Слайд 1Рабочая концепция одаренности
Слайд 2Представление об одаренности, изложенное в «Концепции» под ред. Д.Б. Богоявленской, в
значительной степени расходится с привычным представлением об одаренности как высоком уровне развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребенка: одаренность трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом.
Именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован ее потенциал.
Слайд 3Такой подход делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения одаренного
ребенка.
Особое внимание уделяют бережному отношению к одаренному ребенку, предполагающее понимание трудностей, которые несет с собой одаренность.
Слайд 4Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Слайд 5Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися
достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Слайд 6Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер.
Поэтому
судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности.
Слайд 7Специфика одаренности в детском возрасте
1) каждый детский возраст имеет свои предпосылки
развития способностей,
2) под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности,
3) своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии.
4) проявление детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.
Слайд 8В практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок»
следует использовать
понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»)
Слайд 9ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ
Об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и
«хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка:
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ (характеризует способы его деятельности) и
МОТИВАЦИОННЫЙ (отношение ребенка к той или иной стороне действительности)
Слайд 10Инструментальный аспект
1) наличие специфических стратегий деятельности;
Выделяются три основных уровня
успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:
быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных, на первый взгляд, идей и решений.
Слайд 112) сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности («всё делать по-своему», система
саморегуляции);
3) особый тип организации знаний одаренного ребенка (структурированность, повышенная «клейкость», метакогнитивные знания, процедурные знания и т.д.);
4) своеобразный тип обучаемости (может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения; одаренные дети отличаются высоким уровнем способности к самообучению)
Слайд 12Мотивационный аспект
1) повышенная избирательная чувствительность, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия;
2)
повышенная познавательная потребность;
3) ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности;
4) предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации;
5) Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
Слайд 13КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ВИДОВ ОДАРЕННОСТИ
Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
Степень сформированности.
Форма
проявлений.
Широта проявлений в различных видах деятельности.
Особенности возрастного развития.
Слайд 14Критерий «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики»
Виды деятельности
практическая
Теоретическая (познавательная деятельность)
Художественно-эстетическая
коммуникативная
Духовно-ценностная
Слайд 15Сферы психики
Интеллектуальная
Эмоциональная
Мотивационно-волевая
сенсомоторный
Пространственно-визуальный
Понятийно-логический
Уровень эмоционального реагирования
Уровень эмоционального переживания
Уровень побуждения
Постановка целей
смыслопорождение
Слайд 16Виды одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики»
В практической деятельности: одаренность в ремеслах, спортивная, организационная.
В познавательной – интеллектуальная одаренность (в области естественных, гуманитарных наук и др.)
В художественно-эстетической – хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одаренность.
В коммуникативной – лидерская и аттрактивная одаренность.
В духовно-ценностной – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Слайд 17Каждый вид одаренности предполагает включение всех уровней психической организации с преобладанием
того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.
Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности.
Слайд 18Развитие деятельности по инициативе самого ребенка есть творчество.
«Одаренность» = «творческая одаренность».
Таким
образом, «творческая одаренность» не рассматривается как особый, самостоятельный вид одаренности, характеризуя любой вид труда.
«Творческая одаренность» - характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития.
Слайд 19Критерий «степень сформированности одаренности»
Актуальная одаренность.
Потенциальная одаренность.
Слайд 20Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети – дети, достижения
которых отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости.
Слайд 21!!! Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку
речь идет о еще несформировавшемся системной качестве.
Слайд 22Критерий «форма проявления»
Явная одаренность (обнаруживается «сама по себе», в том числе
и при неблагоприятных условиях);
Скрытая одаренность (проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими).
Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя»
Слайд 23Критерий «широта проявлений в различных видах деятельности»
Общая одаренность проявляется по отношению
к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности;
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей.
Слайд 24Критерий «особенности возрастного развития»
Ранняя одаренность.
Поздняя одаренность.
Решающие показатели: темп психического развития ребенка,
возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде.
Слайд 25Пример ранней одаренности – вундеркинды («чудесный ребенок») – дети, как правило,
дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности.
Слайд 26!!! Одаренные дети чаще других имеют серьезные проблемы, которые требуют особого
внимания и соответствующей помощи.
1. Одаренность с гармоничным типом развития («счастливый» вариант жизни ребенка).
2. Одаренность с дисгармоничным типом развития (неравномерность развития различных психических качеств, механизмы возрастного развития характеризуются чаще всего ускоренным, но иногда и замедленным темпом)