Слайд 1Развитие мелкой моторики у детей со сложной
структурой дефекта на уроках
Автор-составитель:
Кильдибаева П.В.
Слайд 2Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в
сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
Слайд 3У ребенка с отклонениями в развитии трудно формируется согласованность двигательной и
чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Отсутствие или неполноценность представлений об окружающем мире сказывается на развитии речи.
У таких детей очень бедный опыт практической деятельности с предметами, нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления.
Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.
Слайд 4Основные направления работы с детьми по развитию мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика
Аппликация
Работа
с крупами и песком
Работа с пластилином
Работа с трафаретом
Работа с карандашом
Работа с прищепками и скрепками
Работа с мозаикой
Работа с мелкими предметами
Слайд 5Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при
помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики. При движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.
Слайд 6Работа с крупами и песком
Занятия имеют положительное значение для развития
психики ребенка, установления психологического комфорта:
при взаимодействии с песком, сыпучими материалами стабилизируется эмоциональное состояние; развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти; ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
Слайд 7Аппликация
Аппликация — это художественное изображение, которое наклеивается на какой либо фон.
В качестве фона может выступать не только бумага, но и картон, ткань, различные баночки, пластик и т.д.
В основе аппликации лежит вырезание разных деталей и приклеивание их в нужном порядке.
Аппликация помогает формированию и развитию воображения, памяти, зрительного восприятия. Способствует личностному развитию ребёнка — формирует настойчивость, любовь к труду, терпение и упорство, аккуратность. Помогает сосредоточенно и целеустремленно доводить дело до конца.
Слайд 8Работа с мелкими предметами
Застегивание пуговиц, молний, крючков
Нанизывание бус, пуговиц и мелких
игрушек
Конструирование из палочек и полосок
Перебирание и разделение мелких предметов
Выкладывание пуговиц по контурам рисунка
Слайд 9Работа с пластилином
Лепка предметов из отдельных частей
Рисование пластилином по контуру
Рисование
жгутиками пластилина
Рисование картин шариками пластилина
Размазывание с объемным эффектом
Слайд 10Работа с прищепками и скрепками
Можно использовать игры с прищепками для развития
у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.
Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика) Для этого нужно, соответственно, сделать заготовки солнца, ёжика, цветка, зайчика на картонной основе.
Слайд 11Работа с карандашом
Раскрашивание рисунков цветными карандашами
Обведение линий карандашом
Массаж ладошек и пальцев
с помощью карандашей