Презентация, доклад на тему Развитие связной устной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Содержание

Древние римляне считали, что корень учения горек.Но когда учитель призывает в союзники интерес,корень учения меняет вкус и вызывает вполне здоровый аппетит. (Г.Е. Окулова) 

Слайд 1 Тема : Развитие связной устной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями  


Учитель русского языка:
Голенко Светлана Валерьевна
Тема : Развитие связной устной речи у

Слайд 2
Древние римляне считали, что корень учения горек.
Но когда учитель призывает в

союзники интерес,
корень учения меняет вкус и вызывает вполне здоровый аппетит. (Г.Е. Окулова)
 

Древние римляне считали, что корень учения горек.Но когда учитель призывает в союзники интерес,корень учения меняет вкус и

Слайд 3
Наиболее благоприятные условия для работы по развитию связной речи обучающихся с

интеллектуальными нарушениями создаются на специальных уроках (письма и развития речи , чтения и развития речи), где в центре внимания стоят задачи формирования речевых навыков обучающихся . Здесь прослеживается теснейшая взаимосвязь видов работы над всеми компонентами языка. Есть нацеленность на подготовку содержательной и речевой базы для развития связной речи, на опережающее освоение детьми многих языковых структур( простое предложение с однородными членами, сложное предложение, структура текста, языковые средства связи и др.) до изучения их грамматических явлений.
Наиболее благоприятные условия для работы по развитию связной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями создаются на специальных уроках

Слайд 4
Непосредственными задачами уроков развития связной устной речи являются:
-расширение круга представлений об

изучаемых предметах и явлениях;
-постоянное повышение речевой мотивации обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
-одновременное развитие всех сторон (фонетической, лексической, грамматической) устной речи с целью обеспечения языковой базы для более полного и четкого освещения темы.

Непосредственными задачами уроков развития связной устной речи являются:-расширение круга представлений об изучаемых предметах и явлениях;-постоянное повышение речевой

Слайд 6
Недостаточность содержательной стороны речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями в значительной степени

тормозит их речевое развитие. Жан –Этьен Эскироль отмечал, что эти дети ограничены в своей речевой деятельности не потому что не могут говорить. А потому что им нечего сказать. В этой связи изучение предметов и явлений, накопление сведений о них является непременным условием организации речевой практики школьников.
Усвоение знаний о предметах и явлениях осуществляется на основе демонстрации предметов тщательного изучения их признаков, наблюдения за предметами и явлениями . Выделение постоянных и непостоянных признаков, классификация предметов, установление причинно-следственных связей.
Недостаточность содержательной стороны речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями в значительной степени тормозит их речевое развитие. Жан –Этьен

Слайд 7
Большое значение в познании и расширении круга представлений имеет слово учителя,

которое направляет наблюдения , помогает осмысливать полученные впечатления, систематизировать их, устанавливать причинно-следственные связи. Чаще всего в качестве словесных методов обучения на этих уроках используется беседа. К ее подготовке и проведению предъявляется ряд требований:
-отработка и продумывание начала и конца беседы для сохранения внимания детей;
-планирование используемого речевого материала, с чередованием трудных и легких вопросов;
-правильная расстановка смысловых акцентов;
- переход к полным ответам и отработка нужных конструкций предложений

Большое значение в познании и расширении круга представлений имеет слово учителя, которое направляет наблюдения , помогает осмысливать

Слайд 8
Принимая во внимание то, что не все обучающиеся с интеллектуальными нарушениями

могут сразу переключаться на другую форму работы, неверно давить на ученика или прерывать ответ . Это снижает и без того низкую мотивацию.
Выявляя и уточняя знания обучающихся в процессе беседы, учитель обязательно должен предусмотреть введение новой информации, с тем чтобы расширить представления учеников об изучаемом материале . Несмотря на значение речи учителя как метода обучения, выступающего в различных видах( рассказ, чтение, объяснение, вопросы, задания), его применение должно быть предельно ограниченным.
Принимая во внимание то, что не все обучающиеся с интеллектуальными нарушениями могут сразу переключаться на другую форму

Слайд 9
Несомненно, что включение обучающихся с интеллектуальными нарушениями в речевую деятельность- работа

сложная, так как для них характерна речевая пассивность( из-за недоразвития речи и недостаточности волевой сферы). Это приводит к ослаблению побудительных мотивов речи
Несомненно, что включение обучающихся с интеллектуальными нарушениями в речевую деятельность- работа сложная, так как для них характерна

Слайд 13В процессе игры обучающиеся могут повторить грамматические категории частей речи, составы

разных слов , правила написания слов, интонацию предложений и многое другое . Кроме этого, они овладевают умением поддерживать разговор и закрепляют план последовательного и связного описания. А интерес к теме и желание говорить поддерживается манерой ведения урока, заинтересованностью самого учителя и интересом обучающихся . Недопустимо негативное отношение учителя у речевым ошибкам, прерывание их речи. Тут важно любые успехи обучающихся поощрять различными атрибутами: фишками , жетонами, карточками и др.
В процессе игры обучающиеся могут повторить грамматические категории частей речи, составы разных слов , правила написания слов,

Слайд 14
Широко используется на уроках связной устной речи словарная работа. Расширение сферы

употребления словарных средств обучающимися, формирования навыков точного их употребления в структуре предложений может осуществляться как самостоятельная работа и может вестись в трех направлениях:
-обогащение словарного запаса слов за счет введения новых лексических единиц;
-уточнение значений уже известных слов;
-активизация пассивного словаря обучающихся.
Для работы по этим направлениям полезно использовать упражнения, игры, круги Луллия ,работы с таблицами, различные карточки, загадки и др. на называние предметов и их частей, на сравнение предметов и их признаков, называние признаков, называние действий или состояния изучаемых предметов, классификация предметов, выполнение анализа и синтеза, работа с антонимами и синонимами , подбор однокоренных слов.

Широко используется на уроках связной устной речи словарная работа. Расширение сферы употребления словарных средств обучающимися, формирования навыков

Слайд 15
Работа над предложением выступает как самостоятельный раздел на уроках письма и

развития речи, чтения и развития речи и как подготовка к овладению обучающимися с интеллектуальными нарушениями связной речью. Фактически предложение является строительным материалом , из которого создается сложное целое – текст. Упражнения , способствующие формированию умения составлять предложения. Различаются по степени самостоятельности при их выполнении- это упражнения по образцу, конструктивные и творческие.
Упражнения по образцу предполагают составление предложений, аналогичных по структуре заданным, но с заменой некоторых слов.
Конструктивные предложения предполагают восстановление деформированного текста , ступенчатое распространение предложений , редактирование речевых или смысловых ошибок в предложениях , соединение простых или сложных предложений в одно.
Работа над предложением выступает как самостоятельный раздел на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи

Слайд 16
Упражнения творческого характера тоже могут быть разными. Предложения составляются по опорным

словам, по предметным картинкам, по одной сюжетной картинке, на основе имеющихся представлений.. Эти упражнения готовят обучающихся к составлению текста .
Работа с текстом требует использования дополнительных приемов, которые обеспечивают смысловую целостность и языковую связность высказывания . Последовательность и логика развития темы , ее смысловая законченность обеспечивается работой над планом и последующим использованием его в качестве наглядной опоры. Виды плана могут быть различны :
-картинный план к каждому предложению текста;
-картинно-символический план;
-словесный план;
-серия сюжетных картинок;
-отдельные части общей картины

Упражнения творческого характера тоже могут быть разными. Предложения составляются по опорным словам, по предметным картинкам, по одной

Слайд 17
Работа над межфразовыми средствами связи ведется в двух направлениях: отбор специальных

слов и словоформ, обеспечивающих связь предложений в тексте , и преодоление словарно-стилистических ошибок, развитие у учащихся умения более точно выражать свои мысли . В процессе работы над текстом составляется синонимический ряд, пользуясь которым обучающиеся преодолевают определенную стереотипность в употреблении слов, называющих один и тот же предмет ; учатся правильно использовать видо - временные формы глагола с учетом одновременности или разновременности протекания действий ; заменяют менее точные слова более точными.
Работа над содержательной и языковой сторонами текста осуществляется одновременно. Коллективно обговаривается каждый пункт плана и так же коллективно исправляются стилистические ошибки в оформлении текста.
Работа над межфразовыми средствами связи ведется в двух направлениях: отбор специальных слов и словоформ, обеспечивающих связь предложений

Слайд 18
Полное воспроизведение текста для сохранения внимания и интереса к н6ему желательно

проводить в условиях, приближенных к игре: рассказ по цепочке ( игровая задача – не разорвать ее) , соревнование рядов в составлении рассказа , рассказ – эстафета ( ученик составляет текст по одному или двум пунктам плана и передает эстафету другому ). Работа , направленная на решение всех вышеназванных задач на уроках письма и развития речи , чтения и развития речи в значительной степени способствует совершенствованию речевой практики обучающихся с интеллектуальными нарушениями .
Полное воспроизведение текста для сохранения внимания и интереса к н6ему желательно проводить в условиях, приближенных к игре:

Слайд 19

А главное – помогает обучающимся с интеллектуальными нарушениями

полнее себя реализовать!
А главное – помогает обучающимся с интеллектуальными нарушениями полнее себя реализовать!

Слайд 21Спа
СпасибоС

СпаСпасибоС

Слайд 22




СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть