Презентация, доклад на тему Растворы. Окислительно-восстановительные и электрохимические процессы

Содержание

Учебные цели занятия В результате проведенного лекционного занятия курсант должен:иметь представление:- о фундаментальном единстве естественных наук, незавершенности естествознания и возможности его дальнейшего развития;-о новейших открытиях естествознания, перспективах их использования,знать:- основные понятия, современные теории, законы,уметь:использовать основные понятия, законы

Слайд 1Тема 4. Растворы. Окислительно-восстановительные и электрохимические процессы

Тема 4. Растворы. Окислительно-восстановительные и  электрохимические процессы

Слайд 2Учебные цели занятия
В результате проведенного лекционного занятия курсант должен:
иметь представление:
- о

фундаментальном единстве естественных наук, незавершенности естествознания и возможности его дальнейшего развития;
-о новейших открытиях естествознания, перспективах их использования,
знать:
- основные понятия, современные теории, законы,
уметь:
использовать основные понятия, законы для решения задач.
 
 
Воспитательные цели
На занятии необходимо формировать и развивать у курсантов:
- любовь к Отечеству, гордость и ответственность за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации и их офицерскому корпусу;
- офицерскую честь и достоинство, дисциплинированность;
-общую культуру, стремление к самосовершенствованию.

Учебные цели занятия	В результате проведенного лекционного занятия курсант должен:иметь представление:- о фундаментальном единстве естественных наук, незавершенности естествознания

Слайд 3План лекции
Введение
Учебные вопросы
4.1. Общие свойства растворов
4.2. Химические равновесия в растворах
4.3.

Водные растворы электролитов
4.4. Дисперсные системы. Коллоидные растворы
4.5. Окислительно-восстановительные свойства веществ
4.6. Электрохимические процессы
4.7. Электролиз
4.8. Химические источники тока
4.9. Основы водоподготовки
Заключение


План лекции	ВведениеУчебные вопросы4.1. Общие свойства растворов4.2. Химические равновесия в растворах 4.3. Водные растворы электролитов 4.4. Дисперсные системы.

Слайд 4Введение
Центральным в химии является учение о превращении веществ, в том числе

об энергетике и кинетике химических реакций. Усвоение этого учения позволяет предсказывать возможность и направление химических процессов, рассчитывать энергетические эффекты и энергозатраты, скорость получения и выход продуктов в реакции, воздействовать на скорость химических процессов, а также предупреждать нежелательные реакции в тех или иных устройствах, установках и приборах.
ВведениеЦентральным в химии является учение о превращении веществ, в том числе об энергетике и кинетике химических реакций.

Слайд 5 4.1. Реакционная способность веществ
Реакционная способность – активность отдельных химических связей, а

также частей молекул – это  характеристика химической активности веществ, учитывающая как разнообразие реакций, возможных для данного вещества, так и их скорость.

Например, благородные металлы (Au, Pt) и инертные газы (Не, Ar, Kr, Xe) химически инертны, т. е. у них низкая реакционная способность.; щелочные металлы (Li, Na, К, Cs) и галогены (F, Cl, Вг, I) химически активны, т. е. обладают высокой реакционная способность.

Количественно реакционную способность выражают константами скоростей реакций или константами равновесия в случае обратимых процессов.

Современные представления о реакционной способности основаны на электронной теории валентности и на рассмотрении распределения (и смещения под действием реагента) электронной плотности в молекуле.

4.1. Реакционная способность веществ  Реакционная способность – активность отдельных химических связей, а также

Слайд 6 4.1.1. Кислотно-основные свойства веществ
Кислоты – сложные вещества, содержащие в своем составе

ионы водорода или при взаимодействии с водой образующие в качестве катионов только эти ионы.

Основания – сложные вещества, содержащие в своем составе гидроксид-ионы или при взаимодействии с водой образующие в качестве анионов только эти ионы.

Таким образом, мы выделяем кислоты и основания из общей массы соединений, используя два признака: состав и химические свойства.
4.1.1. Кислотно-основные свойства веществ Кислоты – сложные вещества, содержащие в своем составе ионы водорода или

Слайд 84.1.2. Окислительно-восстановительные свойства веществ
Степень окисления - это условный заряд атома в

молекуле, вычисленный в предположении, что молекула состоит из ионов и в целом электронейтральна.

Наиболее электроотрицательные элементы в соединении имеют отрицательные степени окисления, а атомы элементов с меньшей электроотрицательностью - положительные.
 
Расчет степени окисления
Для вычисления степени окисления элемента следует учитывать следующие положения:
Степени окисления атомов в простых веществах равны нулю (Na0; H20).
Алгебраическая сумма степеней окисления всех атомов, входящих в состав молекулы, всегда равна нулю, а в сложном ионе эта сумма равна заряду иона.
Постоянную степень окисления имеют атомы: щелочных металлов (+1), щелочноземельных металлов (+2), водорода (+1) (кроме гидридов NaH, CaH2 и др., где степень окисления водорода -1), кислорода (-2) (кроме F2-1O+2 и пероксидов, содержащих группу –O–O–, в которой степень окисления кислорода -1).
Для элементов положительная степень окисления не может превышать величину, равную номеру группы периодической системы.
 
Примеры:
V2+5O5-2;  Na2+1B4+3O7-2;  K+1Cl+7O4-2;  N-3H3+1;  K2+1H+1P+5O4-2;  Na2+1Cr2+6O7-2

4.1.2. Окислительно-восстановительные свойства веществСтепень окисления - это условный заряд атома в молекуле, вычисленный в предположении, что молекула

Слайд 9Реакции, в которых происходит изменение степеней окисления атомов элементов, входящих в

состав реагирующих соединений: такие реакции называются окислительно-восстановительными.

2Mg0 + O20  2Mg+2O-2
2KI-1 + Cl20  2KCl-1 + I20
Mn+4O2 + 4HCl-1  Mn+2Cl2 + Cl20 + 2H2O

Реакции, в которых происходит изменение степеней окисления атомов элементов, входящих в состав реагирующих соединений: такие реакции называются

Слайд 10Окисление, восстановление
В окислительно-восстановительных реакциях электроны от одних атомов, молекул или ионов

переходят к другим.
Процесс отдачи электронов - окисление. При окислении степень окисления повышается: 
H20 - 2ē  2H+
S-2 - 2ē  S0
Al0 - 3ē  Al+3
Fe+2 - ē  Fe+3
2Br - - 2ē  Br20
 
Процесс присоединения электронов – восстановление. При восстановлении степень окисления понижается.
 
Mn+4 + 2ē  Mn+2
S0 + 2ē  S-2
Cr+6 +3ē  Cr+3
Cl20 +2ē  2Cl-
O20 + 4ē  2O-2
 
Атомы или ионы, которые в данной реакции присоединяют электроны являются окислителями, а которые отдают электроны - восстановителями.

Окисление, восстановлениеВ окислительно-восстановительных реакциях электроны от одних атомов, молекул или ионов переходят к другим. Процесс отдачи электронов

Слайд 114.2. Растворы. Общие свойства растворов
Растворы - однородная многокомпонентная система, состоящая из

растворителя, растворённых веществ и продуктов их взаимодействия.
По агрегатному состоянию растворы могут быть жидкими (морская вода), газообразными (воздух) или твёрдыми (многие сплавы металлов).

Насыщенным называется раствор, который находится в динамическом равновесии с избытком растворённого вещества.
Ненасыщенный раствор - раствор, содержащий меньше вещества, чем в насыщенном.
 
Перенасыщенный раствор - раствор, содержащий больше вещества, чем в насыщенном.

Процесс взаимодействия растворителя и растворённого вещества называется сольватацией (если растворителем является вода - гидратацией).



4.2. Растворы. Общие свойства растворовРастворы - однородная многокомпонентная система, состоящая из растворителя, растворённых веществ и продуктов их

Слайд 12Растворимость
Предельная растворимость многих веществ в воде (или в других растворителях) представляет

собой постоянную величину, соответствующую концентрации насыщенного раствора при данной температуре. Она является качественной характеристикой растворимости и приводится в справочниках в граммах на 100 г растворителя (при определённых условиях).
Растворимость зависит от природы растворяемого вещества и растворителя, температуры и давления.



РастворимостьПредельная растворимость многих веществ в воде (или в других растворителях) представляет собой постоянную величину, соответствующую концентрации насыщенного

Слайд 13Таблица растворимости солей кислот и оснований в воде

Таблица растворимости солей кислот и оснований в воде

Слайд 14Концентрация растворов Способы выражения концентрации растворов
Массовая доля растворённого вещества - это отношение

массы растворённого вещества к массе раствора.




Для расчёта процентной концентрации используется формула:




Раствор состоит, как было сказано выше, из растворённого вещества и растворителя. Массу раствора можно определить по формуле:




Концентрация растворов Способы выражения концентрации растворовМассовая доля растворённого вещества - это отношение массы растворённого вещества к массе

Слайд 15Молярная концентрация - это величина численно равная отношению количества растворённого вещества

к объёму раствора. Единица измерения моль/л.


Задача: 98 г серной кислоты H2SO4 разбавили до объёма 2 литра. Определите молярную концентрацию кислоты в растворе.
1.Необходимо найти количество вещества, соответствующее 98 г серной кислоты. Молярная масса серной кислоты равна М(H2SO4)=1*2+32+16*4=98 г/моль, ν=m/M=98г/98г/моль=1 моль.
2.По выше приведённой формуле определяем молярную концентрацию с=1моль/2л=0,5 моль/л.
Ответ: 0,5 моль/л.
При решении задач часто используется формула, которую вы изучали по физике, формула плотности.


Молярная концентрация - это величина численно равная отношению количества растворённого вещества к объёму раствора. Единица измерения моль/л.

Слайд 16Нормальность раствора обозначает число грамм-эквивалентов данного вещества в одном литре раствора.

Эоснования = Моснования / число замещаемых в реакции гидроксильных групп Экислоты = Мкислоты / число замещаемых в реакции атомов водорода Эсоли = Мсоли / произведение числа катионов на его заряд


Пример:Основание: Э Ca(OH)2 = М Ca(OH)2 / 2 = 74 / 2 = 37 г
Кислота: Э H2SO4 = М H2SO4 / 2 = 98 / 2 = 49 г
Соль: Э Al2(SO4)3 = М Al2(SO4)3 / (2 • 3) = 342 / 2= 57 г


Нормальность раствора обозначает число грамм-эквивалентов данного вещества в одном литре раствора.  Эоснования = Моснования / число

Слайд 174.3. Дисперсные системы
Дисперсные системы состоят из множества мелких частиц (кристалликов, капелек,

пузырьков), распределенных в однородной среде.

В зависимости от размера частиц дисперсные системы условно делят на грубодисперсные (взвеси), содержащие частицы размером более 1 мкм (10−3 мм), и тонкодисперсные (коллоидные системы), в которых частицы имеют размеры от 1 мкм до 1 нм (10−6 мм).

Если размеры частиц не превышают 1 нм, то такие системы уже относят к истинным растворам.

Частицы твердого, жидкого или газообразного вещества, распределенные в жидкой среде, образуют суспензии, эмульсии или пены.

4.3. Дисперсные системыДисперсные системы состоят из множества мелких частиц (кристалликов, капелек, пузырьков), распределенных в однородной среде. В

Слайд 184.4. Электрохимические системы
Теория электролитической диссоциации
( С. Аррениус, 1887г.)
 
При растворении в воде

(или расплавлении) электролиты распадаются на положительно и отрицательно заряженные ионы (подвергаются электролитической диссоциации).
Под действием электрического тока катионы (+) двигаются к катоду (-), а анионы (-) – к аноду (+).
Электролитическая диссоциация - процесс обратимый (обратная реакция называется моляризацией)
Степень электролитической диссоциации () зависит от природы электролита и растворителя, температуры и концентрации. Она показывает отношение числа молекул, распавшихся на ионы (n) к общему числу молекул, введенных в раствор (N).
 = n / N ;  0<<1

4.4. Электрохимические системыТеория электролитической диссоциации( С. Аррениус, 1887г.) При растворении в воде (или расплавлении) электролиты распадаются на положительно

Слайд 19Сильные электролиты 
Это вещества, которые при растворении в воде практически полностью распадаются

на ионы.

Как правило, к сильным электролитам относятся вещества с ионными или сильно полярными связями: все хорошо растворимые соли, сильные кислоты (HCl, HBr, HI, HClO4, H2SO4,HNO3) и сильные основания (LiOH, NaOH, KOH, RbOH, CsOH, Ba(OH)2,Sr(OH)2,Ca(OH)2).
В растворе сильного электролита растворённое вещество находится в основном в виде ионов (катионов и анионов); недиссоциированные молекулы практически отсутствуют.
 
Слабые электролиты 
Вещества, частично диссоциирующие на ионы. Растворы слабых электролитов наряду с ионами содержат недиссоциированные молекулы. Слабые электролиты не могут дать большой концентрации ионов в растворе.
 
К слабым электролитам относятся:
почти все органические кислоты (CH3COOH, C2H5COOH и др.);
некоторые неорганические кислоты (H2CO3, H2S и др.);
почти все малорастворимые в воде соли, основания и гидроксид аммония (Ca3(PO4)2; Cu(OH)2; Al(OH)3; NH4OH);
вода.
Они плохо (или почти не проводят) электрический ток.
 
Неэлектролиты 
Вещества, водные растворы и расплавы которых не проводят электрический ток. Они содержат ковалентные неполярные или малополярные связи, которые не распадаются на ионы.

Электрический ток не проводят газы, твердые вещества (неметаллы), органические соединения (сахароза, бензин, спирт).

Сильные электролиты Это вещества, которые при растворении в воде практически полностью распадаются на ионы. Как правило, к сильным

Слайд 20Диссоциация воды. Водородный показатель рН
 
Вода как слабый электролит в незначительной степени

диссоциирует на ионы Н+ и ОН–, которые находятся в равновесии с недиссоциированными молекулами: Н2О ↔ Н+ + ОН–
Концентрацию ионов обычно выражают в молях ионов в 1л. Как видно из уравнения диссоциации воды, в ней величины [Н+] и [ОН–] одинаковы. Опытом установлено, что в 1л воды при комнатной температуре (22С) диссоциации подвергается лишь 10–7 моля воды и при этом образуется 10–7моль/л ионов Н+ и 10–7моль/л ионов ОН–.
Произведение концентраций ионов водорода и гидраксид - ионов в воде называется ионным произведением воды (Кв). При постоянной температуре Кв–величина постоянная. В чистой воде при 22С
Кв=[Н+][ОН–]=10–710–7=10–14.
Для чистой воды [Н+] = [ОН–]=10–7моль/л. Если в нее добавить кислоту, то [Н+] станет больше 10–7, а [ОН–] меньше 10–7. И наоборот, если к воде добавить щелочь, то [Н+] станет меньше 10–7, а [ОН–] больше 10–7.
Таким образом, кислотность и щелочность раствора можно выражать через концентрацию либо ионов Н+, либо ионов ОН–.
На практике пользуются первым способом. Тогда для нейтрального раствора [Н+]=10–7, для кислого[Н+]10–7 и для щелочного [Н+]10–7моль/л.
Чтобы избежать неудобств, связанных с применением чисел с отрицательными показателями степени, концентрацию водородных ионов принято выражать через водородный показатель, обозначаемый рН.
Водородным показателем рН называется десятичный логарифм концентрации водородных ионов, взятый с обратным знаком.
рН = – lg[H]+
С помощью водородного показателя рН реакция растворов характеризуется так:
– нейтральная рН 7;
– кислая рН7;
– щелочная рН7.

Диссоциация воды. Водородный показатель рН Вода как слабый электролит в незначительной степени диссоциирует на ионы Н+ и ОН–,

Слайд 214.5. Катализаторы и каталитические системы
Катализ, ускорение химических реакций под действием малых

количеств веществ (катализаторов), которые сами в ходе реакции не изменяются.
Каталитические процессы играют огромную роль в нашей жизни. Биологические катализаторы, называемые ферментами, участвуют в регуляции биохимических процессов
1. Гомогенный катализ - химические превращения, при которых взаимодействующие вещества и катализаторы образуют однофазную, гомогенную систему.
2. Гетерогенный катализ - химические превращения при которых реагенты и катализаторы образуют многофазную или гетерогенную систему.

Различают положительный и отрицательный катализ.
Если катализатор ускоряет реакцию, то химическое явление носит название положительного катализа (или простого катализа).
Отрицательным катализом называются химические процессы, скорость протекания которых замедляется (тормозится) под действием специальных веществ ингибиторов.

4.5. Катализаторы и каталитические системыКатализ, ускорение химических реакций под действием малых количеств веществ (катализаторов), которые сами в

Слайд 224.6. Электрохимические процессы. Электролиз
Процессы взаимного превращения химической и электрической форм энергии

называют электрохимическими процессами.
Электрохимические процессы можно разделить на две основные группы:
1) процессы превращения химической энергии в электрическую (в гальванических элементах);
2) процессы превращения электрической энергии в химическую (электролиз).


Механизм действия гальванических элементов:

4.6. Электрохимические процессы. ЭлектролизПроцессы взаимного превращения химической и электрической форм энергии называют электрохимическими процессами. Электрохимические процессы можно

Слайд 23Электролиз
Под электролизом понимают окислительно–восстановительный процесс, протекающий при прохождении постоянного электрического тока

через раствор электролита или через электролит находящийся в расплавленном состоянии. Этот процесс сопровождается превращением электрической энергии в химическую.








С катода электроны переходят к положительным ионам и превращают их в нейтральные атомы. Отрицательные ионы, подойдя к аноду, отдают ему свои электроны а также разряжаются.

Сущность электролиза заключается в том, что на катоде происходит процесс восстановления, а на аноде процесс окисления.

Следовательно, катод источника тока является восстановителем, а анод–окислителем.

Различают электролиз расплавов и растворов электролитов.


ЭлектролизПод электролизом понимают окислительно–восстановительный процесс, протекающий при прохождении постоянного электрического тока через раствор электролита или через электролит

Слайд 244.7. Химические источники тока
К химическим источникам тока относятся:
гальванические элементы;
аккумуляторы;
топливные элементы.

Принцип работы

гальванического элемента:




Реакции происходящие в медно–цинковом гальваническом элементе, можно изобразить следующими электронными уравнениями:
–– на отрицательном электроде
Zn0 – 2e = Zn2+ (окисление цинка);

–– на положительном электроде
Cu2+ + 2e = Cu0 (восстановление ионов меди)

Суммируя эти уравнения, получаем ионное уравнение окислительно–восстановительного процесса, протекающего в гальваническом элементе:
Zn0 + Cu2+ = Zn2+ + Cu0


4.7. Химические источники токаК химическим источникам тока относятся:гальванические элементы;аккумуляторы;топливные элементы.Принцип работы гальванического элемента:Реакции происходящие в медно–цинковом гальваническом

Слайд 254.8. Основы водоподготовки
Природная вода не бывает совершенно чистой.
Вода, содержащая значительное

количество солей кальция и магния, называется жесткой в отличие от мягкой воды, например дождевой.
Чтобы освободить природную воду от взвешенных в ней частиц, ее фильтруют сквозь слой пористого вещества, например, угля, обожженной глины и т. п.
Для устранения жесткости методом ионного обмена или катионирования воду пропускают через слой катионита. При этом катионы Са2+ и Mg2+, находящиеся в воде, обмениваются на катионы Na+, содержащиеся в применяемом катионите.
В итоге вода освобождается как от катионов, так и от анионов солей. Такая обработка воды называется ее обессоливанием.


4.8. Основы водоподготовкиПриродная вода не бывает совершенно чистой. Вода, содержащая значительное количество солей кальция и магния, называется

Слайд 26Заключение

Т.о. в результате изучения темы получены основные понятия о реакционной способности

веществ, растворах; окислительно - восстановительных и электрохимических процессах протекающих в природе и технике; получены понятия об основах водоподготовки.


ЗаключениеТ.о. в результате изучения темы получены основные понятия о реакционной способности веществ, растворах; окислительно - восстановительных и

Слайд 27Задание на самостоятельную работу
 
Изучить материал лекции по конспекту и литературе:
Основная

литература
1. Коровин Н.В. Общая химия: Учеб. для технических направлений и специальностей вузов - 2 изд., – М.: Высшая школа, 2000. (с. 204…251, с. 251…310).
2. Кривко В.М. Химия. Курс лекций. Учебное пособие.– Ейск: филиал ВВА им. Ю.А.Гагарина, 2001.(с. 56…82).
Дополнительная литература
1. Глинка Н.Л. Общая химия. Учебное пособие для вузов. – Л.: Химия, 1979. (с. 205…337).


Задание на самостоятельную работу Изучить материал лекции по конспекту и литературе: Основная литература1. Коровин Н.В. Общая химия: Учеб.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть