Презентация, доклад на тему Психология и культура спора

Содержание

«Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит..., но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа – ты по крайней

Слайд 1Психология и культура спора

Психология и культура  спора

Слайд 2 «Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит..., но

из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа – ты по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего... спорь не из желания победы; но ты можешь быть ему полезным. Спорь даже с глупцом; ни славы, ни выгоды ты не добудешь, но отчего иногда не позабавиться?»
И.С. Тургенев
«Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит..., но из самого твоего поражения ты можешь

Слайд 3«Жизнь без споров была бы очень скучна. Все, что живет, взывает

к обсуждению.»
Чарли Чаплин
“В спорах забывается истина. Прекращает спор тот, кто умнее.”
Л.Н. Толстой
«Жизнь без споров была бы очень скучна. Все, что живет, взывает к обсуждению.»Чарли Чаплин“В спорах забывается истина.

Слайд 4 Воздержись от спора - спор есть самое невыгодное условие для

убеждения. Мнения как гвозди: чем больше по ним колотить, тем крепче они вонзаются.
Ювенал
Воздержись от спора - спор есть самое невыгодное условие для убеждения. Мнения как гвозди: чем больше

Слайд 5Что же такое спор?
Под спором понимают всякое столкновение мнений,

при котором каждая из сторон отстаивает свою правоту.

Что же такое спор?  Под спором понимают всякое столкновение мнений, при котором каждая из сторон отстаивает

Слайд 7Разновидности спора
1. Дискуссия (от лат. discussio – исследование, обсуждение) – публичный

спор, целью которого является сопоставление разных точек зрения с целью правильного нахождения решения спорного вопроса. Дискуссия осуществляется под руководством опытного ведущего.
2. Диспут – это заранее подготовленный устный спор на заданную тему (научную, морально-этическую, общественно важную). В процессе диспута сопоставляются различные точки зрения под руководством компетентного ведущего.
3. Полемика (от греч. πολεμικοσ – воинственный, враждебный) – это острый спор, борьба принципиально противоположных точек зрения. Цель – одержать победу над противником, отстоять собственную позицию. Наличие ведущего не обязательно.
4. Словами дебаты, прения именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений на заседаниях, конференциях.

Разновидности спора1. Дискуссия (от лат. discussio – исследование, обсуждение) – публичный спор, целью которого является сопоставление разных

Слайд 8Спор имеет две величины измерения:
Доказательность – это логическое воздействие на оппонента

принудительностью рассуждения.
Убедительность – это психологическое воздействие на оппонента, направленное на восприятие им той или иной идеи.
Спор имеет две величины измерения:Доказательность – это логическое воздействие на оппонента принудительностью рассуждения.Убедительность – это психологическое воздействие

Слайд 9 Исходя из этого, возможны следующие комбинации:
1. доказательно и убедительно
2. доказательно,

но не убедительно
3. не доказательно, но убедительно
4. и не доказательно, и не убедительно

Исходя из этого, возможны следующие комбинации:1. доказательно и убедительно2. доказательно, но не убедительно3. не доказательно, но

Слайд 10Виды споров по цели

Виды споров по цели

Слайд 11Цели спора
Конструктивные( желание обсудить все варианты решения проблемы, выработать коллективное мнение

и т.п.)
Деструктивные ( завести решение проблемы в тупик, разгромить оппозицию)
Цели спораКонструктивные( желание обсудить все варианты решения проблемы, выработать коллективное мнение и т.п.)Деструктивные ( завести решение проблемы

Слайд 12Предмет спора
Одно из решающих качеств полемиста – умение выделить предмет спора


Предмет спора – это те положения, которые подлежат обсуждению. Предмет спора следует обозначить сразу, нередко он уточняется в ходе дискуссии. Порой спорящие, не закончив разговора об одном предмете, подходят ко второму, от него – к третьему.
Отсюда важное правило: не терять предмет спора в пылу рассуждений.

Предмет спораОдно из решающих качеств полемиста – умение выделить предмет спора Предмет спора – это те положения,

Слайд 13Осенью часто идёт дождь.
Телевидение скоро окончательно заменит газеты и книги.
В морях

вода имеет соленый вкус.
Это обидное слово – кличка..
Осенью часто идёт дождь.Телевидение скоро окончательно заменит газеты и книги.В морях вода имеет соленый вкус.Это обидное слово

Слайд 14Подходы к ведению спора
Эвристический
Логический
Софистический
Авторитарный
Демагогический
Прагматический

Подходы к ведению спораЭвристическийЛогическийСофистическийАвторитарныйДемагогическийПрагматический

Слайд 15Виды споров по количеству участников
спор-монолог – человек спорит сам с собой;


спор-диалог – участвуют два лица;
спор-полилог – ведется несколькими лицами.

Виды споров по количеству участниковспор-монолог – человек спорит сам с собой; спор-диалог – участвуют два лица;спор-полилог –

Слайд 16Формы проведения споров

Формы проведения споров

Слайд 17Структура и виды доказательств

Структура и виды доказательств

Слайд 18Доводы сильные и слабые

Доводы сильные и слабые

Слайд 19Стадии спора
1. Вводное информирование
2. Аргументация сторон
3. Оппонирование, критические суждения
4. Активное противоборство

сторон
5. Поиск компромиссных вариантов решения проблемы
6. Поиск приемлемого решения
7. Завершение спора, обобщение результатов

Стадии спора1. Вводное информирование2. Аргументация сторон3. Оппонирование, критические суждения4. Активное противоборство сторон5. Поиск компромиссных вариантов решения проблемы6.

Слайд 20Культура спора включает:
- четкое обозначение предмета и цели спора;
-

точное определение понятий, которыми приходится оперировать в споре;
- обоснованность и последовательность аргументации, полноту изложения мысли;
- этические нормы, предполагающие взаимно корректное поведение оппонентов;
- знакомство с идеями оппонентов из их уст, а не из уст их толкователей.

Культура спора включает:  - четкое обозначение предмета и цели спора; - точное определение понятий, которыми приходится

Слайд 21Эффективность спора:
1. Нужно постоянно иметь в виду основную проблему спора
2. Должно

иметь место начальное взаимопонимание
3. Необходимо уметь выделять основные опорные понятия
4. Следует правильно реагировать на аргументы
5. Признавать свои ошибки
6. Вести себя достойно

Эффективность спора:1. Нужно постоянно иметь в виду основную проблему спора2. Должно иметь место начальное взаимопонимание3. Необходимо уметь

Слайд 22Рекомендации А. Петренко
1. Оперируйте простыми, ясными и точными понятиями
2. Ведите аргументация

корректно
3. Учитывайте личностные особенности партнера
4. Старайтесь изложить партнеру свои идеи, не забывая при этом стратегии партнера
5. Излишне подробная аргументация может вызвать резкое неприятие со стороны партнера
Рекомендации А. Петренко1. Оперируйте простыми, ясными и точными понятиями2. Ведите аргументация корректно3. Учитывайте личностные особенности партнера4. Старайтесь

Слайд 23Специальные приемы аргументации
Метод перелицовки
Метод «салями»
Метод расчленения
Метод положительных ответов
Метод классической риторики
Метод замедленного

темпа

Специальные приемы аргументацииМетод перелицовкиМетод «салями»Метод расчлененияМетод положительных ответовМетод классической риторикиМетод замедленного темпа

Слайд 24Принципы ведения спора
Принцип предварительной подготовки
Принцип терпимого отношения к инакомыслящим
Принцип последовательного анализа

альтернатив
Принцип корректного ведения спора
Принцип «отстранения»
Принцип преодоления психологических барьеров
Принцип поэтапного продвижения к истине
Принцип уважения личности оппонента
Принцип аргументированной конструктивной критики
Принципы ведения спораПринцип предварительной подготовкиПринцип терпимого отношения к инакомыслящимПринцип последовательного анализа альтернативПринцип корректного ведения спораПринцип «отстранения» Принцип

Слайд 25Правила предварительной подготовки к ведению спора
1. Продумайте как стратегию, основное направление,

главную цель ведения дискуссии-спора, так и наиболее вероятные варианты аргументации ваши и вашего оппонента.
2. Настраивайте себя на готовность к самому худшему, даже к некорректному поведению вашего оппонента, но верьте в самое лучшее и демонстрируйте эту веру, особенно в начале беседы.
3. Оцените недостатки, а особенно достоинства вашего оппонента, уровень его профессионализма, образованности, культуры, коварности его характера, мотивы его поступков и действий.
4. Сделайте заготовки, которые позволят неожиданно и сильно нейтрализовать возможное некорректное поведение вашего оппонента.
5. Не будьте наивны и не расслабляйтесь, а, наоборот, мобилизуйтесь на сражение, а не на развлекательную прогулку.
6. Если это возможно, то соберите дополнительную информацию о вашем оппоненте, побеседуйте о нем с людьми, которым вы по-настоящему доверяете.
7. К дискуссии, спору с сильным оппонентом, противником необходимо максимально подготовиться. Было бы обидно потерпеть фиаско из-за собственной нерадивости.

Правила предварительной подготовки к ведению спора1. Продумайте как стратегию, основное направление, главную цель ведения дискуссии-спора, так и

Слайд 26Правила корректного ведения спора
Инициатива
Наступление, а не оборона
Отвлечение внимания оппонента от той

мысли, которую хотелось бы провесит без его критики
Перекладывание «бремени доказывания» на оппонента
Опровержение оппонента его же оружием
Придержать самые неожиданные и важные сведения к концу спора
Оттягивать возражение
Не занимать с самого начала жесткую позицию
Взять слово в самом конце спора

Правила корректного ведения спора ИнициативаНаступление, а не оборонаОтвлечение внимания оппонента от той мысли, которую хотелось бы провесит

Слайд 27Непозволительные уловки
Ставка на ложный стыд иди чувство тщеславия, желание казаться лучше
Подмазывание

аргумента
Ссылка на возраст, образование, положение
Упор на противоречие между словом и делом
Переход на точку зрения пользы или вреда
Неправильный выход из спора
Использование насилия
Использование ложных или недоказанных аргументов часто сопровождается оборотами6»всем известно», «давно установлено»
Намеренное запутывание или сбивание с толку
Выведение противника из состояния равновесия

Непозволительные уловкиСтавка на ложный стыд иди чувство тщеславия, желание казаться лучшеПодмазывание аргументаСсылка на возраст, образование, положениеУпор на

Слайд 28Учитесь спорить!

Учитесь спорить!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть