Презентация, доклад на тему Реализация коррекционно- развивающих методов работы с обучающимися ОВЗ в образовательном процессе

Содержание

Психофизический инфантилизмОтносительная сформи­рованность психических процессов, но замедлен­ный темп их становления. Недоразвитие мотивации учебной деятельности.Снижение объема памяти и внима­ния вследствие недоста­точной мотивации дея­тельности.Нарушение динамики умственной работоспо­собности. Личностная незрелость.

Слайд 1
Реализация коррекционно-
развивающих методов работы с
обучающимися ОВЗ в
образовательном процессе

Реализация коррекционно-развивающих методов работы с обучающимися ОВЗ в образовательном процессе

Слайд 2Психофизический инфантилизм
Относительная сформи­рованность психических процессов, но замедлен­ный темп их становления.

Недоразвитие

мотивации учебной деятельности.

Снижение объема памяти и внима­ния вследствие недоста­точной мотивации дея­тельности.

Нарушение динамики умственной работоспо­собности.

Личностная незрелость.

Психофизический инфантилизмОтносительная сформи­рованность психических процессов, но замедлен­ный темп их становления. Недоразвитие мотивации учебной деятельности.Снижение объема памяти и

Слайд 3Соматогенная форма ЗПР
Сформированность психических процессов.

Астения, раздражитель­ная слабость.


Снижение динамики ум­ственной работоспособ­ности.



Повышенная нстощаемость внимания.

Уменьшение объема па­мяти в зрительной и слу­ховой модальностях
Соматогенная форма ЗПРСформированность психических процессов. Астения, раздражитель­ная слабость.Снижение динамики ум­ственной работоспособ­ности. Повышенная нстощаемость внимания. Уменьшение объема па­мяти

Слайд 4Психогенная форма ЗПР
Неравномерное развитие психических процессов.


Выраженное снижение мотивации учебной дея­тельности.



Снижение продуктивности учебной деятельности в связи с патологическим разви­тием личности (тревож­ность, эго­центризм).
Психогенная форма ЗПРНеравномерное развитие психических процессов.Выраженное снижение мотивации учебной дея­тельности.   Снижение продуктивности учебной деятельности

Слайд 5ЗПР церебрально-орга­нического генеза
Частичное (парциаль­ное) недоразвитие от­дельных психических функций.

Нарушение умственной работоспособности.

Недоразвитие

устой­чивости, переключения, объема внимания.

Снижение объема внима­ния во всех модальностях.

Недоразвитие ориенти­ровочной основы дея­тельности.

Недоразвитие зритель­но-пространственного гнозиса и праксиса
ЗПР церебрально-орга­нического генезаЧастичное (парциаль­ное) недоразвитие от­дельных психических функций.Нарушение умственной работоспособности. Недоразвитие   устой­чивости, переключения, объема внимания.

Слайд 6Мотивационный блок
(неумение ребенка выделить,
осознать и принять цели действия)
Создание

проблемных учебных ситуаций;
Стимулирование активности ребенка на занятии;
Создание игровых учебных ситуаций;
Использование дидактических и развивающих игр.

Психофизический инфантилизм,
психогенные формы ЗПР

Мотивационный блок (неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия) Создание проблемных учебных ситуаций;Стимулирование активности ребенка на

Слайд 7Блок регуляции
(неумение планировать свою деятельность
по времени и содержанию)
Обучить ребенка планированию

своей деятель­ности во времени
Предварительно организовать ориентировки в заданиях
Предварительно проанализиро­вать с ребенком используемые способы деятель­ности:

Приемы: Обучение детей продуктивным видам деятельнос­ти (конструирова­нию, рисованию, лепке, моделиро­ванию)

Соматогенные формы ЗПР
Органический инфантилизм
ЗПР церебраль­но-органического генеза

Блок регуляции(неумение планировать свою деятельность по времени и содержанию)Обучить ребенка планированию своей   деятель­ности во времениПредварительно

Слайд 8Блок контроля
(неумение ребенка контролировать свои действия
и вносить необходи­мые коррективы

по ходу их выпол­нения)

Обучить контро­лю по результатам.

Обучить контро­лю в процессе де­ятельности

Приемы: Дидактические игры и упражне­ния на внимание, память, наблюда­тельность;
обуче­ние конструирова­нию и рисованию по моделям.

ЗПР церебраль­но-органического генеза
Соматогенная форма ЗПР
Психогенная форма ЗПР

Блок контроля(неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходи­мые  коррективы по ходу их выпол­нения)Обучить  контро­лю

Слайд 9Общие рекомендации при взаимодействии с детьми с ЗПР
Темп подачи учебного материала

должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов

Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах.

Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка

На каждом уроке обязательно вводить организационный момент

Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического).

Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей.
Общие рекомендации при взаимодействии с детьми с ЗПРТемп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с

Слайд 10Меры педагогического воздействия 

I Минимизация внимания на нарушения поведения: 
• делайте письменные замечания;  •

знак;  • формулируйте «Я- высказывание», содержащее объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: называет чувства учителя в этот момент, описывает эффект от плохого поведения, содержит просьбу. 
Меры педагогического воздействия  I Минимизация внимания на нарушения поведения:  • делайте письменные замечания;  • знак;  • формулируйте

Слайд 11II Эффект неожиданности:  • включите свет;  • издайте музыкальный звук любым музыкальным инструментом;  •

начните говорить тихим голосом;  • измените ваш голос.  III Отвлекайте ученика от неконструктивной деятельности:  • задавайте прямые вопросы;  • попросите об одолжении;  • измените деятельность.  IV Обращайте внимание всего класса на примеры хорошего поведения:  • благодарите учеников;  • пишите имена примерных учеников на доске; 
II Эффект неожиданности:  • включите свет;  • издайте музыкальный звук любым музыкальным инструментом;  • начните говорить тихим

Слайд 12нарушение динамики умственной работоспособности;

эмоционально-волевая незрелость;

неравномерность развития психических процессов.

нарушение динамики умственной работоспособности;эмоционально-волевая незрелость;неравномерность развития психических процессов.

Слайд 13Создание специальных условий обучения:

1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.


2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
3. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.
4. Вариативные приемы обучения:
5. Введение физминуток через 15-20 минут урока.
6. Создание ситуации успеха на занятии.
7. Динамическое наблюдение за развитием (обсуждение результатов наблюдений на консилиумах или малых педсоветах).
8. Введение дополнительных коррекционно-развивающих занятий.
Создание специальных условий обучения:1.   Индивидуальная помощь в случаях затруднения. 2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления

Слайд 14Необходимо создание дополнительной стимуляции:

• Простое переспрашивание, просьба повторить слово.
• Выражение одобрения и стимуляция

дальнейших действий (совами «хорошо», «а дальше»)
• Задавать вопросы о том почему ребёнок выполнил то или иное действие.
• Задавать наводящие вопросы или высказывать критические выражения.
• Подсказывать, давать совет действовать тем или иным способом.
• Демонстрация действия и просьба повторить его самостоятельно.
• Обучение тому как надо выполнять задания.
Необходимо создание дополнительной стимуляции:•	Простое переспрашивание, просьба повторить слово.•	Выражение одобрения и стимуляция дальнейших действий (совами «хорошо», «а дальше»)•	Задавать

Слайд 15Использование активных методов обучения для стимуляции познавательной активности:

Использование сигнальных карточек при

выполнении заданий;
Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания;
«Лепестки» на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить в течении урока);
Работа с бланковыми методиками;
Восприятие материала с закрытыми глазами;
« Найди ошибку»;
Использование наглядного материала для смены вида деятельности;
Активные методы рефлексии.


Использование активных методов обучения для стимуляции познавательной активности:Использование сигнальных карточек при выполнении заданий;Использование вставок на доску (буквы,

Слайд 161) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала (её

можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).
«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.
«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся

Слайд 173. Методы коррекции психических процессов:

психотехнические приемы коррекции внимания
словарный диктант с комментированием;
обнару­жение

ошибок в тексте («В тетради Раи хорошие отлетки», «Зимой цвела в са­ду яблоня»);
упражнения по формированию объема внимания на циф­ровом материале (174325958693; 36879437247);
корректурные задания








распределение внимания
переключение внимания
3. Методы коррекции психических процессов:психотехнические приемы коррекции вниманиясловарный диктант с комментированием;обнару­жение ошибок в тексте («В тетради Раи

Слайд 18психотехнические приемы коррекции памяти:

графи­ческое изображение понятия;

зрительный диктант. (поочередно предъявляется несколько

предметных картинок (от 3 до 7), которые затем воспроизводятся по памяти в тетради);

«Снежный ком» (постепенное формирование последовательности слов, причем каждый следующий участник игры должен воспроизвести все предшествующие слова с сохранением их последовательности, добавив к ним свое слово).
психотехнические приемы коррекции памяти: графи­ческое изображение понятия;зрительный диктант. (поочередно предъявляется несколько предметных картинок (от 3 до 7),

Слайд 19психотехнические приемы коррекции мыслительных операций:
задания с палочками;

«Четвертый лишний»;


«Поиск аналогов»;
«Способы применения

предметов»;

«Продолжи логический ряд»






«Дорисуй девятое»
психотехнические приемы коррекции мыслительных операций: задания с палочками;«Четвертый лишний»;«Поиск аналогов»;«Способы применения предметов»;«Продолжи логический ряд» «Дорисуй девятое»

Слайд 204. Использование пальчиковой гимнастики
гимнастика с учебными предметами



чередование различных позиций



4. Использование пальчиковой гимнастикигимнастика с учебными предметами  чередование различных позиций

Слайд 215. Нейропсихологическая коррекция:

растяжки
«Корзиночка». Схватить руками согнутые в коленях ноги

за голеностопные суставы. Качаться на животе вперед — назад, направо — налево. По команде ребенок замирает на каком-либо боку.

массаж и самомассаж
«Мытье головы». (пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке, 2) ото лба до затылка и 3) от ушей к шее);



5. Нейропсихологическая коррекция: растяжки «Корзиночка». Схватить руками согнутые в коленях ноги за голеностопные суставы. Качаться на животе

Слайд 22движение тела и пальцев;

дыхательные упражнения
«Ветер». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью

прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.
«Шарик». возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе (соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания).

упражнения по визуализации
Стирание стрессовой информации из памяти (визуализация)
Восьмерки. Исходное положение — стоя. Закройте глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами горизонтальную восьмерку. Следуйте закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмерки. Отдохните и откройте глаза.

движение тела и пальцев;дыхательные упражнения«Ветер». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился

Слайд 23упражнения для релаксации

«Ковер-самолет». («Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; ковер плавно и

медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера... Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей комнате (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем»)
упражнения для релаксации«Ковер-самолет». («Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу,

Слайд 24Типы агрессии у детей и способы построения отношений

Типы агрессии у детей и способы построения отношений

Слайд 25Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением.
ребенок часто грубит, дерется. привлекает к

себе внимание агрессивными действиями

Игнорирование агрессивных действий;
Создание ситуации сотрудничества с ребенком;
Работа в микро группах
Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением. ребенок часто грубит, дерется. привлекает к себе внимание агрессивными действиямиИгнорирование агрессивных действий;Создание

Слайд 26Гиперактивно-агрессивный ребенок.

Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными.

Такие

дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными.
Гиперактивно-агрессивный ребенок. Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу

Слайд 27Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые

ситуации с правилами.

Стимулируйте умение у детей признавать собственные ошибки.

Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослому и живому миру.
Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте умение у

Слайд 28 Агрессивно-бесчувственный ребенок.
способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена.




Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно.
Агрессивно-бесчувственный ребенок.способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Такой ребенок часто раздражается или, наоборот,

Слайд 29Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и

собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь.


Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность, - "отрабатывать" за свое агрессивное поведение ("А теперь иди извинись", - "погладь по голове", - "пожми руку", - "предложи игрушку обиженному тобой ребенку"
Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание

Слайд 30Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
- повышение

голоса, изменение тона на угрожающий;
- демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");
- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";
- втягивание в конфликт посторонних людей;
- наказания или угрозы наказания;
- обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";
- сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;
- оправдания, подкуп, награды.
Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: - повышение голоса, изменение тона на угрожающий; -

Слайд 31Экстренное вмешательство
при агрессивных проявлениях
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии
позитивные

стратегии:
- полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
- выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");
- переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня");
- позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").
Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессиипозитивные стратегии: - полное игнорирование реакций ребенка

Слайд 322. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Следует описать,

как ребенок вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки .


Показать ребенку негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому.
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.Следует описать, как ребенок вел себя во время

Слайд 33Установление с ребенком обратной связи:
- констатация факта ("ты ведешь себя

агрессивно");
- констатирующий вопрос ("ты злишься?");
- раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");
- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");
- апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").
Установление с ребенком обратной связи: - констатация факта (

Слайд 343. Сохранение положительной репутации ребенка.
целесообразно:
- публично минимизировать вину ребенка ("Ты

не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
- не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;
- предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.
3. Сохранение положительной репутации ребенка.целесообразно: - публично минимизировать вину ребенка (

Слайд 35 - нерефлексивное слушание
состоит в умении внимательно молчать.
Все,

что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;
 
- пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора;
- признание чувств ребенка.

4. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

- нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи

Слайд 366. Использование нетрадиционных техник рисования

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ








Умственное развитие
Творческое развитие
Познавательное
развитие
Трудовое

развитие

Эстетическое
воспитание

Эмоциональное
развитие

Развитие мелкой
моторики

Нравственное
развитие









6. Использование нетрадиционных техник рисования ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬУмственное развитие Творческое развитиеПознавательное развитиеТрудовое развитиеЭстетическое воспитаниеЭмоциональное развитиеРазвитие мелкой моторикиНравственное развитие

Слайд 37Перечисленные приемы коррекционно-развивающего воздействия на обучающихся с ЗПР стимулируют познавательную активность

детей, их самостоятельность, развитие психических процессов и творческих способностей.
Перечисленные приемы коррекционно-развивающего воздействия на обучающихся с ЗПР стимулируют познавательную активность детей, их самостоятельность, развитие психических процессов

Слайд 39ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Груздева Л.А. Учебно-методические и образовательные комплексы в обучении детей

с особыми образовательными способностями- //Справочник замдиректора школы, 2013, №6, с.30.

2. Евтушенко С.Г. Организация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.- //Справочник старшего воспитателя, 2009, №5, с.57

3. Златова Е.Г. Особенности коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с ОВЗ. - //Методист, 2009, №9, с.57.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:1. Груздева Л.А. Учебно-методические и образовательные комплексы в обучении детей с особыми образовательными способностями- //Справочник замдиректора

Слайд 40Фон на слайды:
http://oboi.ws/download-16-939/file/

Картинки:
http://previews.123rf.com/images/neirfy/neirfy1406/neirfy140600049/28904205-books-with-school-supply-and-globe-isolated-on-white-background-Stock-Photo.jpg
http://www.dvaporosenka.ru/images/prazdniki-raskraski/novogodnie-igrushki/download.php?file=novogodnie-igrushki22.gif
http://www.uroki.net/docnach/docnach156/1.jpg

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

Фон на слайды:http://oboi.ws/download-16-939/file/Картинки:http://previews.123rf.com/images/neirfy/neirfy1406/neirfy140600049/28904205-books-with-school-supply-and-globe-isolated-on-white-background-Stock-Photo.jpghttp://www.dvaporosenka.ru/images/prazdniki-raskraski/novogodnie-igrushki/download.php?file=novogodnie-igrushki22.gifhttp://www.uroki.net/docnach/docnach156/1.jpgИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть