Презентация, доклад на тему Психолого-педагогическое сопровождение детей школьного возраста после КИ

Содержание

Кохлеарная имплантация (КИ) – многокомпонентная система мероприятий, которая включает: ■ комплексное диагностическое обследование; ■ отбор пациентов; ■ хирургическую операцию; ■ дооперационную и послеоперационную реабилитацию. Кохлеарная имплантация дает возможность глухим детям слышать и понимать речь. Кохлеарная имплантация, принципиально

Слайд 1ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСЛЕ КИ

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСЛЕ КИ

Слайд 2 Кохлеарная имплантация (КИ) – многокомпонентная система мероприятий, которая включает: ■ комплексное диагностическое

обследование; ■ отбор пациентов; ■ хирургическую операцию; ■ дооперационную и послеоперационную реабилитацию.

Кохлеарная имплантация дает возможность глухим детям слышать и понимать речь. Кохлеарная имплантация, принципиально отличается от слухового аппарата, т.к. обходит неработающие части уха и поставляет сигнал к слуховому нерву, а слуховой аппарат лишь усиливает звук.



.

Кохлеарная имплантация (КИ) – многокомпонентная система мероприятий, которая включает: ■ комплексное диагностическое обследование; ■ отбор пациентов; ■

Слайд 3 Послеоперационная реабилитация - это система помощи пациентам после кохлеарной имплантации  и

их семьям. Такая помощь оказывается междисциплинарной командой специалистов: аудиологи, сурдопедагоги, логопеды и психологи.
Послеоперационная реабилитация - это система помощи пациентам после кохлеарной имплантации  и их семьям. Такая помощь оказывается междисциплинарной

Слайд 4 Первое подключение речевого процессора должно проводиться через 4-6 недель после операции

– это очень ответственный этап, в котором принимают участие как аудиолог, так и сурдопедагог.
Длительность первой настроечной сессии составляет 2-3 недели, в течение которых аудиологом совместно с сурдопедагогом осуществляются 5-6 настроек. Одновременно проводятся занятия с сурдопедагогами, консультации психолога, осуществляется аудиологический контроль (при необходимости проводится объективное тестирование).
Первое подключение речевого процессора должно проводиться через 4-6 недель после операции – это очень ответственный этап, в

Слайд 5 В течение первого года после имплантации должны проводятся 4 настроечные сессии.

Длительность сессий программирования составляет в среднем 7 дней. В течение второго года после имплантации проводятся 2 сессии программирования речевого процессора, а по истечении 2-х лет – настройки процессора и сурдопедагогические занятия проводятся при  необходимости, желательно, хотя бы 1 раз в год.
В течение первого года после имплантации должны проводятся 4 настроечные сессии. Длительность сессий программирования составляет в среднем

Слайд 6Длительность и содержание послеоперационной реабилитации различны у разных групп пользователей КИ

(от 2 – 3 лет и от 5 - 7лет), но в целом она включает следующие компоненты:
1.Точная настройка процессора КИ;
2.Развитие слухового восприятия окружающих звуков и речи с помощью КИ;
3.Развитие языковой способности;
4.Развитие коммуникативных навыков;
5.Психологическая работа со школьником после КИ и его близкими.

Длительность и содержание послеоперационной реабилитации различны у разных групп пользователей КИ (от 2 – 3 лет и

Слайд 7 Главным направлением послеоперационной слухоречевой реабилитации для всех пациентов является развитие восприятия

звуковых сигналов с помощью импланта. Кохлеарный имплант обеспечивает возможность слышать, но восприятие звуков окружающей среды и понимание речи — это значительно более сложные процессы, которые включают также умение различать сигналы, выделять в них важные для узнавания признаки, узнавать изолированные слова и слова в слитной речи, понимать смысл высказываний, выделять сигналы из шума и др.
Главным направлением послеоперационной слухоречевой реабилитации для всех пациентов является развитие восприятия звуковых сигналов с помощью импланта. Кохлеарный

Слайд 8 Затем начинаются занятия с педагогом с целью развития слухового восприятия и

развитие устной речи. Педагог обучает ребенка пользоваться своим появившимся слухом. Основной процесс реабилитации должен обеспечиваться родителями в домашних условиях.
Затем начинаются занятия с педагогом с целью развития слухового восприятия и развитие устной речи. Педагог обучает ребенка

Слайд 9Роль семьи
Кохлеарная имплантация требует изменений в жизни ребёнка и его близких.

Близкие должны активно заниматься развитием слуха с КИ. Некоторые вынуждены будут поменять место жительства, временно оставить работу или поменять её.
Близкие должны знать, как пользоваться КИ, как регулировать режимы его работы. Все родители нуждаются в определённом изменении стиля поведения с ребёнком. Излишняя опека, как и излишняя критичность, неумение похвалить ребёнка, порадоваться успеху мешают не только слухоречевой, но и социальной реабилитации.

Роль семьи 		Кохлеарная имплантация требует изменений в жизни ребёнка и его близких. Близкие должны активно заниматься развитием

Слайд 10 Обеспечение оптимальных условий для реабилитации школьника детально обсуждаются с родителями уже

на предоперационном этапе и после. Педагоги должны давать родителям задание для ежедневных самостоятельных занятий с ребёнком. Необходимо научить родителей помогать ребёнку участвовать в речевом общении, возникающем в разных бытовых ситуациях. Семья нуждается в поддержке, когда по мере развития слухового восприятия и речи ребёнок готов к переводу из школы для глухих в школу для слабослышащих или из школы для слабослышащих - в общеобразовательную -подобные переводы сопряжены с увеличением учебной нагрузки, адаптацией к новому коллективу, педагогам и эмоциональной нестабильностью учеников с КИ.
Обеспечение оптимальных условий для реабилитации школьника детально обсуждаются с родителями уже на предоперационном этапе и после. Педагоги

Слайд 11 Существует ряд проблем, затрудняющих успешность реабилитации детей после кохлеарной имплантации: — низкая

компетентность родителей и педагогов в данном вопросе; — отсутствие сурдопедагогов в территориях; — недостаточная  координированность действий специалистов, участвующих в реализации сопровождения.
Существует ряд проблем, затрудняющих успешность реабилитации детей после кохлеарной имплантации:  — низкая компетентность родителей и педагогов в данном вопросе;

Слайд 12 Задачей сопровождения на начальном этапе работы является  установление контакта с родителями, подробное и этичное

выяснение обстоятельств, связанных с проблемой  ребенка. Для формирования основы дальнейшего сотрудничества с семьёй очень важно соотнести ожидания родителей от сопровождения с возможностями ребенка и педагога, исключив тем самым их несоответствие в будущем. С этой целью в начале сопровождения родителям предлагается заполнить анкету, позволяющую им отразить свои ожидания от сопровождения. Затем на основании заключения договора с родителями осуществляется   сопровождение ребенка. Опираясь на результаты комплексной диагностики, составляются  индивидуальные коррекционно–развивающие программы. Создаются комфортные условия для проведения коррекционно–развивающих занятий с детьми с учетом их возраста и психофизических особенностей.
Задачей сопровождения на начальном этапе работы является  установление контакта с родителями, подробное и этичное выяснение обстоятельств, связанных с проблемой  ребенка. Для формирования

Слайд 13Можно выделить группы детей после кохлеарной имплантации в зависимости от возраста,

от уровня развития навыков слухового восприятия, от уровня развития речи (до операции): 1 группа. Дети раннего возраста с врожденной или приобретенной в 1-ый год жизни двусторонней сенсоневральной тугоухостью IV степени, не владеющие элементарными навыками слухового восприятия. В устной речи отмечаются вокализации и отдельные слова. Имплантация в возрасте от 1,5 до 3х лет.
Можно выделить группы детей после кохлеарной имплантации в зависимости от возраста, от уровня развития навыков слухового восприятия,

Слайд 142 группа. Дети младшего дошкольного возраста с врожденной или приобретенной в

1-ый год жизни двусторонней сенсоневральной тугоухостью IV степени, имеющие определенный слуховой опыт и пользующиеся отдельными словами, развернутой фразой для общения. Имплантация в возрасте от 3х до 5 лет. 3 группа. Дети дошкольного и школьного возраста, потерявшие слух, но сохранившие речь, приобретенную ими до возникновения глухоты. Имплантация в возрасте от 5 до 15 лет.
2 группа. Дети младшего дошкольного возраста с врожденной или приобретенной в 1-ый год жизни двусторонней сенсоневральной тугоухостью

Слайд 154 группа. Дети старшего дошкольного и школьного возраста с врожденной или

приобретенной в раннем возрасте двусторонней сенсоневральной тугоухостью IV степени, с различным уровнем речевого развития (от наличия в речи отдельных слов, до владения развернутой фразой). 5 группа. Взрослые с врожденной двусторонней сенсоневральной тугоухостью IV степени, имевшие определенный слуховой опыт и пользующиеся устной речью для обучения. Имплантация от 18 до 21 года. 6 группа. Взрослые позднооглохшие с сохранной речью. Имплантация от 19 лет и позже.
4 группа. Дети старшего дошкольного и школьного возраста с врожденной или приобретенной в раннем возрасте двусторонней сенсоневральной

Слайд 16Рассмотрим контингент 2, 3 и 4 групп. К этим группам относятся

дети как дошкольного, так и школьного возраста. Дети, относящиеся к 2 группе, посещают специализированные дошкольные учреждения для детей с нарушенным слухом. Также дети могут попасть в условия постоянной неполной интеграции и дополнительно заниматься с сурдопедагогом. Могут попасть в условия постоянной частичной интеграции в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида.

Рассмотрим контингент 2, 3 и 4 групп. К этим группам относятся дети как дошкольного, так и школьного

Слайд 17Дети, относящиеся к 3 группе, обучаются в условиях постоянной полной интеграции,

посещают массовые детские сады и школы. Дети, относящиеся к 4 группе, обучаются в специализированных дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушенным слухом. Однако после прохождения послеоперационной реабилитации возможно менять форму интегрированного обучения. Дети могут быть переведены из класса для глухих в класс для слабослышащих, а далее в массовый класс общеобразовательной школы.
Дети, относящиеся к 3 группе, обучаются в условиях постоянной полной интеграции, посещают массовые детские сады и школы.

Слайд 18Дети с КИ могут обучаться как в школах II вида (для

слабослышащих детей), так и в массовых школах. Всё зависит от уровня речевого развития детей, от возраста в котором сделана операция, от того, носил ли ребенок до операции СА, от дополнительных нарушений, от желания родителей, от того, как занимались с ребенком? Те дети, которые обучались в специальных школах для детей с нарушением слуха после прохождения послеоперационной реабилитации могут менять форму обучения: переходить из классов глухих в классы для слабослышащих, а из классов для слабослышащих в массовые школы.
Дети с КИ могут обучаться как в школах II вида (для слабослышащих детей), так и в массовых

Слайд 19Реабилитационные занятия после КИ включают следующие ступени развития способности восприятия акустической

информации:

обнаружение наличия—отсутствия акустических сигналов;
обнаружение различий между акустическими сигналами (одинаковые — разные);
различение голоса человека и других неречевых бытовых сигналов;
опознавание бытовых сигналов;
определение различных характеристик звуков (интенсивность, длительность, высота и др.);
различие и опознавание отдельных звуков речи, характеристик речи (интонация, ритм), фонемных признаков (твердость—мягкость, место артикуляции и др.);
опознавание изолированных слов, предложений;
понимание слитной речи;
понимание речи и распознавание бытовых звуков в условиях помех.
У детей, потерявших слух до овладения речью, кроме того, проводятся занятия по развитию устной речи и языковых навыков.
Реабилитационные занятия после КИ включают следующие ступени развития способности восприятия акустической информации: обнаружение наличия—отсутствия акустических сигналов; обнаружение

Слайд 20Начальные этапы слухоречевой тренировки долингвально оглохшие подростки проходят достаточно быстро. Особую

трудность составляет развитие способности различать речевые сигналы — слова, фразы. В основе этого лежат, по-видимому, несформированность центральных механизмов анализа речевых сигналов, дефицит слухоречевой памяти, низкая языковая компетенция- В связи с этим направления работы, связанные с тренировкой слуховой памяти, развитием анализа речевых сигналов, увеличением словарного запаса, развитием логико-грамматических представлений являются наиболее актуальными.
Начальные этапы слухоречевой тренировки долингвально оглохшие подростки проходят достаточно быстро. Особую трудность составляет развитие способности различать речевые

Слайд 21Долингвально оглохшие подростки, поступающие на КИ, обычно используют устную речь в

том или ином объеме. Однако она характеризуется, как правило, не только грубыми нарушениями на лексико-грамматическом уровне, но также и характерными для глухих людей нарушениями звукопроизношения и голосовыми нарушениями. С этими пациентами проводятся также логопедические и фонопедические занятия, направленные на тренировку артикуляторного аппарата и коррекцию этих нарушений.
Долингвально оглохшие подростки, поступающие на КИ, обычно используют устную речь в том или ином объеме. Однако она

Слайд 22 Слухоречевая реабилитация детей после КИ будет эффективной при условии взаимодействия родителей и специалистов: сурдопедагога,

сурдолога, невролога, педиатра, логопеда.
Конечная цель сопровождения -   научить слышать, слушать, понимать речь окружающих, говорить, использовать речь для общения и познания мира.
Слухоречевая реабилитация детей после КИ будет эффективной при условии взаимодействия родителей и специалистов: сурдопедагога, сурдолога, невролога, педиатра, логопеда. 	Конечная цель

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть