Слайд 1Разработка урока в технологии
системно-деятельностного
подхода
«Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Китайская мудрость.
Слайд 3Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребенок не получает
знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Слайд 57 главных критериев современного урока
1. Это урок самореализации ученика
2. Это
урок открытия нового
3. Это урок создания образовательной продукции
4. Это урок развития компетентностей
5. Это урок коммуникаций - очных или дистантных
6. Это метапредметный урок
7. Это урок социального учёта
Хуторской А.В.
Слайд 61. Это урок самореализации ученика
На современном уроке ученик не просто
изучает материал, а задействует свой потенциал, выявляет и развивает свои способности. Именно через самореализацию ученик осваивает становящуюся личносто-значимую для него область бытия.
Чтобы самореализация состоялась, необходимы осмысленные учеником цели, он должен понимать, зачем и для чего он изучает тот или иной предмет, как и почему он с ним связан. Цели не могут быть ученику просто переданы, или, как говорят психологи, интериоризированы в него. Цели ученика сопрягают его личностную миссию и внешний мир, в том числе и внешний заказ на образование. Ученическое целеполагание – одно из условий обучения жизни в современном мире. Без собственного самоопределения и самоцелеполагания нынешнему человеку просто не удержаться в непрерывно меняющихся ветрах происходящих изменений.
Там где есть целеполагание, востребована и рефлексия – осознание учеником степени соответствия полученных результатов поставленным целям, а также способов их достижения.
Слайд 72. Это урок открытия нового
Открывать можно субъективно или объективно новое.
Но не любое новое, а то новое, что соответствует личностным образовательным потребностям, целям, миссии ученика в каждой конкретной изучаемой области или теме.
Новое – это не новая информация о чём-то. Внешне новому всегда соответствует внутренне новое. На современном уроке должно происходить приращение ученика – как внешнее, так и внутреннее. Внешне это может быть его новое стихотворение или новый способ решения задачи, а внутренне – освоенные способы стихосложения или решения задач.
Новое открывается не только для ученика, но и для учителя. Предварительный план урока может быть одним и тем же для разных классов, но результаты учеников – всегда новые.
Дать возможность каждому проявить себя по-своему, изучая одни и те же «вечные» вопросы.
Слайд 83. Это урок создания образовательной продукции
Принцип продуктивности в образовании –
основа успеха человека в жизни. Если ученик научился на уроках создавать образовательную продукцию (стихи, модели, планы, поступки и др.), он и в будущем всегда сможет быть полезен людям, всегда будет «при деле».
И наоборот, если во время учёбы ученику не предлагать ничего создавать, а только изучать готовое, то ничему толковому для реальной жизни его не научишь. В самом деле, кому и зачем нужен «вечный студент», который только изучает чужое? По жизни требуются творцы и деятели, т.е. те, кто создаёт продукцию или осуществляет деятельность по её созданию в общей цепочке. Продукт – всегда главный элемент. Поэтому и учёба должна стать средством, а не целью.
К тому же дети всегда больше любят сделать что-то сами, чем смотреть или читать про то, как это сделали другие.. А когда ученик создал, например, свою таблицу сложения чисел, то и он с удовольствием познакомится с аналогичной таблицей Пифагора, тем самым, освоит и требования стандартов.
Слайд 94. Это урок развития компетентностей
Урок должен быть таким, чтобы ученики
стали компетентными деятелями в изучаемых областях, имели опыт получения актуального результата.
Компетентность – это внутреннее качество ученика, тогда как компетенция – внешне заданная норма. В каждом учебном предмете реально или потенциально содержатся ключевые и предметные компетенции – то есть нормы, освоение которых позволяет стать успешным в заданных областях.
Например, компетенции путешественника предполагают, что ученик, изучая географию, понимает, зачем, где и для чего ему нужно побывать, знает, что включает в себя план путешествия, умеет ориентироваться в пространстве города или природы, владеет способами применения различных типов карт, имеет опыт путешествий, личностное отношение к ним.
Слайд 105. Это урок коммуникаций - очных или дистантных
Современный урок не
может оставаться монологичным, когда учитель говорит, а ученики повторяют сказанное. Сегодняшний мир другой. Диалог, полилог, работа в группах, совместные проекты – это то, что требуется нынешнему ученику уже в школе, а не только в его будущей профессии. Очные или сетевые коммуникации окружают сегодня каждого. Если мы хотим помочь ученику быть успешным в современном мире, мы не можем исключить из урока задачу обучения коммуникациям.
Слайд 116. Это метапредметный урок
«Мета» – означает «стоящее за». За каждым
учебным предметом, темой, фундаментальным образовательным объектом – находятся его первоосновы. Это могут быть понятия числа или знака, проблемы происхождения мира или человека, пропорции или закономерности типа «золотого сечения», принципы, например, тождественности микро и макрокосма. Изучая предметное, всегда нужно дать ученикам заглянуть дальше, направить их познание к первосмыслам.
Речь не идёт об обязательном включении во все уроки элементов философии, хотя метапредметность находится в области именно этой науки. Через вхождения в метапредметные основы изучаемого урок помогает ученику увидеть корни происходящего, выстроить целостное знание и понимание изучаемых предметов, определить своё личное отношение к фундаментальным вопросам своего бытия.
Слайд 127. Это урок социального учёта
Учителю, да и ученику приходится жить
не только по своим желаниям и возможностям. Необходим учёт внешних требований, настроений, «духа времени». И если, например, образовательные стандарты предложены недоработанные, а требования чиновников необоснованные, это не повод уходить в монастырь или покидать страну…. Нужно уметь находить компромиссы, достигая наибольшего из возможного. Компромисс необходим
Нужно учить детей сопрягать свою миссию с внешними обстоятельствами, не теряя при этом своего смысла и целей.
На первый взгляд может показаться, что затруднительно применять все семь критериев к каждому уроку. Действительно, невозможно чисто механически заниматься 5 минут самореализацией ученика, следующие 5 минут – открытием нового и т.д. Речь идёт о целостной системе критериев. Для отработки каждого из них необходимы время и усилия, выходящие за рамки одного урока. Освоение названных критериев - профессиональная мировоззренческая задача учителя, которая не решается одномоментно, но служит основанием для построения СИСТЕМЫ УРОКОВ. И если учитель пережил, принял и научился реализовывать каждый из указанных критериев, он будет способен реализовывать их в комплексе, причём не только за время одного урока, но и в любые 10 минут своей профессиональной деятельности.
Слайд 13С чего начинается проектирование современного урока?
С ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ….
Слайд 14От ФК ГОС 2004 к ФГОС 2010
Женина Л.В.
Слайд 16Целеполагание на уроке
В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:
1) предвосхищаемый
результат деятельности;
2) предметная проекция будущего;
3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
Под целью в образовании следует понимать идеальный, мысленно предвосхищаемый результат деятельности.
Что такое цель ?
Слайд 17
Ученики идут на урок со своими целями, а учитель – со
своими. Чтобы урок получился результативным, цели нужно согласовать
Для личностно ориентированной модели обучения характерно включения самих учеников в процесс самоопределения на деятельность, на поиск ими личных смыслов по поводу изучаемого учебного материала, на постановку целей собственной деятельности
Цели: дидактические и учебныеи учебные
Слайд 19Различие: Стилистика формулирования цели : 1 позиция
цель урока одна и выражена
именем существительным (Например, отглагольное существительное : формирование)
задачи - минимум 3 (задачи воспитания, обучения, развития) и выражены глаголом. То есть задачи формулируют, что нужно сделать, чтобы прийти к поставленной цели.
неудобства: не всегда цель конкретного урока формулируется существительным (научить-научение), сложно измерять
« Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство» и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.
Задача – данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.
Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что надо сделать, чтобы достичь цель урока?" Таким образом, задачи должны начинаться с глаголов – «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформировать», «воспитывать» и пр..»
Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012г.
Слайд 20Различие: Стилистика формулирования цели : 2 позиция
Целей урока несколько, выражены глаголами
несовершенного вида (что делать?). Это так называемые "глобальные цели", цели- ориентиры человеческой деятельности :цели развития, воспитания (воспитывать сознательного гражданина России).
Задачи - это локальные цели, то есть цели конкретного момента деятельности (этапа урока), обозначаются глаголами совершенного вида (что сделать?), обладают свойствами диагностичности и операционности.
Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Операционность означает, что в формулировке цели имеется указание на средства её достижения (сформировать умение записи и чтения десятичных дробей).
Слайд 24Личностно- ориентированная модель целеполагания
Цели личностного развития учащихся – воспитательные и развивающие.
Цель
должна быть сформулирована конкретно и должен быть инструментарий для опознания степени её достижения. Но как измерить нравственные качества личности. Не существует надёжных измерителей динамики данных качеств личности в масштабе одного урока.
В силу невозможности диагностического описания целей урока в отношении личностного развития учащихся корректнее говорить о соответствующих целях- ориентирах, которые формулирует учитель.
Слайд 25Клише (начала формулировки воспитательных и развивающих задач)
Способствовать …
Содействовать …
Создать условия
…
Организовать ситуацию
В качестве клише для постановки задач урока нецелесообразно применять слова «воспитывать», «формировать» и им подобные. Это связано с тем, что в гуманистической педагогике ребёнок уподобляется не «глине», из которой можно вылепить всё, что задумает воспитатель, а «семени неизвестного для педагога растения, способного обеспечивать и корректировать свой рост» (А. В. Хуторской). Педагог поддерживает ученика, создаёт для него условия движения « по лестнице собственных способностей».
Слайд 26Технологические способы постановки целей
«Технологический подход реализуется в разработке таких технологических
моделей обучения, которые направлены на достижение практически всеми учащимися заданных эталонных результатов на уровне гарантированного минимума на основе организации предъявления, стандартизованного контроля и коррекции текущих учебных результатов. Учитель ставится в позицию оператора дидактических средств, учащийся занимает позицию одного из объектов конструируемого обучения с заведомо фиксированными результатами (обучаемого)»
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии
Слайд 27Итак, при технологической модели целеполагания:
Цель занятия – это перечень учебных действий,
которыми предполагается овладеют ученики.
В планируемом для изучения учебном материале определяются учебные элементы – понятия, факты, явления и т. д. ( по программе)
По каждому учебному элементу определяются действия, которыми учащиеся могут овладеть к концу урока.
узнавание (различают, узнают, называют),
запоминание (воспроизводят, дают понятия, перечисляют),
понимание (приводят примеры, поясняют смысл),
применение по образцу (вычисляют, доказывают, решают),
перенос ( применяют правило или алгоритм в изменённой ситуации).
В поурочном плане перечисляются глаголы – действия, например так: «Обучающая цель занятия: к окончанию урока учащиеся будут уметь …». Или: «Владение обучающимися следующими умениями…». Далее эти умения перечисляются.
По каждому из выделенных действий подбирается вопрос или задание, с помощью которого можно судить, овладел ли обучающийся данным действием. Совокупность вопросов и заданий образует тестовое задание. (диагностика достижения цели)
Слайд 28Типы уроков
(по дидактической цели)
Урок открытия нового знания.
Урок отработки умений и
рефлексии.
Урок обобщения и систематизации изученного материала.
Урок развивающего контроля.
Комбинированный урок.
Слайд 29
Чем отличается деятельность педагога, работающего
по новому ФГОС?
Слайд 31Рефлексия
форма деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий, проявляющаяся в
самопознания, основанная на принципах активности и сознательности.
Слайд 32Типы рефлексии
Рефлексивный круг
Рефлексивная мишень
Чемодан, мясорубка, корзина
Ромашка
Состояние моей души
Sms
Острова
Незаконченная фраза
Мое настроение
Почта
Благодарю
А напоследок
я скажу…
Пантомима
Карта
Дело в шляпе
Ступени
Звездочки
Корзина идей
Светофор
Пятерочка
Дневник
Кластеры
Экспертная комиссия
Дерево