Презентация, доклад на тему Развитие функциональной грамотности у учащихся

Содержание

1.Рассмотреть понятия «функциональная грамотность», «сплошной, несплошной тексты», «таксономия Блума», а также их роль в заданиях формата PISA. 2. Сформировать навыки составления заданий на развитие функциональной грамотности на уроках в соответствии с требованиями PISA.Цели:

Слайд 1Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках
Семинар-тренинг для учителей

Развитие функциональной грамотности учащихся на урокахСеминар-тренинг для учителей

Слайд 21.Рассмотреть понятия «функциональная грамотность», «сплошной, несплошной тексты», «таксономия Блума», а также

их роль в заданиях формата PISA.
2. Сформировать навыки составления заданий на развитие функциональной грамотности на уроках в соответствии с требованиями PISA.

Цели:

1.Рассмотреть понятия «функциональная грамотность», «сплошной, несплошной тексты», «таксономия Блума», а также их роль в заданиях формата PISA.

Слайд 3Посовещайтесь в группе и составьте:
1) Кластер на тему «Функциональная грамотность»


2) Ответьте на вопрос «Как ее можно измерить?»

Задание:

Посовещайтесь в группе и составьте:1) Кластер на тему «Функциональная грамотность»     2) Ответьте на

Слайд 4



Грамотность = умение писать
+ умение читать+ умение производить арифметические расчеты


Грамотность = умение писать +

Слайд 5Грамотность чтения:

Грамотность чтения:

Слайд 6Что такое функциональная грамотность?

Что такое функциональная грамотность?

Слайд 7
Под грамотностью чтения понимается способность учащихся к осмыслению письменных

текстов и их рефлексии, а также использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Под грамотностью чтения понимается способность учащихся к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, а также

Слайд 8— Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. аббревиатура PISA)

проходит раз в три года и, как уже было отмечено, оценивает грамотность школьников в разных странах. И в первую очередь — их умение применять знания на практике. Количество участников растет с каждым годом. Например, в 2000 году тест писали 32 страны, в 2015-м — 72, а в нынешнем планируют 82, в том числе Беларусь. Исследование состоит из трех частей: заданий по читательской, математической и естественнонаучной грамотности. На этот раз акцент сделан на читательской. Мониторинг пройдет с 4 апреля по 25 мая. Уже издан приказ Министерства образования Беларуси и утвержден график проведения испытания в учебных заведениях.
— Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. аббревиатура PISA) проходит раз в три года и,

Слайд 9

PISA оценивает читательскую грамотность на переходе из основной школы в среднюю,

в профессиональную или в самостоятельную жизнь, то есть на этапе перехода от использования чтения как средства обучения к использованию чтения как средства для реальной жизни.
PISA оценивает читательскую грамотность на переходе из основной школы в среднюю, в профессиональную или в самостоятельную жизнь,

Слайд 10 — Всего в Беларуси более чем из 3 000 школ,

лицеев, гимназий, учреждений ПТО и ССО. Методом случайной выборки определены для участия в исследовании 236 учебных заведений. Таким же способом выберут и 15-летних подростков, которые напишут тест: от каждой школы 35 человек. Именно в этом возрасте в большинстве стран дети получают базовое образование и решают, куда поступать дальше.
Кстати, белорусские ученики уже писали единожды PISA: в прошлом году проводили пробный этап исследования. Тогда было задействовано 66 учебных заведений. Школьники впервые увидели, что из себя представляет тест. Результаты мониторинга не озвучивают, так как на том этапе ставилась иная цель — апробировать компьютерное обеспечение, чтобы все соответствовало техническому регламенту международного исследования.
В тесте есть задания как с одним, так и с несколькими верными ответами, а также такие, где правильное решение следует записать от руки. В последнем случае при проверке задач прибегают к помощи экспертов. Сейчас проходит конкурс среди белорусских учителей, преподавателей вузов и специалистов, в результате чего определят порядка 20 экспертов для проверки открытых заданий тестов.

— Всего в Беларуси более чем из 3 000 школ, лицеев, гимназий, учреждений ПТО и ССО.

Слайд 11
Обсудите в группах и скажите, что, по-вашему, является «текстом»?
Какие тексты используются

в международном исследовании PISA?

Задание:

Обсудите в группах и скажите, что, по-вашему, является «текстом»?Какие тексты используются в международном исследовании PISA?Задание:

Слайд 12ТЕКСТ
Текст (от латинского textus - «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь») - это речевое произведение,

состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств.

Основные признаки текста:
1)  завершённость;
2)  связность;
3)  стилевое единство;
4)  цельность.

ТЕКСТТекст (от латинского textus - «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь») - это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в

Слайд 13ОПИСАНИЕ
Отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и т.д.
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Рассказ, повесть,

басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов.

РАССУЖДЕНИЕ

Сочинение-размышление, комментарий, аргумента-ция собственного мнения.

ВИДЫ ТЕКСТОВ:
СПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ

ОПИСАНИЕОтрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и т.д.ПОВЕСТВОВАНИЕРассказ, повесть, басня, письмо, статья в газете или

Слайд 14
Перевёрнутые мыши
 
Жил-был старик по имени Левон. Было ему 87 лет. Всю

свою жизнь он был тихим и спокойным человеком. Он был очень беден и очень счастлив.
Когда Левон обнаружил у себя дома мышей, он сначала не очень переживал по этому поводу. Но мышей становилось всё больше и больше.
Они начали мешать ему. Наконец наступило время, когда даже Левон не мог этого больше выносить.
«Это уж слишком, – сказал он. – Это становится невыносимо». Старик вышел из дома и, хромая, пошёл по дороге в магазин. Там он купил несколько мышеловок, кусок сыра и клей.
Когда Левон вернулся домой, он намазал основание мышеловок клеем и поместил их
на потолок. Затем он закрепил в мышеловках по кусочку сыра и привёл их в готовность.
Ночью, когда мыши вышли из своих норок и увидели мышеловки на потолке, они реши-ли, что это шутка. Они разгуливали по полу, толкая друг друга и показывая передними лапками вверх, и давились от смеха. В конце концов, довольно глупо прикреплять мышеловки на потолок.
Когда на следующее утро Левон вошёл в комнату и увидел, что ни одна мышка не попала в ловушку, он улыбнулся, но ничего не сказал.

Сплошной текст: пример

Перевёрнутые мыши Жил-был старик по имени Левон. Было ему 87 лет. Всю свою жизнь он был тихим и

Слайд 15ВИДЫ ТЕКСТОВ: НЕСПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ

ВИДЫ ТЕКСТОВ: НЕСПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ

Слайд 16Несплошной текст: пример

Несплошной текст: пример

Слайд 17
Обсудите и ответьте на вопросы:
1) Что такое таксономия Блума?
2)

Что она определяет?
3) Для чего она нужна?


Задание для групповой работы

Обсудите и ответьте на вопросы:1) Что такое таксономия Блума?2) Что она определяет?3) Для чего она нужна?Задание

Слайд 19
Таксономия Блума определяет способы классификации мыслительных умений, начиная от

простейших учебных действий до самых сложных. Блум и его команда разработали иерархию мыслительных умений, в которой более высокие уровни мышления включают все познавательные умения нижележащих уровней.

Что такое таксономия?

Таксономия Блума определяет способы классификации мыслительных умений, начиная от простейших учебных действий до самых сложных.

Слайд 21Уровни грамотности чтения текстов PISA по таксономии Блума (6 уровней)

Уровни грамотности чтения текстов PISA по таксономии Блума (6 уровней)

Слайд 22Чтобы правильно ставить цели в обучении;
Чтобы правильно формулировать проблемы и задания

для учащихся;
Чтобы подбирать адекватные оценочные инструменты;
Чтобы правильно проводить рефлексию по результатам обучения

Зачем нужна таксономия в обучении?

Чтобы правильно ставить цели в обучении;Чтобы правильно формулировать проблемы и задания для учащихся;Чтобы подбирать адекватные оценочные инструменты;Чтобы

Слайд 26Махаон

Махаон

Слайд 27

Радужная

Радужная

Слайд 28Атлас князь

Атлас князь

Слайд 29Бабочка желтой расцветки

Бабочка желтой расцветки

Слайд 30Монарх

Монарх

Слайд 31Голубая бабочка

Голубая бабочка

Слайд 32Павлиний глаз

Павлиний глаз

Слайд 33Желтая и белая капустницы

Желтая и белая капустницы

Слайд 34Самая крупная бабочка мира

Самая крупная бабочка мира

Слайд 35Прозрачная бабочка

Прозрачная бабочка

Слайд 36Желтая

Желтая

Слайд 37 С незапамятных времен бабочки ассоциируются с весной,

красотой, вечностью. Их принято считать символом бессмертия души, счастья, верности и любви. Эти загадочные существа являются героями многих мифов и легенд, а также источником поэтического вдохновения.
Бабочки – существа древние. Их изображения обнаружены на египетских фресках, более 3,5 тысяч лет назад.
В природе насчитывают около 157 000 видов. Цикл жизни этих существ состоит из четырех фаз: яйцо, гусеница, куколка и имаго (бабочка). И длится всего лишь несколько дней.
Бабочки – сумеречные существа. Только некоторые из них ведут дневной образ жизни. Они никогда не спят. Бабочки близоруки! Самый сложный по строению орган этих удивительных существ – глаза. Они состоят из 6 тысяч крошечных частей, которые называются линзами.
Эти уникальные создания являются вторыми по своей численности опылителями после пчел. Питаются бабочки нектаром. Самым удивительным фактом является то, что бабочкам необходимо солнечное тепло для того, что бы летать. Оказывается, что «секрет» бабочки скрыт именно в её чешуйках на крылышках. Они поддерживают температурный баланс, а также повышают лётность. Максимальная скорость, которую может развить это маленькое творение – до 50 км/ч.
Наиболее богатыми на разнообразие видов считаются Перу и индийский штат – Сикким. Крупнейшую бабочку планеты – «Парусник королевы Александры» можно обнаружить лишь на территории Папуа - Новой Гвинее. Самая распространенная бабочка России и Сибири – «Павлиний глаз».
Единственный континент, где не обитают бабочки – это Антарктида.
В русском языке слово «бабочка» является производным от слова «баба», так как наши предки считали, что все ведьмы после смерти становятся бабочками.
Эти создания необыкновенной красоты во все времена поражают людей своим невероятным разнообразием красок, причудливыми формами и затейливыми рисунками. Бабочки рождаются для того, чтобы умереть, дав перед этим жизнь новому поколению.
С незапамятных времен бабочки ассоциируются с весной, красотой, вечностью. Их принято считать символом

Слайд 39
Бабочка

Бабочка

Слайд 42Практическое задание
Работа с текстом


Практическое заданиеРабота с текстом

Слайд 43Тайны Кривого леса

Тайны Кривого леса

Слайд 47Пример

Пример

Слайд 48Пример

Пример

Слайд 49Пример

Пример

Слайд 50Видите ли Вы использование таких заданий на своих уроках?
Полезно ли выполнение

таких заданий на уроке?
Развивают ли они функциональную грамотность?
Заинтересовала ли Вас эта тема?

Обсудите и дайте ответ

Видите ли Вы использование таких заданий на своих уроках?Полезно ли выполнение таких заданий на уроке?Развивают ли они

Слайд 51Весна
• 1-я строка. 1 существительное. • 2-я строка. 2 прилагательных. •

3-я строка. 3 причастия. • 4-я строка. 4 глагола. • 5-я строка. 5 наречий (или деепричастий) • 6-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложение по теме.
Весна• 1-я строка. 1 существительное.  • 2-я строка. 2 прилагательных.  • 3-я строка. 3 причастия.

Слайд 52Весна
 Молодость,  Зажигательная, весёлая,  Восхитительная, влюблённая, пламенная.  Расцветает,

оживляет, приходит, пробуждает,  Не останавливая, не забывая, не старея, не думая, не уставая.  Молодость просыпается весной в каждом живом существе, даже трухлявый пень возрождается с появлением первых весенних лучей солнца.
Весна Молодость,   Зажигательная, весёлая,   Восхитительная, влюблённая, пламенная.   Расцветает, оживляет, приходит, пробуждает,

Слайд 53Благодарю за работу и участие в нашем семинаре!

Благодарю за работу и участие в нашем семинаре!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть