Слайд 1
Тема : Развитие связной устной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Учитель русского языка:
Голенко Светлана Валерьевна
Слайд 2
Древние римляне считали, что корень учения горек.
Но когда учитель призывает в
союзники интерес,
корень учения меняет вкус и вызывает вполне здоровый аппетит.
(Г.Е. Окулова)
Слайд 3
Наиболее благоприятные условия для работы по развитию связной речи обучающихся с
интеллектуальными нарушениями создаются на специальных уроках (письма и развития речи , чтения и развития речи), где в центре внимания стоят задачи формирования речевых навыков обучающихся . Здесь прослеживается теснейшая взаимосвязь видов работы над всеми компонентами языка. Есть нацеленность на подготовку содержательной и речевой базы для развития связной речи, на опережающее освоение детьми многих языковых структур( простое предложение с однородными членами, сложное предложение, структура текста, языковые средства связи и др.) до изучения их грамматических явлений.
Слайд 4
Непосредственными задачами уроков развития связной устной речи являются:
-расширение круга представлений об
изучаемых предметах и явлениях;
-постоянное повышение речевой мотивации обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
-одновременное развитие всех сторон (фонетической, лексической, грамматической) устной речи с целью обеспечения языковой базы для более полного и четкого освещения темы.
Слайд 6
Недостаточность содержательной стороны речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями в значительной степени
тормозит их речевое развитие. Жан –Этьен Эскироль отмечал, что эти дети ограничены в своей речевой деятельности не потому что не могут говорить. А потому что им нечего сказать. В этой связи изучение предметов и явлений, накопление сведений о них является непременным условием организации речевой практики школьников.
Усвоение знаний о предметах и явлениях осуществляется на основе демонстрации предметов тщательного изучения их признаков, наблюдения за предметами и явлениями . Выделение постоянных и непостоянных признаков, классификация предметов, установление причинно-следственных связей.
Слайд 7
Большое значение в познании и расширении круга представлений имеет слово учителя,
которое направляет наблюдения , помогает осмысливать полученные впечатления, систематизировать их, устанавливать причинно-следственные связи. Чаще всего в качестве словесных методов обучения на этих уроках используется беседа. К ее подготовке и проведению предъявляется ряд требований:
-отработка и продумывание начала и конца беседы для сохранения внимания детей;
-планирование используемого речевого материала, с чередованием трудных и легких вопросов;
-правильная расстановка смысловых акцентов;
- переход к полным ответам и отработка нужных конструкций предложений
Слайд 8
Принимая во внимание то, что не все обучающиеся с интеллектуальными нарушениями
могут сразу переключаться на другую форму работы, неверно давить на ученика или прерывать ответ . Это снижает и без того низкую мотивацию.
Выявляя и уточняя знания обучающихся в процессе беседы, учитель обязательно должен предусмотреть введение новой информации, с тем чтобы расширить представления учеников об изучаемом материале . Несмотря на значение речи учителя как метода обучения, выступающего в различных видах( рассказ, чтение, объяснение, вопросы, задания), его применение должно быть предельно ограниченным.
Слайд 9
Несомненно, что включение обучающихся с интеллектуальными нарушениями в речевую деятельность- работа
сложная, так как для них характерна речевая пассивность( из-за недоразвития речи и недостаточности волевой сферы). Это приводит к ослаблению побудительных мотивов речи
Слайд 13В процессе игры обучающиеся могут повторить грамматические категории частей речи, составы
разных слов , правила написания слов, интонацию предложений и многое другое . Кроме этого, они овладевают умением поддерживать разговор и закрепляют план последовательного и связного описания. А интерес к теме и желание говорить поддерживается манерой ведения урока, заинтересованностью самого учителя и интересом обучающихся . Недопустимо негативное отношение учителя у речевым ошибкам, прерывание их речи. Тут важно любые успехи обучающихся поощрять различными атрибутами: фишками , жетонами, карточками и др.
Слайд 14
Широко используется на уроках связной устной речи словарная работа. Расширение сферы
употребления словарных средств обучающимися, формирования навыков точного их употребления в структуре предложений может осуществляться как самостоятельная работа и может вестись в трех направлениях:
-обогащение словарного запаса слов за счет введения новых лексических единиц;
-уточнение значений уже известных слов;
-активизация пассивного словаря обучающихся.
Для работы по этим направлениям полезно использовать упражнения, игры, круги Луллия ,работы с таблицами, различные карточки, загадки и др. на называние предметов и их частей, на сравнение предметов и их признаков, называние признаков, называние действий или состояния изучаемых предметов, классификация предметов, выполнение анализа и синтеза, работа с антонимами и синонимами , подбор однокоренных слов.
Слайд 15
Работа над предложением выступает как самостоятельный раздел на уроках письма и
развития речи, чтения и развития речи и как подготовка к овладению обучающимися с интеллектуальными нарушениями связной речью. Фактически предложение является строительным материалом , из которого создается сложное целое – текст. Упражнения , способствующие формированию умения составлять предложения. Различаются по степени самостоятельности при их выполнении- это упражнения по образцу, конструктивные и творческие.
Упражнения по образцу предполагают составление предложений, аналогичных по структуре заданным, но с заменой некоторых слов.
Конструктивные предложения предполагают восстановление деформированного текста , ступенчатое распространение предложений , редактирование речевых или смысловых ошибок в предложениях , соединение простых или сложных предложений в одно.
Слайд 16
Упражнения творческого характера тоже могут быть разными. Предложения составляются по опорным
словам, по предметным картинкам, по одной сюжетной картинке, на основе имеющихся представлений.. Эти упражнения готовят обучающихся к составлению текста .
Работа с текстом требует использования дополнительных приемов, которые обеспечивают смысловую целостность и языковую связность высказывания . Последовательность и логика развития темы , ее смысловая законченность обеспечивается работой над планом и последующим использованием его в качестве наглядной опоры. Виды плана могут быть различны :
-картинный план к каждому предложению текста;
-картинно-символический план;
-словесный план;
-серия сюжетных картинок;
-отдельные части общей картины
Слайд 17
Работа над межфразовыми средствами связи ведется в двух направлениях: отбор специальных
слов и словоформ, обеспечивающих связь предложений в тексте , и преодоление словарно-стилистических ошибок, развитие у учащихся умения более точно выражать свои мысли . В процессе работы над текстом составляется синонимический ряд, пользуясь которым обучающиеся преодолевают определенную стереотипность в употреблении слов, называющих один и тот же предмет ; учатся правильно использовать видо - временные формы глагола с учетом одновременности или разновременности протекания действий ; заменяют менее точные слова более точными.
Работа над содержательной и языковой сторонами текста осуществляется одновременно. Коллективно обговаривается каждый пункт плана и так же коллективно исправляются стилистические ошибки в оформлении текста.
Слайд 18
Полное воспроизведение текста для сохранения внимания и интереса к н6ему желательно
проводить в условиях, приближенных к игре: рассказ по цепочке ( игровая задача – не разорвать ее) , соревнование рядов в составлении рассказа , рассказ – эстафета ( ученик составляет текст по одному или двум пунктам плана и передает эстафету другому ). Работа , направленная на решение всех вышеназванных задач на уроках письма и развития речи , чтения и развития речи в значительной степени способствует совершенствованию речевой практики обучающихся с интеллектуальными нарушениями .
Слайд 19
А главное – помогает обучающимся с интеллектуальными нарушениями
полнее себя реализовать!