Презентация, доклад на тему Работа с одаренными детьми. Проблема одаренности. Признаки одаренности и проблемы, с которыми сталкивается ребенок. Опора на Рабочую концепцию одаренности Д.Б. Богоявленской

Представление об одаренности, изложенное в «Концепции» под ред. Д.Б. Богоявленской, в значительной степени расходится с привычным представлением об одаренности как высоком уровне развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребенка: одаренность трактуется как системное качество, характеризующее психику

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Рабочая концепция одаренности
Текст слайда:

Рабочая концепция одаренности


Слайд 2
Представление об одаренности, изложенное в «Концепции» под ред. Д.Б. Богоявленской, в значительной степени расходится с привычным представлением
Текст слайда:

Представление об одаренности, изложенное в «Концепции» под ред. Д.Б. Богоявленской, в значительной степени расходится с привычным представлением об одаренности как высоком уровне развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребенка: одаренность трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом.

Именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован ее потенциал.


Слайд 3
Такой подход делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка. Особое внимание уделяют бережному отношению
Текст слайда:

Такой подход делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка.

Особое внимание уделяют бережному отношению к одаренному ребенку, предполагающее понимание трудностей, которые несет с собой одаренность.


Слайд 4
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких,
Текст слайда:

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.


Слайд 5
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для
Текст слайда:

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.


Слайд 6
Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Поэтому судить об одаренности ребенка следует не
Текст слайда:

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер.

Поэтому судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности.


Слайд 7
Специфика одаренности в детском возрасте1) каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей,2) под влиянием смены возраста,
Текст слайда:

Специфика одаренности в детском возрасте

1) каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей,

2) под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности,

3) своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии.

4) проявление детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.


Слайд 8
В практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок
Текст слайда:

В практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок»

следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»)


Слайд 9
ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИОб одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два
Текст слайда:

ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ

Об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка:

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ (характеризует способы его деятельности) и
МОТИВАЦИОННЫЙ (отношение ребенка к той или иной стороне действительности)


Слайд 10
Инструментальный аспект1) наличие специфических стратегий деятельности;  Выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых
Текст слайда:

Инструментальный аспект

1) наличие специфических стратегий деятельности;
Выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных, на первый взгляд, идей и решений.


Слайд 11
2) сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности («всё делать по-своему», система саморегуляции);3) особый тип организации знаний одаренного
Текст слайда:

2) сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности («всё делать по-своему», система саморегуляции);

3) особый тип организации знаний одаренного ребенка (структурированность, повышенная «клейкость», метакогнитивные знания, процедурные знания и т.д.);

4) своеобразный тип обучаемости (может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения; одаренные дети отличаются высоким уровнем способности к самообучению)


Слайд 12
Мотивационный аспект1) повышенная избирательная чувствительность, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия;2) повышенная познавательная потребность;3) ярко выраженный интерес
Текст слайда:

Мотивационный аспект

1) повышенная избирательная чувствительность, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия;

2) повышенная познавательная потребность;

3) ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности;

4) предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации;

5) Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.


Слайд 13
КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ВИДОВ ОДАРЕННОСТИВид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.Степень сформированности.Форма проявлений.Широта проявлений в различных видах деятельности.Особенности
Текст слайда:

КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ВИДОВ ОДАРЕННОСТИ
Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
Степень сформированности.
Форма проявлений.
Широта проявлений в различных видах деятельности.
Особенности возрастного развития.


Слайд 14
Критерий «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики»Виды деятельностипрактическаяТеоретическая (познавательная деятельность)Художественно-эстетическаякоммуникативнаяДуховно-ценностная
Текст слайда:

Критерий «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики»

Виды деятельности

практическая

Теоретическая (познавательная деятельность)

Художественно-эстетическая

коммуникативная

Духовно-ценностная


Слайд 15
Сферы психикиИнтеллектуальнаяЭмоциональнаяМотивационно-волеваясенсомоторныйПространственно-визуальныйПонятийно-логическийУровень эмоционального реагированияУровень эмоционального переживанияУровень побужденияПостановка целейсмыслопорождение
Текст слайда:

Сферы психики

Интеллектуальная

Эмоциональная

Мотивационно-волевая

сенсомоторный

Пространственно-визуальный

Понятийно-логический

Уровень эмоционального реагирования

Уровень эмоционального переживания

Уровень побуждения

Постановка целей

смыслопорождение


Слайд 16
Виды одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики»  В практической деятельности: одаренность в
Текст слайда:

Виды одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики»
В практической деятельности: одаренность в ремеслах, спортивная, организационная.
В познавательной – интеллектуальная одаренность (в области естественных, гуманитарных наук и др.)
В художественно-эстетической – хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одаренность.
В коммуникативной – лидерская и аттрактивная одаренность.
В духовно-ценностной – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.


Слайд 17
Каждый вид одаренности предполагает включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для
Текст слайда:

Каждый вид одаренности предполагает включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.

Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности.


Слайд 18
Развитие деятельности по инициативе самого ребенка есть творчество.«Одаренность» = «творческая одаренность».Таким образом, «творческая одаренность» не рассматривается как
Текст слайда:

Развитие деятельности по инициативе самого ребенка есть творчество.

«Одаренность» = «творческая одаренность».
Таким образом, «творческая одаренность» не рассматривается как особый, самостоятельный вид одаренности, характеризуя любой вид труда.

«Творческая одаренность» - характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития.


Слайд 19
Критерий «степень сформированности одаренности»Актуальная одаренность.Потенциальная одаренность.
Текст слайда:

Критерий «степень сформированности одаренности»
Актуальная одаренность.
Потенциальная одаренность.


Слайд 20
Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети – дети, достижения которых отвечают требованию объективной новизны и
Текст слайда:

Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети – дети, достижения которых отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости.


Слайд 21
!!! Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще несформировавшемся системной
Текст слайда:

!!! Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще несформировавшемся системной качестве.


Слайд 22
Критерий «форма проявления»Явная одаренность (обнаруживается «сама по себе», в том числе и при неблагоприятных условиях);Скрытая одаренность (проявляется
Текст слайда:

Критерий «форма проявления»

Явная одаренность (обнаруживается «сама по себе», в том числе и при неблагоприятных условиях);
Скрытая одаренность (проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими).

Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя»


Слайд 23
Критерий «широта проявлений в различных видах деятельности»Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает
Текст слайда:

Критерий «широта проявлений в различных видах деятельности»

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности;
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей.


Слайд 24
Критерий «особенности возрастного развития»Ранняя одаренность.Поздняя одаренность.Решающие показатели: темп психического развития ребенка, возрастные этапы, на которых одаренность проявляется
Текст слайда:

Критерий «особенности возрастного развития»
Ранняя одаренность.
Поздняя одаренность.

Решающие показатели: темп психического развития ребенка, возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде.


Слайд 25
Пример ранней одаренности – вундеркинды («чудесный ребенок») – дети, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с
Текст слайда:

Пример ранней одаренности – вундеркинды («чудесный ребенок») – дети, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности.


Слайд 26
!!! Одаренные дети чаще других имеют серьезные проблемы, которые требуют особого внимания и соответствующей помощи.1. Одаренность с
Текст слайда:

!!! Одаренные дети чаще других имеют серьезные проблемы, которые требуют особого внимания и соответствующей помощи.

1. Одаренность с гармоничным типом развития («счастливый» вариант жизни ребенка).
2. Одаренность с дисгармоничным типом развития (неравномерность развития различных психических качеств, механизмы возрастного развития характеризуются чаще всего ускоренным, но иногда и замедленным темпом)


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть