Слайд 1РАЗРАБОТКА И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Слайд 2Реформы, происходящие в обществе, всегда связаны с реформами и инновациями в
образовании
Слайд 3ИННОВАЦИЯМИ называются нововведения в области техники, технологии, организации труда или управления,
основанные на использовании достижений науки и передового опыта
Слайд 4ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
в педагогике заключается во внедрении в конкретный образовательный процесс
научных разработок из различных областей знания и деятельности, таких как психология, информатика или экономика
Слайд 5ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо их
совершенствовать
Слайд 6педагогическая технология
- процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия
на обучаемого. Ее формула:
ПТ = цели + задачи + содержание
+ методы (приемы, средства) + формы обучения
Слайд 7педагогическая технология
критерии технологичности:
Концептуальность предполагает опору на определенную
научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности
Слайд 8педагогическая технология
критерии технологичности:
Управляемость дает возможность диагностического целеполагания,
планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Слайд 9педагогическая технология
позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог вынужден
переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта
Слайд 10педагогическая технология
В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что
и позволяет определять степень ее достижения более точно
Слайд 11педагогическая технология
По своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам
существующие педагогические технологии имеют сходство, но отличаются по различным параметрам
Слайд 12Параметры классификации педагогических технологий
По уровню применения:
-общепедагогические, которые характеризуются целостностью педагогического
процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения;
-частнопредметные в виде совокупности средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках учебной дисциплины;
-локальные или модульные для использования в отдельных частях учебно-воспитательного процесса;
Слайд 13Параметры классификации педагогических технологий
По организационным формам:
классно-урочные;
альтернативные;
академические;
клубные;
индивидуальные;
групповые;
коллективные способы обучения;
дифференцированное обучение;
Слайд 14Параметры классификации педагогических технологий
По типу управления познавательной деятельности:
традиционные, например, обучение
классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге;
дифференцированные по системе малых групп, по системе «репетитор»;
программированные, например, компьютерное, программное, по системе «консультант»
Слайд 15Параметры классификации педагогических технологий
По подходу к обучающемуся:
авторитарные технологии, если педагог
является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а обучаемый только объект. Эти технологии отличаются жесткой организацией студенческой жизни, подавлением инициативы и самостоятельности обучаемых, применением требований и принуждения;
Слайд 16Параметры классификации педагогических технологий
По подходу к обучающемуся:
технологии сотрудничества - это
демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и студента;
технологии свободного воспитания, которые предоставляют обучаемым свободу выбора и самостоятельности в разных сферах жизнедеятельности;
Слайд 17Параметры классификации педагогических технологий
По подходу к обучающемуся:
личностно-ориентированные технологии ставят в
центр образовательной системы личность обучающегося, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития;
гуманно-личностные технологии отличаются психотерапевтической педагогикой, направленной на поддержку и помощь личности обучаемого;
массовая (традиционная) технология, рассчитанная на усредненного студента;
Слайд 18Параметры классификации педагогических технологий
По подходу к обучающемуся:
технология продвинутого образования для
углубленного изучения предметов. (она типична для гимназического, лицейского, специального образования);
технология компенсирующего обучения используется для педагогической коррекции, поддержки, выравнивания, компенсации обучаемых;
Слайд 19Параметры классификации педагогических технологий
По ориентации на личностные структуры:
информационные, предназначенные для
формирования знаний, умений и навыков;
операционные, которые обеспечивают формирование умственных действий;
технологии саморазвития, направленные на формирование способов умственных действий;
эвристические развивающие творческие способности обучающихся;
прикладные, обеспечивающие формирование действенно-практической сферы личности.
Слайд 20Параметры классификации педагогических технологий
По характеру содержания и структуры:
Слайд 21
Проектирование учебной деятельности студентов ведет к более высокой стабильности успехов практически
любого числа обучающихся
Слайд 22
В педагогике насчитывается более сотни технологий, выбор какой-либо из них зависит
от педагога, от его компетентности и желания работать
Слайд 23Диссеминация - распространение в образовательной среде целенаправленных изменений
Положительным педагогическим опытом называется
такой, при котором получают результаты, удовлетворяющие современным требованиям.
Передовой педагогический опыт опирается на педагогические инновации и позволяет получать результаты, отвечающие современным требованиям
Слайд 24Критерии отбора положительного педагогического опыта
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ + СТАБИЛЬНОСТЬ+ОПТИМАЛЬНОСТЬ
способов достижения результатов:
обучающего характера
(уровень обученности),
воспитательного характера (уровень воспитанности, уровень сформированности коллектива, степень комфортности образовательной среды для обучающегося),
развивающего характера (общеинтеллектуальные умения и навыки)
Слайд 25Стадии работы по обобщению передового опыта
Целенаправленное, полное и конкретное описание
опыта на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения документов.
Анализ опыта с выделением его отдельных сторон, составных частей, связей с точки зрения педагогики.
Описание замысла педагога, средств и методов, посредством которых замысел реализуется.
Слайд 26Стадии работы по обобщению передового опыта
Установление зависимости между замыслом, исходными
идеями, характером средств и методов, деятельностью обучаемых, системой формируемых отношений и полученными результатами.
Выявление закономерности в характере полученных результатов, в особенно важных элементах и новшествах, оценивание возможностей, которые открывает используемый опыт.
Разработка рекомендаций о том, когда, при каких условиях целесообразно использовать данный опыт.
Слайд 27Формы описания педагогического опыта
совокупность знаний, навыков и умений педагога по
успешно выполняемой деятельности;
алгоритмы деятельности с учетом действий, совершаемых в пространстве и времени;
опыт - как технология деятельности;
набор значимых событий, раскрывающих тему (самая простая форма, доступная даже начинающему педагогу)
Слайд 28Результат обобщения педагогического опыта
Педагог
почувствует свой профессиональный рост;
наглядно убедится в
связях науки и практики,
осмыслит свой опыт с научных позиций, осознает природу своей деятельности,
научится более глубоко структурировать и внятно описывать свои действия
Слайд 29Оформление обобщения педагогического опыта
монография,
статья в сборнике,
личная информационная
карта инновационного педагогического опыта
Слайд 30СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Модульное обучение
Контекстное обучение
Программированное обучение
Проблемное обучение
Игровое обучение
Дистанционное обучение
Электронное интерактивное
обучение
Слайд 31МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Модульное обучение предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения
и организацию работы обучаемых с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями). Сущность модульного обучения - студент практически самостоятельно достигает конкретных целей учебно- познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Слайд 32МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Все содержание представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется
в соответствии с целью.
Дидактическая цель формулируется для студента и содержит в себе объем изучаемого содержания и уровень его усвоения.
Кроме того, каждый студент получает методические указания по изучению конкретного модуля.
Изменяется форма общения преподавателя и студента. Оно осуществляется через модули и плюс личное индивидуальное общение.
Студент работает максимум времени самостоятельно, учится самоорганизации, самоконтролю и самооценке.
Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
Слайд 33МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Алгоритм построения учебного модуля:
1. Формулировка целей обучения.
2. Определение
базовой подготовки через входной контроль, то есть установление уровня обученности.
3. Конструирование содержания познавательной части модуля на основе логической структуры курса.
Слайд 34МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Алгоритм построения учебного модуля :
4. Конструирование содержания операционной части
на основе логической структуры профессиональных умений.
5.Учет специфики учения в зависимости от режима работы
6. Оформление модулей в пакет на основе принципов конструирования.
Слайд 35КОНТЕКСНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Контекстным называется обучение, в котором моделируется содержание профессионального труда
для обеспечения условий трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста (в переводе с латинского контекст означает тесная связь, сцепление, сплетение).
Единицей задания содержания в контекстном обучении выступает проблемная ситуация. Единицей деятельности студента является поступок, посредством которого будущий специалист выполняет предметные действия в соответствии с требованиями и нормами профессии, и получает нравственный опыт.
Слайд 36Методы контекстного обучения
Исследовательский метод обучения представляет собой организацию поисковой, познавательной
деятельности студентов путем постановки преподавателем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.
Непосредственное руководство исследованием студента ведёт преподаватель – как «посредник» он «находится» между студентом и процессом добывания новых знаний. Он подбирает группу студентов, активно участвующих в изучении межпредметной темы, которые посещают эти занятия в обязательном порядке (другие студенты приглашаются по желанию).
Межпредметная тема должна позволить студентам пройти все этапы научного исследования, то есть быть достаточно объёмной.
Слайд 37Методы контекстного обучения
Метод учения с посредником, разработанный американским педагогом Фоерстейном
(США).
Действия преподавателя заключаются в разъяснении студенту целей работы в студенческой научной группе над темой, стимулировании студента к использованию знаний и выработанных умений в новых ситуациях для решения возникших задач.
Слайд 38ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Программированное обучение подразумевает работу слушателя по некоей программе,
в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями.
Роль преподавателя - отслеживание психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий.
Слайд 39ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Основой программированного обучения является принцип малых шагов. В
соответствии с ним учебный материал делится на малые части (шаги), чтобы обучаемым было легче им овладеть, и немедленное подтверждения правильности ответа после ответа на поставленный вопрос.
Студент может переходить к следующему шагу только при полном совпадении его ответа с правильным. Студент может работать в оптимальном для себя темпе.
Значительное на первых шагах число наводящих указаний, постепенно уменьшается, тем самым повышая степень трудности заданий.
Для дифференцированного закрепления знаний каждое обобщение повторяется в различных контекстах несколько раз и иллюстрируется тщательно подобранными примерами
Слайд 40ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
В переводе с греческого problēma - задача, задание.
Соответственно, система методов и средств обучения для моделирования реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы, будет называться проблемным обучением.
Слайд 41ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Этапы умственных действий от возникновения проблемной ситуации до
решения проблемы:
Возникновение проблемной ситуации.
Осознание сущности затруднения и постановка проблемы.
Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы.
Доказательство гипотезы.
Проверка правильности решения проблем.
Слайд 42ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Типы проблемных ситуаций
Первый: студенты не знают способы решения
поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.
Второй: студенты сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
Третий: обнаруживается противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.
Четвертый: имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у студентов знаний для теоретического обоснования.
Слайд 43Методы проблемного обучения
Результат использования метода проектов
новое знание, приобретенное самостоятельно;
умение пользоваться
приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
умение пользоваться исследовательскими методами: собирать информацию, факты, уметь анализировать их с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения;
приобретение коммуникативных навыков и умений, широких человеческих контактов;
знакомство с разными культурами, точками зрения на одну проблему.
Слайд 44Методы проблемного обучения
Метод изучения ситуаций
Он используется для участия студентов и
преподавателей в непосредственных дискуссиях по проблемам бизнеса. Для этого необходим подготовленный в письменном виде пример ситуации из практики бизнеса. Затем ситуация самостоятельно изучается и обсуждается студентами под руководством преподавателя, следуя принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".
Слайд 45ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ
Игровая модель обучения широко применяются при проектировании технологий
образования взрослых. Участники игры попадают в конкретные игровые ситуации. Игровые ситуации могут выбираться из различных специализированных предметных областей, могут иметь любые концептуальные и мировоззренческие представления, и даже несовпадающие социальные установки.
Слайд 46ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Дистанционное обучение базируется на использовании информационных и телекоммуникационных
технологий, технических средств. С их помощью создаются условия для обучаемого в возможности выбора учебных дисциплин, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени.
На его основе реализуется дистанционное образование.
Слайд 47ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Информационно-образовательная среда дистанционного обучения – системно организованная совокупность
средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентирующаяся на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.
Слайд 48ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Преимущества дистанционного обучения:
гибкость,
модульность,
параллельность,
экономичность,
охват
для большой аудитории обучаемых,
технологичность,
социальное равноправие, интернациональность,
новая роль преподавателя.
Слайд 49ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Недостатки дистанционного обучения:
отсутствие живого контакта между преподавателем и
студентом;
отсутствие живого общения между студентами;
высокая трудозатратность на первом этапе создания учебных курсов для дистанционного обучения;
студенты должны иметь обязательный доступ к техническим средствам обучения (как минимум – компьютер, модем, электронная почта и доступ в интернет);
создание значительной нагрузки на сеть;
невозможность 100% контроля над знаниями студентов
Слайд 50ЭЛЕКТРОННОЕ ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Электронное интерактивное обучение используется для передачи формальных и неформальных
инструкций, поддержки и оценки с помощью сетевых технологий, таких как Интернет и корпоративные сети.
Средствами и методами электронного интерактивного обучения являются интерактивные ресурсы и материалы, электронные библиотеки, обучающие материалы и курсы, обсуждения в реальном режиме времени, чаты, видеочаты, электронная почта, видеоконференции, видеоконсультации и программные приложения совместного использования (разделяемые рабочие пространства).
Инструментами электронного интерактивного обучения являются Веб-конференции, онлайн-семинар, вебинар.
Слайд 51ЭЛЕКТРОННОЕ ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Преимущество электронных интерактивных форм обучения:
Обучающиеся осваивают новый материал не
в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения.
Сокращается доля аудиторной нагрузки и увеличивается объем самостоятельной работы.
Обучающиеся приобретают навык владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации.
Вырабатывается умение самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности.
Слайд 52ЭЛЕКТРОННОЕ ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Преимущество электронных интерактивных форм обучения:
Актуальность и оперативность получаемой информации;
Обучающиеся
оказываются вовлеченными в решение глобальных, а не региональных проблем – расширяется их кругозор.
Гибкость и доступность, так как обучающиеся могут подключаться к учебным ресурсам и программам с любого компьютера, находящегося в сети;
использование таких форм, как календарь, электронные тесты (промежуточные и итоговые), позволяет обеспечить более четкое администрирование учебного процесса.
Интерактивные технологии дают возможность постоянных, а не эпизодических (по расписанию) контактов студентов с преподавателем.
Они делают образование более индивидуальным.
Слайд 53ТРЕБОВАНИЯ ФГОС
Перед профессиональным образованием в настоящее время задача стоят задачи:
разработать
инновационные образовательные технологии;
использовать фонд оценочных средств для формирования у обучающихся общих (общекультурных) и профессиональных компетенций,
проводить объективную комплексную оценку сформированных компетенций.
Слайд 54ТРЕБОВАНИЯ ФГОС
Компетенции – динамический набор знаний, умений, навыков, моделей поведения и
личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики и культуры.
Слайд 55ТРЕБОВАНИЯ ФГОС
Оптимальным путем формирования инновационных образовательных технологий и систем оценки качества
подготовки студентов при реализации ФГОС-3 является сочетание традиционных подходов и средств, выработанных профессиональным образованием и инновационных подходов, опирающихся на экспериментальные методики ведущих отечественных педагогов и современный зарубежный опыт.
При этом постепенно традиционные средства обучения и контроля следует совершенствовать в русле компетентностного подхода, а инновационные средства адаптировать для широкого применения в российской практике.
Слайд 56ТРЕБОВАНИЯ ФГОС
Формы контроля должны стать своеобразным продолжением методик обучения, позволяя студенту
более четко осознавать его достижения и недостатки, корректировать собственную активность, а преподавателю – направлять деятельность обучающегося в необходимое русло.
Слайд 57ТРЕБОВАНИЯ ФГОС
В условиях компетентностного подхода должны измениться традиционные формы проведения учебных
занятий. Задача аудиторных занятий теперь – не информационно-оценочная, как ранее, а концептуально-ориентирующая. Если ранее основные лекционные курсы были призваны сообщить студенту «от и до» необходимый минимум представляющихся «правильными» сведений, то ныне вместо этого обозначилась функция обзора и анализа широкого спектра мнений и школ, представленных в данной области науки.
Слайд 58ТРЕБОВАНИЯ ФГОС
Важнейшей целью преподавателя становится систематизация большого разнородного материала и обучение
студента умению ориентироваться в этом материале.
Слайд 59АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую
в ходе изложения материала необходимо решить. При этом выдвигаемая проблема требует неоднотипного решения.
Данный тип лекции строится таким образом, что деятельность студента по ее усвоению приближается к поисковой, исследовательской. На подобных лекциях обязателен диалог преподавателя и студентов.
Слайд 60АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Лекция-визуализация учит студента преобразовывать устную и письменную информацию
в визуальную форму, выделяя при этом наиболее значимые и существенные элементы. На лекции используются схемы, рисунки, чертежи, к подготовке которых привлекаются обучающиеся.
Проведение лекции сводится к связному развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных пособий. При этом важна логика и ритм подачи учебного материала.
Данный тип лекции хорошо использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину.
Слайд 61АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Лекция вдвоем. На этой лекции учебный материал проблемного
содержания дается студентам в диалогическом общении двух преподавателей между собой.
Моделируются профессиональные дискуссии разными специалистами, например, теоретиком и практиком, сторонником и противником определенной концепции. Диалог преподавателей демонстрирует культуру совместного поиска решений задач.
Студенты вовлекаются в общение, высказывают собственную позицию.
Слайд 62АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Лекция с заранее запланированными ошибками, которые должны обнаружить
студенты. Список ошибок передается студентам лишь в конце лекции.
Подбираются наиболее распространенные ошибки, которые делают как студенты, так и преподаватели во время чтения лекций.
Студенты во время лекции должны обнаружить ошибки и занести их в конспект. В конце лекции проводится их обсуждение.
Слайд 63АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Лекция–пресс-конференция. Преподаватель объявляет тему лекции и просит студентов письменно
задавать ему вопросы по данной теме.
Студент обязан сформулировать вопросы в течение 5 минут.
Далее преподаватель сортирует поступившие записки и читает лекцию в форме связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются ответы на заданные вопросы.
В конце лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов, выявляя знания и интересы обучающихся.
Слайд 64АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Лекция с разбором конкретной ситуации, изложенной устно или в
виде краткого диафильма, видеозаписи, когда студенты совместно анализируют и обсуждают представленный материал.
Лекция-консультация, при которой до 50% времени отводится для ответов на вопросы студентов; в том числе с привлечением специальных консультантов – квалифицированных специалистов в области изучаемой проблемы.
Слайд 65АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Тренинг. Специальная систематическая тренировка, обучение по заранее отработанной методике,
сконцентрированной на формировании и совершенствовании ограниченного набора конкретных компетенций.
Конкурс профессионального мастерства.
Слайд 66АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Занятия с применением затрудняющих условий в виде
временных ограничений,
внезапных запрещений на использование определенных методик, механизмов;
информационной недостаточности;
метода абсурда для решения заведомо невыполнимой профессиональной задачи.
Слайд 67АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Групповое решение творческих задач
метод Дельфи, который помогает выбрать
из предлагаемой серии альтернативных вариантов лучший. От членов группы требуется дать оценку каждого варианта в определенной последовательности.
Метод 6–6. В ходе занятия менее шести членов группы в течение шести минут формулируют варианты решения проблемы. Каждый участник записывает свои соображения на определенном листе.
После этого проводится обсуждение всех подготовленных списков, отсеиваются явно ошибочные решения, остальные группируются по определенным признакам.
Задача – отобрать несколько наиболее важных вариантов (их количество должно быть меньше количества участников дискуссии).
Слайд 68АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Групповое решение творческих задач
Метод развивающейся кооперации. Для него
характерна постановка задач, которые трудно выполнить в индивидуальном порядке и для которых нужна кооперация, объединение обучающихся с распределением внутренних ролей в группе.
Для решения проблемы, данной преподавателем, создаются группы студентов из 6–8 человек.
После того, как каждая группа предложит свой вариант решения, начинается дискуссия, в ходе которой группы через своих представителей должны доказать истинность своего варианта решения.
Слайд 69АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Мозговой штурм является наиболее свободной формой дискуссии, позволяющей быстро
включить в работу всех членов учебной группы.
Используется там, где требуется генерация разнообразных идей, их отбор и критическая оценка.
Этапы продуцирования идей и их анализа намеренно разделены: во время выдвижения идей запрещается их критика.
Внешне одобряются и принимаются все высказанные идеи.
Больше ценится количество выдвинутых идей, чем их качество. Идеи могут высказываться без обоснования.
Слайд 70АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Деловые игры: имитационные, операционные, ролевые. Для их реализации, предполагается
создание нескольких команд, которые соревнуются друг с другом в решении той или иной задачи.
Деловая игра требует не только знаний и навыков, но и умения работать в команде, находить выход из неординарных ситуаций.
Слайд 71ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Слайд 72Текущий и рубежный контроль
Основные формы: устный опрос, письменные задания, лабораторные
работы, тестирование, контрольные работы.
Достоинства:
систематичность, непосредственно коррелирующаяся с требованием постоянного и непрерывного мониторинга качества обучения,
возможность балльно-рейтинговой оценки успеваемости студента.
Недостатки: фрагментарность и локальность проверки лишь отдельных элементов компетенций.
Слайд 73Промежуточная аттестация
Основные формы: зачет и экзамен. Осуществляется в конце семестра
и может завершать изучение как отдельной дисциплина, так и ее разделов.
Достоинства: помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.
Слайд 74Государственная итоговая аттестация
Основная форма:
выпускная квалификационная работа, представляющая собой самостоятельное логически
завершенное исследование, связанное с решением научной или научно-практической задачи.
Возможна защита в качестве ВКР различных проектов и использование портфолио.
Слайд 75ТРАДИЦИОННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Устный опрос. Достоинства: позволяет оценить знания и кругозор студента,
умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки, обладает большими возможностями воспитательного воздействия преподавателя.
Письменные работы. Достоинства: экономия времени преподавателя; возможность поставить всех студентов в одинаковые условия, объективно оценить ответы при отсутствии помощи преподавателя, проверить обоснованность оценки; исключить субъективность при оценке подготовки студента.
Слайд 76ТРАДИЦИОННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Контроль с помощью технических средств и информационных систем
Достоинства:
оперативное получение объективной информации об усвоении студентами контролируемого материала,
возможность детально и персонифицировано представить эту информацию преподавателю,
формирование и накопление интегральных (рейтинговых) оценок достижений студентов по всем дисциплинам и модулям образовательной программы,
привитие практических умений и навыков работы с информационными ресурсам и средствами,
возможность самоконтроля студентов.
Слайд 77ТРАДИЦИОННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Формы контроля могут совпадать для разных видов контроля:
собеседование;
тест;
контрольная работа;
лабораторная, практическая, расчетно-графическая, курсовая работы;
эссе и иные творческие работы;
реферат;
отчет по производственной практике,
зачет;
экзамен (по дисциплине, модулю, выпускная квалификационная работа).
Некоторые из форм контроля, могут одновременно являться реализацией образовательных технологий.
Слайд 78ИННОВАЦИОННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Слайд 79ИННОВАЦИОННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Тесты для оценки знаний обучающихся, градуированные по уровням сложности:
Первый уровень (знакомство) - тесты по узнаванию.
Второй уровень (репродукция) - тесты-подстановки и конструктивные тесты, в которых обучающимся не содержится никакой помощи даже в виде намеков и требуется дать определение какому-либо понятию, указать случай действия какой-либо закономерности и т.д.
В качестве тестов второго уровня могут использоваться и типовые задачи, условия которых позволяют применять известную разрешающую их процедуру (правило, формулу, алгоритм) и получать необходимый ответ на поставленный в задаче вопрос.
Слайд 80ИННОВАЦИОННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Тесты для оценки знаний обучающихся, градуированные по уровням сложности:
Третьему уровню соответствуют задания, содержащие продуктивную деятельность, в процессе которой необходимо использовать знания-умения.
Тесты четвертого уровня – это проблемы, решение которых есть творческая деятельность, сопровождающаяся получением объективно новой информации. Тестами четвертого уровня выявляется умение обучающихся ориентироваться и принимать решения в новых, проблемных ситуациях.
Слайд 81ИННОВАЦИОННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Тесты действия (performance tests) предназначены для выявления умений выполнять
работу с механизмами, материалами, инструментами.
Позволяют проверить не только уровень овладения навыком, но и оценить различные качества личности и уровень формирования сопутствующих компетенций.
Слайд 82ИННОВАЦИОННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Ситуационные тесты требуют не произвести реальное действие, а сымитировать
его.
Простейшая форма – метод инцидента. Испытуемым излагается проблемная ситуация, связанная с их будущей профессиональной деятельностью и предлагается принять быстрое решение.
Работа может проводиться как в группе, так и индивидуально.
Слайд 83ИННОВАЦИОННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Ситуационные тесты
Наиболее сложная форма ситуационного теста – деловая (ролевая)
игра. Это метод моделирования профессиональной деятельности, при котором студенты не просто теоретически выбирают пути решения предложенных задач, а «проигрывают» их в своем поведении.
Слайд 84ИННОВАЦИОННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Ситуационные тесты
Кейс-метод также может в качестве ситуационного теста. Под
кейсом понимается текст, который описывает ситуацию, некогда имевшую место в реальности.
Рассказ «кейса» должен иметь экспозицию, завязку, развязку, вызывать чувство сопереживания с главными действующими лицами.
Проблема должна быть понятной, связанной с будущей профессиональной деятельностью студентов.
Слайд 85ИННОВАЦИОННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Защита проекта.
Проект в виде социально значимой задачи
предполагает достаточно длительный период решения (до семестра) и большой объем работы, которая ведется самостоятельно, но с консультативным руководством преподавателя, с обязательной творческим отчетом/презентацией.
Проект может быть индивидуальным и групповым.
Слайд 86ИННОВАЦИОННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Портфолио, как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений.
Это – новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное понимание процесса преподавания, новую культуру учения.
Такая идея портфолио предполагает выстраивание вокруг портфолио учебного процесса, в котором существенно меняется суть взаимодействия педагога и студента.
Слайд 87ИННОВАЦИОННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Основные задачи портфолио:
1. Проследить индивидуальный прогресс обучающегося, достигнутый им
в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других студентов.
2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними).
Слайд 88ИННОВАЦИОННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Основные типы портфолио:
1. Портфолио документов – портфель сертифицированных (документированных)
индивидуальных образовательных достижений.
2. Портфолио работ – собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ обучающегося
3. Портфолио отзывов – включает оценку обучающимся своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме.
Слайд 89ИННОВАЦИОННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Модульно-рейтинговая система оценивания – это результат совмещения двух принципов.
Первый – модульная организация обучения.
Второй принцип – рейтинговая система оценки деятельности студента.
Слайд 90ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование метода проблемного обучения:
ПРИТЧА
Слайд 91Вы когда-нибудь слышали притчу о школе животных?
Давно это было. Говорят,
хорошая была школа.
Помещение хорошее, учебные планы хорошие, учителя хорошие...
Слайд 92Вот только животные учились плохо.
Слайд 93Например, утка не могла научиться
лазать по деревьям.
— Я хочу плавать!
— крякала она.
— Научись сначала по деревьям лазать! — говорили ей учителя и ставили по этому предмету единицы.
Слайд 94С обезьяной все было наоборот:
она любила лазать по деревьям, но
ее обучали плаванию
— Я лучше буду лазать по деревьям, — просила она.
— Научись сначала плавать! — настаивали учителя.
Слайд 95Лягушки прекрасно умели нырять. .
Но их учили летать
И ставили им
единицы за плохие способности
Слайд 96Воробьи прекрасно умели летать.
Но их обучали нырянию
Они захлебывались под водой,
а потом тоже получали единицы за плохие способности…
Слайд 97Но хуже всего пришлось бедным черепахам.
Их учили в специальном
классе в норе суслика
После многочисленных попыток тестирования их способностей у них признали задержку в умственном развитии.
Слайд 98БЫЛИ ЛИ НА САМОМ ДЕЛЕ ЖИВОТНЫЕ НЕСПОСОБНЫМИ?