Слайд 1
Психолого-педагогическая поддержка работы с семьей
Минеджян Е.П. – педагог-психологог МУ ДОД ДЮСКЦ
«Юбилейный»
Слайд 2Психолого-педагогическая поддержка работы с семьей
Семья
является одним из главных факторов, оказывающих
огромное влияние на образ жизни ребёнка и его психическое развитие
Слайд 3Что такое семья глазами нашего воспитанника?
Это, прежде всего, он сам
и его близкие,
живущие с ним рядом –
его мама, папа,
бабушка, дедушка,
его сестры и братья,
если таковые имеются.
Слайд 4Особенности содержания ФАКТЫ
Нас, педагогов дополнительного образования, конечно же, интересуют успехи
нашего воспитанника, посещающего наши клубные объединения, студии в клубах по месту жительства, в усвоении дополнительных знаний. Но нас также интересует его настроение, его эмоциональное состояние, его психическое развитие и физическое здоровье
Слайд 5
Оценочные знания
Мы изучаем и следим постоянно за эмоциональным состоянием воспитанника
на наших занятиях, нас интересуют его отношения с друзьями, педагогами и родителями. Мы радуемся его успехам и печалимся его трудностям
Слайд 6
Опыт осуществления деятельности
Каждый год мы проводим такого рода опросы и нас
насторожила постоянная в отношениях с родителями - это 29-30% воспитанников имеют не очень хорошие отношения с родителями, которые они оценивают от 2 до 5 баллов в 10-ти бальной системе.
Слайд 7
Опыт осуществления деятельности
В 2001-2002 учебном году нами было проведено проективное диагностическое
исследование «Моя семья» для анализа микроклимата семьи, внутрисемейных отношений глазами детей.
Слайд 8Первые исследования
В диагностике приняло участие 674 воспитанника. Вариант рисуночной методики «Моя
семья» (Захаров А.И., 1982; Хоментаускас Г.Т., 1985,1987; Корман Л., 1964; Бернс Р., Кауфман С., 1972) выявляет внутрисемейные межличностные отношения и помогает:
выявить отношение ребёнка к членам своей семьи,
выявить то, как он воспринимает каждого из близких,
выявить взаимодействия всех членов семьи, которые вызывают у ребёнка радостные или тревожные чувства.
Слайд 9Первые исследования
Ситуация в семье, которую родители оценивают положительно, может быть, воспринята
ребёнком совершенно по-другому.
Изучив каждый рисунок, мы сможем
понять мир семьи глазами ребёнка,
узнать этот мир,
помочь понять причины, возникновения проблем ребёнка и взаимоотношений его с родителями, если таковые имеются
помочь в решении этих проблем через встречи с родителями ребёнка, индивидуальные занятия с ребёнком.
Слайд 10Результаты исследований
После просмотра и анализа всех работ мы получили следующие
результаты:
33% работ рисунков выполнены яркими красками и в них отсутствует тревожность, видна благополучность семьи глазами ребенка
В 50% рисунков видна тревожность и озабоченность ребенка, ребенок видит семью тревожно
В 17% рисунков отсутствовала либо мать, либо отец – , хотя выяснено в результате бесед, что во многих семьях они есть.
Слайд 11Дальнейшее исследование
Что же представляют собой родители, дети которых посещают наши клубы?
1-ое диагностическое исследование проведено было по методике А.Я Варга и В.В. Столина «Родительское отношение». Было орошено 780 родителей в разных клубах по месту жительства ДЮСКЦ «Юбилейный». Этот тест показывает отношение родителей к воспитанию своих детей:
80 % родителей не заинтересованы делами своих детей
58 % - отвергают интересы своего ребенка
69 % - не предоставляют самостоятельности ребенку
84 % родителей требуют безоговорочного послушания и подчинения
86 % - видят в своем ребенке неудачника
Слайд 12Дальнейшее исследование
Какие чувства, эмоции испытывают родители и какие действия принимают они,
если не довольны своим ребенком в случае его проступка. В данном исследовании приняло участие 472 родителя.
Вопросы были взяты из рекомендаций в книге Аллы Баркан «Для вас, родители»:
если ваш ребенок совершил проступок или чем-то огорчил Вас, то на чем вы акцентируете свое внимание – на ребенке или на поведении ребенка?
какие эмоции Вы при этом демонстрируете – отрицательные или положительные?
когда Вы обсуждаете проступок – немедленно или чуть позже
какое поведение вы демонстрируете – агрессивно веду себя или нет?
Слайд 13Результаты исследований
Результаты таковы:
76% акцентируют свое внимание не на ребенке
– ни на причину совершения проступка, ни на его физическое и душевное состояние в этот момент – их волнует только поведение.
89% демонстрируют тут же отрицательные эмоции
82% родителей обсуждают проступок немедленно, что, по сути, недопустимо.
78% родителей демонстрируют ребенку свою агрессию.
Слайд 14Дальнейшее исследование
Следующим диагностическим исследованием была методика цветового теста Люшера. Нас интересовало
эмоциональное состояние родителей. В исследовании приняло 750 родителей.
Результаты таковы:
Родители тревожны, неудовлетворенны положением дел - 48%
Стресс, отсутствие покоя – 51%
Потребность покоя, спокойствия – 10%
Потребность активно действовать – 14%
Потребность в самоуважении – 22%
Слайд 15Дальнейшее исследование
Далее, для более полной картины обстановки в семье, в которой
воспитываются наши дети, на родительских собраниях в клубах по месту жительства было проведено исследование об удовлетворенности браком родителей. В данном исследовании приняло участие 820 человек.
Результаты :
Абсолютно благополучные семьи - таковых не оказалось
Благополучные – 11 %
Скорее благополучные – 13 %
Скорее неблагополучные – 53 %
Неблагополучные семьи – 16 %
Абсолютно неблагополучные – 8%
Слайд 16Дальнейшее исследование
Выводы исследований :
Наши воспитанники живут в неблагополучных семьях, неудовлетворенных
своими брачными отношениями - таких семей 77 %
Отсутствие любви и понимания в таких семьях естественно
Родители сами тревожны и находятся в состоянии стресса - 51 %
Родители нуждаются в покое и потребности самоуважения - 36 %
Слайд 17Что сделать?...
чтобы ребенку стало лучше в семье,
чтобы его понимали,
чтобы ему
сочувствовали и поддерживали в случае неудачи,
чтобы ему доверяли,
чтобы за него научились гордиться даже если успех еще не пришел к нему?
Слайд 18Что делать?...
Уже в ходе первичной диагностической работы с семьёй можно было
выделить и обобщить те проблемы, с которыми приходится сталкиваться чаще всего:
психологическая безграмотность родителей;
искаженные отношения «родитель – дитя»;
нарушения личностного роста родителя;
заниженная способность родителя к сензитивности;
неспособность решать семейные проблемы;
незнание психологии ребенка;
Слайд 19Вывод ….
родителям необходимо помочь в воспитании своих детей им надо дать
родителям необходимые знания об особенностях психического развития ребенка,
ознакомить их с новыми способами общения «родитель-ребенок» для повышения сензитивности к ребенку,
дать им знания семейной психологии,
надо научить их понимать своего ребенка,
надо помочь им разобраться в своих взрослых проблемах,
развить личностную сферу самих родителей для формирования адекватной самооценки и уверенности,
Слайд 20Деятельность психолога
С 2002 года во всех клубах были оформлены стенды «Советы
психолога» с сменой материала - 1 раз в два месяца, которые работают и сейчас
С 2003 году во всех клубах по месту жительства появились папки «Для вас, родители», где подбирался материал, соответствующий запросам родителей и педагогов.
Слайд 21Деятельность психолога
С 2004 года стало необходимым сбор материала для родителей
«Все для вашего личностного роста», так как в ходе занятий на родительских собраниях и родительском всеобуче, видна была очевидная потребность в данном материале.
Слайд 22Деятельность психолога
Для данной школы написана психологом специальная программа, занятия в школе,
занятия проходят 1 раз в месяц по два часа время обучения 1 год.
Цель: ликвидация причин «родительской неэффективности» в воспитании детей
Слайд 23Деятельность психолога
В процессе работы с родителями стало ясным, что некоторым родителям
хочется встречаться чаще и знать больше о психологии ребенка и о себе в частности.
Для такой группы родителей с 2004 года открылась психолого-педагогическая школа
«Помоги себе сам»
Слайд 24Деятельность психолога
Задачи:
Дать слушателям основополагающие знания о психологии личности, семейной психологии, конфликтологии
Ознакомить
с новыми способами общения «родитель – ребёнок» для повышения сензитивности к своему ребенку.
Развить личностную сферы для формирования адекватной самооценки и уверенности родителей.
Слайд 25Наши помощники…
Стоит особенно остановиться на роли педагога - организатора и педагога
дополнительного образования в работе с родителями
Педагог встречается с родителями своего клуба чаще, может пригласить на встречу по договоренности любого родителя и собственно знает родителя своего воспитанника, что говорится «в лицо».
Для педагога уже 2003 году был собран материал в специальные папки «Для вас, педагоги», «Педагогу для проведения родительского собрания».
Педагог стал помощником в работе с семьей