Презентация, доклад на тему Работа с одаренными детьми. Проблема одаренности. Признаки одаренности и проблемы, с которыми сталкивается ребенок. Опора на Рабочую концепцию одаренности Д.Б. Богоявленской

Содержание

Представление об одаренности, изложенное в «Концепции» под ред. Д.Б. Богоявленской, в значительной степени расходится с привычным представлением об одаренности как высоком уровне развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребенка: одаренность трактуется как системное качество, характеризующее психику

Слайд 1Рабочая концепция одаренности

Рабочая концепция одаренности

Слайд 2Представление об одаренности, изложенное в «Концепции» под ред. Д.Б. Богоявленской, в

значительной степени расходится с привычным представлением об одаренности как высоком уровне развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребенка: одаренность трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом.

Именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован ее потенциал.
Представление об одаренности, изложенное в «Концепции» под ред. Д.Б. Богоявленской, в значительной степени расходится с привычным представлением

Слайд 3Такой подход делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения одаренного

ребенка.

Особое внимание уделяют бережному отношению к одаренному ребенку, предполагающее понимание трудностей, которые несет с собой одаренность.
Такой подход делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка. Особое внимание уделяют бережному отношению

Слайд 4Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое

определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких,

Слайд 5Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися

достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для

Слайд 6Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер.

Поэтому

судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности.
Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Поэтому судить об одаренности ребенка следует не

Слайд 7Специфика одаренности в детском возрасте

1) каждый детский возраст имеет свои предпосылки

развития способностей,

2) под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности,

3) своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии.

4) проявление детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.
Специфика одаренности в детском возрасте1) каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей,2) под влиянием смены возраста,

Слайд 8В практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок»

следует использовать

понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»)
В практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок

Слайд 9ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ

Об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и

«хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка:

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ (характеризует способы его деятельности) и
МОТИВАЦИОННЫЙ (отношение ребенка к той или иной стороне действительности)
ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИОб одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два

Слайд 10Инструментальный аспект

1) наличие специфических стратегий деятельности;
Выделяются три основных уровня

успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных, на первый взгляд, идей и решений.

Инструментальный аспект1) наличие специфических стратегий деятельности;  Выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых

Слайд 112) сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности («всё делать по-своему», система

саморегуляции);

3) особый тип организации знаний одаренного ребенка (структурированность, повышенная «клейкость», метакогнитивные знания, процедурные знания и т.д.);

4) своеобразный тип обучаемости (может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения; одаренные дети отличаются высоким уровнем способности к самообучению)
2) сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности («всё делать по-своему», система саморегуляции);3) особый тип организации знаний одаренного

Слайд 12Мотивационный аспект

1) повышенная избирательная чувствительность, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия;

2)

повышенная познавательная потребность;

3) ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности;

4) предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации;

5) Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
Мотивационный аспект1) повышенная избирательная чувствительность, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия;2) повышенная познавательная потребность;3) ярко выраженный интерес

Слайд 13КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ВИДОВ ОДАРЕННОСТИ
Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
Степень сформированности.
Форма

проявлений.
Широта проявлений в различных видах деятельности.
Особенности возрастного развития.

КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ВИДОВ ОДАРЕННОСТИВид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.Степень сформированности.Форма проявлений.Широта проявлений в различных видах деятельности.Особенности

Слайд 14Критерий «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики»

Виды деятельности
практическая
Теоретическая (познавательная деятельность)
Художественно-эстетическая
коммуникативная
Духовно-ценностная

Критерий «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики»Виды деятельностипрактическаяТеоретическая (познавательная деятельность)Художественно-эстетическаякоммуникативнаяДуховно-ценностная

Слайд 15Сферы психики
Интеллектуальная
Эмоциональная
Мотивационно-волевая
сенсомоторный
Пространственно-визуальный
Понятийно-логический
Уровень эмоционального реагирования
Уровень эмоционального переживания
Уровень побуждения
Постановка целей
смыслопорождение

Сферы психикиИнтеллектуальнаяЭмоциональнаяМотивационно-волеваясенсомоторныйПространственно-визуальныйПонятийно-логическийУровень эмоционального реагированияУровень эмоционального переживанияУровень побужденияПостановка целейсмыслопорождение

Слайд 16Виды одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики»

В практической деятельности: одаренность в ремеслах, спортивная, организационная.
В познавательной – интеллектуальная одаренность (в области естественных, гуманитарных наук и др.)
В художественно-эстетической – хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одаренность.
В коммуникативной – лидерская и аттрактивная одаренность.
В духовно-ценностной – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Виды одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики»  В практической деятельности: одаренность в

Слайд 17Каждый вид одаренности предполагает включение всех уровней психической организации с преобладанием

того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.

Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности.
Каждый вид одаренности предполагает включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для

Слайд 18Развитие деятельности по инициативе самого ребенка есть творчество.

«Одаренность» = «творческая одаренность».
Таким

образом, «творческая одаренность» не рассматривается как особый, самостоятельный вид одаренности, характеризуя любой вид труда.

«Творческая одаренность» - характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития.
Развитие деятельности по инициативе самого ребенка есть творчество.«Одаренность» = «творческая одаренность».Таким образом, «творческая одаренность» не рассматривается как

Слайд 19Критерий «степень сформированности одаренности»
Актуальная одаренность.
Потенциальная одаренность.

Критерий «степень сформированности одаренности»Актуальная одаренность.Потенциальная одаренность.

Слайд 20Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети – дети, достижения

которых отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости.
Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети – дети, достижения которых отвечают требованию объективной новизны и

Слайд 21!!! Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку

речь идет о еще несформировавшемся системной качестве.
!!! Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще несформировавшемся системной

Слайд 22Критерий «форма проявления»

Явная одаренность (обнаруживается «сама по себе», в том числе

и при неблагоприятных условиях);
Скрытая одаренность (проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими).

Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя»
Критерий «форма проявления»Явная одаренность (обнаруживается «сама по себе», в том числе и при неблагоприятных условиях);Скрытая одаренность (проявляется

Слайд 23Критерий «широта проявлений в различных видах деятельности»

Общая одаренность проявляется по отношению

к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности;
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей.

Критерий «широта проявлений в различных видах деятельности»Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает

Слайд 24Критерий «особенности возрастного развития»
Ранняя одаренность.
Поздняя одаренность.

Решающие показатели: темп психического развития ребенка,

возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде.
Критерий «особенности возрастного развития»Ранняя одаренность.Поздняя одаренность.Решающие показатели: темп психического развития ребенка, возрастные этапы, на которых одаренность проявляется

Слайд 25Пример ранней одаренности – вундеркинды («чудесный ребенок») – дети, как правило,

дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности.
Пример ранней одаренности – вундеркинды («чудесный ребенок») – дети, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с

Слайд 26!!! Одаренные дети чаще других имеют серьезные проблемы, которые требуют особого

внимания и соответствующей помощи.

1. Одаренность с гармоничным типом развития («счастливый» вариант жизни ребенка).
2. Одаренность с дисгармоничным типом развития (неравномерность развития различных психических качеств, механизмы возрастного развития характеризуются чаще всего ускоренным, но иногда и замедленным темпом)
!!! Одаренные дети чаще других имеют серьезные проблемы, которые требуют особого внимания и соответствующей помощи.1. Одаренность с

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть