ты.
-Ты у меня молодец.
-Я тебя очень люблю.
-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
Слайд 20Желаю Вам веселой, успешной школьной жизни
Подготовила педагог-психолог
Мацькайло Инна Владимировна