В ходе решения групповых задач людям приходится взаимодействовать.
Определение социального взаимодействия
Сравнение кооперации и конкуренции по О.А. Гулевич
Спонтанный выбор группой конкурентного или кооперативного взаимодействия
Под конфликтом понимается противоречие в социальном взаимодействии двух или более членов группы из-за различий в потребностях, аттитюдах, ценностях, интересах, взглядах и пр., существенно значимых для достижения групповых целей.
В этой связи во многих случаях возникает взаимное противоборство, направленное на преодоление противоречий.
Наряду с понятием конфликта для характеристики взаимного противодействия используются близкие по смыслу, но не тождественные по содержанию, термины: враждебность, соперничество, конкуренция, конфронтация, соревнование, противоречие (Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 1999, с. 36).
Определение конфликта
Однако, наряду с так называемыми деструктивными функциями (разрушение
Конструктивные функции конфликта сводятся к следующему:
конфликт является источником развития личности и группы, позволяет им подняться на новый уровень;
стороны конфликта, стремясь преодолеть противоречия, действуют преимущественно кооперативным образом;
через открытое противоборство конфликт освобождает группу от подтачивающих ее факторов, снижает вероятность ее застоя и упадка;
управление конфликтом способствует развитию взаимопонимания в межличностных отношениях.
Конструктивная функция конфликта
Любой межличностный конфликт включает в себя его субъектов, предмет
Структура
конфликта
Субъект 1
Субъект 2
Представление о субъекте 2
Представление о субъекте 1
Ценности, аттитюды, потребности и др.
Ценности, аттитюды, потребности и др.
Намерения в конфликте
Намерения в конфликте
Каждый из них обладает определенными намерениями.
Среди намерений субъектов конфликта можно выделить следующие:
Структура
конфликта
Предмет конфликта – это основания, по которым субъекты не согласны друг
В зависимости от предмета выделяют:
когнитивный конфликт – это противоречие между ценностями, социальными верованиями, аттитюдами, оценками и представлениями субъектов;
мотивационный конфликт – противоречие между потребностями, мотивами, целями конфликтующих сторон;
ролевой конфликт – противоречие между требованиями ролей, которые играют участники взаимодействия, например: «студент – преподаватель», «подчиненный – руководитель», «ребенок – родитель».
Структура
конфликта
объектом конфликта учителя и учащегося становится отметка, выставленная преподавателем, то предметом в данном случае является право студента оспорить эту отметку.
Структура
конфликта
https://www.sunhome.ru/i/poetry/197/konflikt.xxl.jpg
Осознание противоречия
Конфликтные действия
Разрешение конфликта
1. Возникновение противоречия.
Например, в одну группу попадают люди с принципиально разными взглядами на решение поставленной задачи. Однако наличие противоречия само по себе еще не гарантирует дальнейшего развития конфликтного взаимодействия. Оно происходит, если хотя бы один из участников переходит на вторую стадию.
Развитие
конфликта
http://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/povedenie-v-konflikte.html
Развитие
конфликта
понимают, что их цели противоречат друг другу.
В зависимости от осознания противоречия М. Дойч выделил 6 видов конфликта:
3. Конфликтные действия. После осознания начинается переход к открытому
Развитие
конфликта
Ориентация на свои интересы
Ориентация на интересы партнера
Уклонение
Подчинение
Принуждение
Сотрудничество
Компромисс
Стратегии поведения
Развитие
конфликта
Каждая стратегия конфликтного взаимодействия может быть реализована
Чтобы отстоять свои интересы в ущерб интересам партнера, человек может выбрать разные тактики:
запугивать партнера, угрожать ему серьезным наказанием, если тот не согласится на предложенное решение;
унижать и оскорблять партнера, подчеркивать его слабые стороны;
ссылаться на свой авторитет, наличие у себя опыта и на отсутствие опыта у партнера;
льстить партнеру, указывать на его достоинства;
подчеркивать свою слабость, вызывать жалость к себе.
Развитие
конфликта
Конфликтные действия
Разрешение конфликта
Разрешение
конфликта
4. Разрешение конфликта.
участники воспринимают друг друга как партнеров, которые должны совместно решить проблему;
они изучают интересы друг друга;
разделяют личные отношения и саму проблему;
участники концентрируются на выгоде, которую они могут получить, а не на отстаивании изначальных позиций;
пытаются найти решение, которое принесет выгоду всем;
формулируют как можно больше альтернативных вариантов решений;
выбирая альтернативу, стороны прислушиваются к аргументам, а не уступают нажиму;
проявляют доброту друг к другу, но одновременно требовательно относятся к итоговому решению.
Разрешение
конфликта
Процедуры разрешения конфликта. В переговорах принимают участие только
Разрешение
конфликта
Переговоры
Медиация
Посредничество
Арбитраж
Обязательный арбитраж
Процедуры разрешения конфликта
Как правило, процедура медиации состоит из трех стадий (О.А. Гулевич).
2. В ходе основной стадии участники обсуждают спорные
вопросы и вырабатывают соглашение по урегулированию конфликта. Сначала они излагают свое видение проблемы: описывают свои интересы и требования к окончательному решению. Затем рассматривают возможность изменения своих целей и ищут взаимовыгодное решение. Если стороны приходят к договоренностям, посредник создает форму первоначального соглашения.
3. На заключительной стадии участники подписывают договор, по которому они обязуются предпринять определенные действия, направленные на урегулирование конфликтной ситуации.
Разрешение
конфликта
Медиация позволяет участникам не только посмотреть на происходящее глазами другого человека и найти точки соприкосновения, но также изменить представление о себе и партнере.
Разрешение
конфликта
http://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/klassifikacija-konfliktov.html
Посредничество используется в самых
Такие процедуры лучше работают, когда намерения участников не очень сильно противоречат друг другу.
Если намерения диаметрально противоположны, сторонам трудно согласовать свои интересы даже при участии медиаторов-посредников.
Будущих школьных психологов специально учат быть медиаторами.
Разрешение
конфликта
http://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/psihologija-konflikta.html
При обязательном арбитраже стороны обязаны обратиться к медиатору и согласиться с предложенным решением.
в образовательном процессе оказалась настолько актуальной, что возникло целое направление научных исследований, объединяемое термином педагогическая конфликтология (Н.Б. Мельников).
Проблема возникновения, развития и разрешения конфликтов
Конфликты «ученик-ученик». Очевидно, что в этом случае учитель принимает на
себя роль медиатора и развертывает всю цепочку технологии разрешения конфликта.
1. В ходе взаимного обсуждения анализируются противоречия между сторонами с выявлением причины
http://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/klassifikacija-konfliktov.html
В приведенном примере учитель может
дополнительно способствовать исправлению ситуации, порекомендовав в разговоре с родителями «виновника» записать ученика в кружок или спортивную секцию согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги, оскорбления и агрессию, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.
Конфликты «ученик-учитель». Учащийся в силу возраста проигрывает педагогу,
обладающему более высоким статусом, устойчивой системой ценностей, большим опытом конфликтного взаимодействия и, главное, арсеналом средств воздействия (от насильственного принуждения до убеждения).
Конфликты «учитель-родитель». Наиболее актуальные причины этих конфликтов:
• разные уровни общей и педагогической культуры (особенно
опасна профессиональная некомпетентность учителя);
• разные цели взаимодействия (стремление учителя утвердить свой профессиональный статус, а родителя
Конфликты «учитель-учитель». Если учитель математики работает плохо, это
заметно отражается на качестве уроков учителя физики. Если классный руководитель не уделяет должного внимания дисциплине учеников, это влияет на профессиональную деятельность всех учителей, работающих в данном классе.
http://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/povedenie-v-konflikte.html
В этих случаях обращение к медиатору в лице директора школы вполне уместно.
Конфликты «учитель-администратор», вызываются проблемами власти и
подчинения. Иногда такие конфликты требуют вмешательства вышестоящего руководства. Способность директора школы идти на компромиссы – одна из важных черт профессионала, обязанного знать психологию не только детей, но и взрослых.
ttp://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/klassifikacija-konfliktov.html
переговоры, посредничество, арбитраж или обязательный арбитраж.
Стратегии сотрудничества и компромисса в конфликте между учителем и администрацией будут достаточно уместными для его конструктивного исхода.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть