Презентация, доклад на тему Психология для непсихологов. 15. Конфликты в малой группе

Содержание

План лекцииПонятие социального конфликтаСтруктура конфликтаРазвитие конфликтаРазрешение конфликтаКонфликты в педагогической деятельности

Слайд 1Конфликты в малой группе
Автор презентации А.А. Лытко

Конфликты в малой группеАвтор презентации А.А. Лытко

Слайд 2План лекции
Понятие социального конфликта
Структура конфликта
Развитие конфликта
Разрешение конфликта
Конфликты в педагогической деятельности

План лекцииПонятие социального конфликтаСтруктура конфликтаРазвитие конфликтаРазрешение конфликтаКонфликты в педагогической деятельности

Слайд 3Под социальным взаимодействием понимается процесс обмена действиями между несколькими людьми, при

котором действия одного из них являются одновременно следствием и причиной действий других (Гулевич О.А. , с. 189). Студенты соревнуются в переводе иноязычного текста, футбольная команда стремится достичь успеха в состязании, главы стран ведут спор о сопредельных территориях – все это примеры социального взаимодействия.
В теории социального взаимодействия М. Дойча выделяется кооперативное и конкурентное взаимодействия. При кооперативном – люди стремятся решать задачи совместно, чтобы получить обоюдовыгодный результат. При конкурентном – люди пытаются делать это, игнорируя интересы партнеров. Как следствие, кооперация и конкуренция вызывают разные последствия. Шансы стать сплоченной имеет группа, чья деятельность основана не на конкуренции, а на кооперации.

В ходе решения групповых задач людям приходится взаимодействовать.

Определение социального взаимодействия

Под социальным взаимодействием понимается процесс обмена действиями между несколькими людьми, при котором действия одного из них являются

Слайд 4Кооперация выступает фактором сплочения группы в силу того, что способствует возникновению

в группе ряда важных и привлекательных феноменов.

Сравнение кооперации и конкуренции по О.А. Гулевич

Кооперация выступает фактором сплочения группы в силу того, что способствует возникновению в группе ряда важных и привлекательных

Слайд 5определяется тем, как удовлетворяются в процессе решения задач личные интересы ее

членов. В этой связи обратимся к рассмотрению феномена конфликта.

Спонтанный выбор группой конкурентного или кооперативного взаимодействия

Под конфликтом понимается противоречие в социальном взаимодействии двух или более членов группы из-за различий в потребностях, аттитюдах, ценностях, интересах, взглядах и пр., существенно значимых для достижения групповых целей.
В этой связи во многих случаях возникает взаимное противоборство, направленное на преодоление противоречий.
Наряду с понятием конфликта для характеристики взаимного противодействия используются близкие по смыслу, но не тождественные по содержанию, термины: враждебность, соперничество, конкуренция, конфронтация, соревнование, противоречие (Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 1999, с. 36).



Определение конфликта

определяется тем, как удовлетворяются в процессе решения задач личные интересы ее членов. В этой связи обратимся

Слайд 6совместной деятельности, распад отношений, ухудшение самочувствия членов группы и др.), конфликт

выполняет и конструктивные функции.

Однако, наряду с так называемыми деструктивными функциями (разрушение

Конструктивные функции конфликта сводятся к следующему:
конфликт является источником развития личности и группы, позволяет им подняться на новый уровень;
стороны конфликта, стремясь преодолеть противоречия, действуют преимущественно кооперативным образом;
через открытое противоборство конфликт освобождает группу от подтачивающих ее факторов, снижает вероятность ее застоя и упадка;
управление конфликтом способствует развитию взаимопонимания в межличностных отношениях.

Конструктивная функция конфликта

совместной деятельности, распад отношений, ухудшение самочувствия членов группы и др.), конфликт выполняет и конструктивные функции.Однако, наряду с

Слайд 7План лекции
Понятие социального конфликта
Структура конфликта
Развитие конфликта
Разрешение конфликта
Конфликты в педагогической деятельности

План лекцииПонятие социального конфликтаСтруктура конфликтаРазвитие конфликтаРазрешение конфликтаКонфликты в педагогической деятельности

Слайд 8и условия, в которых разворачивается конфликтное взаимодействие (Гулевич О.А., с. 192).

Субъектами (сторонами) конфликта являются как минимум двое.

Любой межличностный конфликт включает в себя его субъектов, предмет

Структура
конфликта

Субъект 1

Субъект 2

Представление о субъекте 2

Представление о субъекте 1

Ценности, аттитюды, потребности и др.

Ценности, аттитюды, потребности и др.

Намерения в конфликте

Намерения в конфликте


Каждый из них обладает определенными намерениями.

и условия, в которых разворачивается конфликтное взаимодействие (Гулевич О.А., с. 192). Субъектами (сторонами) конфликта являются как минимум

Слайд 9получить определенные материальные ресурсы или возможности, например деньги, вещи, повышение по

службе и т.д.;
продемонстрировать свой статус, понравиться партнеру или избавиться от него;
подтвердить или улучшить представление о себе, самооценку и т.д.
При этом каждый субъект может иметь сразу несколько намерений.

Среди намерений субъектов конфликта можно выделить следующие:

Структура
конфликта

получить определенные материальные ресурсы или возможности, например деньги, вещи, повышение по службе и т.д.; продемонстрировать свой статус,

Слайд 10с другом, т.е. придерживаются противоположных взглядов. Объект конфликта легко распознается, он

чаще всего является его поводом. Предмет же определить сложнее, он выявляет сущность конфликта, его причину. Например, если

Предмет конфликта – это основания, по которым субъекты не согласны друг

В зависимости от предмета выделяют:
когнитивный конфликт – это противоречие между ценностями, социальными верованиями, аттитюдами, оценками и представлениями субъектов;
мотивационный конфликт – противоречие между потребностями, мотивами, целями конфликтующих сторон;
ролевой конфликт – противоречие между требованиями ролей, которые играют участники взаимодействия, например: «студент – преподаватель», «подчиненный – руководитель», «ребенок – родитель».

Структура
конфликта

объектом конфликта учителя и учащегося становится отметка, выставленная преподавателем, то предметом в данном случае является право студента оспорить эту отметку.

с другом, т.е. придерживаются противоположных взглядов. Объект конфликта легко распознается, он чаще всего является его поводом. Предмет

Слайд 11Вероятность возникновения деструктивного развития конфликта высока при следующих условиях:
Условия конфликтного взаимодействия.
чем

больше намерения субъектов противоречат друг другу;
чем более неудачен их конфликтный опыт;
чем больше социальные нормы допускают насильственные способы действия (оскорбления или физическое нападение);
чем больше третья сторона одобряет или порицает действия основных субъектов.

Структура
конфликта

https://www.sunhome.ru/i/poetry/197/konflikt.xxl.jpg

Вероятность возникновения деструктивного развития конфликта высока при следующих условиях:Условия конфликтного взаимодействия.чем больше намерения субъектов противоречат друг другу;чем

Слайд 12План лекции
Понятие социального конфликта
Структура конфликта
Развитие конфликта
Разрешение конфликта
Конфликты в педагогической деятельности

План лекцииПонятие социального конфликтаСтруктура конфликтаРазвитие конфликтаРазрешение конфликтаКонфликты в педагогической деятельности

Слайд 13Этот процесс включает в себя четыре стадии.
Конфликтное взаимодействие разворачивается постепенно.

Развитие
конфликта



Возникновение

противоречия

Осознание противоречия

Конфликтные действия

Разрешение конфликта




Этот процесс включает в себя четыре стадии.Конфликтное взаимодействие разворачивается постепенно.Развитие конфликтаВозникновение противоречияОсознание противоречияКонфликтные действияРазрешение конфликта

Слайд 14Конфликт начинается в тот момент, когда намерения субъектов вступают в противоречие

друг с другом.

1. Возникновение противоречия.

Например, в одну группу попадают люди с принципиально разными взглядами на решение поставленной задачи. Однако наличие противоречия само по себе еще не гарантирует дальнейшего развития конфликтного взаимодействия. Оно происходит, если хотя бы один из участников переходит на вторую стадию.

Развитие
конфликта

http://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/povedenie-v-konflikte.html

Конфликт начинается в тот момент, когда намерения субъектов вступают в противоречие друг с другом. 1. Возникновение противоречия.

Слайд 15
2. Осознание противоречия.
На этой стадии субъекты в разной мере
подлинный

конфликт – в основе лежит стабильное противоречие, которое адекватно осознается субъектами;
случайный конфликт – в основе лежит осознаваемое временное противоречие, которое не окажет долговременного влияния на взаимоотношения;
смещенный конфликт – субъекты видят противоречие, лежащее на поверхности, но не учитывают более глубокого;
неверно приписанный конфликт – противоречие существует, но стороны неправильно интерпретируют его;
ложный конфликт – субъекты видят противоречие, хотя на самом деле его нет;
латентный конфликт – стороны еще не осознают возникшего противоречия.

Развитие
конфликта

понимают, что их цели противоречат друг другу.
В зависимости от осознания противоречия М. Дойч выделил 6 видов конфликта:

2. Осознание противоречия. На этой стадии субъекты в разной мереподлинный конфликт – в основе лежит стабильное

Слайд 16конфликту. К. Томас классифицировал стратегии поведения участников по 2-м критериям: ориентации

человека на себя и на интересы партнера.

3. Конфликтные действия. После осознания начинается переход к открытому

Развитие
конфликта

Ориентация на свои интересы

Ориентация на интересы партнера


Уклонение

Подчинение

Принуждение

Сотрудничество

Компромисс

Стратегии поведения

конфликту. К. Томас классифицировал стратегии поведения участников по 2-м критериям: ориентации человека на себя и на интересы

Слайд 17Каждая из стратегий имеет свои достоинства и недостатки.
Так, подчинение позволяет

человеку быстро выйти из конфликта, иногда с достаточно минимальными потерями. Уступки одной из сторон позволяют другой стороне реализовать свои намерения и в то же время сохранить хорошие отношения между ними. Однако, как правило, уступчивость оставляет чувство неудовлетворенности и мешает научиться разрешать конфликтные ситуации взаимовыгодным образом.
Доминирование, наоборот, приносит удовлетворение выигравшей стороне. Однако, оно может быть неэффективным, если человек сталкивается с каким-то партнером, имеющим такую же власть и такие же способности, как он сам.
Наиболее эффективными являются стратегии сотрудничества и компромисса. Сотрудничество заключается в полном согласовании интересов членов группы, а компромисс – в частичном.

Развитие
конфликта

Каждая из стратегий имеет свои достоинства и недостатки. Так, подчинение позволяет человеку быстро выйти из конфликта, иногда

Слайд 18с помощью нескольких конкретных поведенческих тактик.

Поясним это на примере доминирования.


Каждая стратегия конфликтного взаимодействия может быть реализована

Чтобы отстоять свои интересы в ущерб интересам партнера, человек может выбрать разные тактики:
запугивать партнера, угрожать ему серьезным наказанием, если тот не согласится на предложенное решение;
унижать и оскорблять партнера, подчеркивать его слабые стороны;
ссылаться на свой авторитет, наличие у себя опыта и на отсутствие опыта у партнера;
льстить партнеру, указывать на его достоинства;
подчеркивать свою слабость, вызывать жалость к себе.

Развитие
конфликта

с помощью нескольких конкретных поведенческих тактик. Поясним это на примере доминирования. Каждая стратегия конфликтного взаимодействия может быть

Слайд 19План лекции
Понятие социального конфликта
Структура конфликта
Развитие конфликта
Разрешение конфликта
Конфликты в педагогической деятельности

План лекцииПонятие социального конфликтаСтруктура конфликтаРазвитие конфликтаРазрешение конфликтаКонфликты в педагогической деятельности

Слайд 20Этот процесс включает в себя четыре стадии.
Напомним, конфликт разворачивается постепенно.




Возникновение противоречия
Осознание

противоречия

Конфликтные действия

Разрешение конфликта




Разрешение
конфликта

Этот процесс включает в себя четыре стадии.Напомним, конфликт разворачивается постепенно.Возникновение противоречияОсознание противоречияКонфликтные действияРазрешение конфликтаРазрешение конфликта

Слайд 21Наиболее конструктивным подходом к разрешению конфликтов является стратегия сотрудничества.
Вот несколько

характерных для нее особенностей:

4. Разрешение конфликта.

участники воспринимают друг друга как партнеров, которые должны совместно решить проблему;
они изучают интересы друг друга;
разделяют личные отношения и саму проблему;
участники концентрируются на выгоде, которую они могут получить, а не на отстаивании изначальных позиций;
пытаются найти решение, которое принесет выгоду всем;
формулируют как можно больше альтернативных вариантов решений;
выбирая альтернативу, стороны прислушиваются к аргументам, а не уступают нажиму;
проявляют доброту друг к другу, но одновременно требовательно относятся к итоговому решению.

Разрешение
конфликта

Наиболее конструктивным подходом к разрешению конфликтов является стратегия сотрудничества. Вот несколько характерных для нее особенностей: 4. Разрешение

Слайд 22заинтересованные стороны. Каждая из них высказывает свою позицию, вырабатывается обоюдовыгодное решение.

В медиации принимает участие третья сторона, изначально не заинтересованная в определенном решении.

Процедуры разрешения конфликта. В переговорах принимают участие только

Разрешение
конфликта


Переговоры

Медиация


Посредничество
Арбитраж
Обязательный арбитраж

Процедуры разрешения конфликта

заинтересованные стороны. Каждая из них высказывает свою позицию, вырабатывается обоюдовыгодное решение. В медиации принимает участие третья сторона,

Слайд 231. На начальной стадии медиатор обозначает цель встречи, ее структуру и

правила обсуждения проблемы. Участники, в свою очередь, делятся своими ожиданиями от медиации.

Как правило, процедура медиации состоит из трех стадий (О.А. Гулевич).

2. В ходе основной стадии участники обсуждают спорные
вопросы и вырабатывают соглашение по урегулированию конфликта. Сначала они излагают свое видение проблемы: описывают свои интересы и требования к окончательному решению. Затем рассматривают возможность изменения своих целей и ищут взаимовыгодное решение. Если стороны приходят к договоренностям, посредник создает форму первоначального соглашения.
3. На заключительной стадии участники подписывают договор, по которому они обязуются предпринять определенные действия, направленные на урегулирование конфликтной ситуации.

Разрешение
конфликта

1. На начальной стадии медиатор обозначает цель встречи, ее структуру и правила обсуждения проблемы. Участники, в свою

Слайд 24разных областях: от разрешения конфликтов между учениками и учителями в школах

(медиатором может быть, например, психолог или директор) до вынесения правовых решений (медиатором может быть адвокат).


Медиация позволяет участникам не только посмотреть на происходящее глазами другого человека и найти точки соприкосновения, но также изменить представление о себе и партнере.

Разрешение
конфликта

http://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/klassifikacija-konfliktov.html

Посредничество используется в самых

разных областях: от разрешения конфликтов между учениками и учителями в школах (медиатором может быть, например, психолог или

Слайд 25При арбитраже стороны добровольно обращаются к посреднику, но обязаны выполнить предложенное

им решение.

Такие процедуры лучше работают, когда намерения участников не очень сильно противоречат друг другу.
Если намерения диаметрально противоположны, сторонам трудно согласовать свои интересы даже при участии медиаторов-посредников.
Будущих школьных психологов специально учат быть медиаторами.

Разрешение
конфликта

http://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/psihologija-konflikta.html

При обязательном арбитраже стороны обязаны обратиться к медиатору и согласиться с предложенным решением.

При арбитраже стороны добровольно обращаются к посреднику, но обязаны выполнить предложенное им решение. Такие процедуры лучше работают,

Слайд 26План лекции
Понятие социального конфликта
Структура конфликта
Развитие конфликта
Разрешение конфликта
Конфликты в педагогической деятельности

План лекцииПонятие социального конфликтаСтруктура конфликтаРазвитие конфликтаРазрешение конфликтаКонфликты в педагогической деятельности

Слайд 27Конфликты в педагогической деятельности
Педагогическая конфликтология – это специфическая область

конфликтологии, целью которой является изучение закономерностей возникновения, развития и разрешения конфликтов в образовании, а также разработка и практическое применение принципов, способов и приёмов их конструктивного регулирования.
Сложилась традиция классификации межличностных конфликтов по субъектам:
– конфликты «ученик-ученик»;
– конфликты «ученик-учитель»;
– конфликты «учитель-родитель»
– конфликты «учитель-учитель»;
– конфликт «учитель-администратор» и др.

в образовательном процессе оказалась настолько актуальной, что возникло целое направление научных исследований, объединяемое термином педагогическая конфликтология (Н.Б. Мельников).

Проблема возникновения, развития и разрешения конфликтов

Конфликты в педагогической  деятельности Педагогическая конфликтология – это специфическая область конфликтологии, целью которой является изучение закономерностей

Слайд 28Конфликты в педагогической деятельности
столкновений. Например, ссора между учениками,
вызвавшая

агрессию, возможна, если у одного из них нет друзей и увлечений. 2. Стороны излагают свое видение случившегося и пути решения проблемы. 3. Заключается своеобразный «договор о ненападении».

Конфликты «ученик-ученик». Очевидно, что в этом случае учитель принимает на

себя роль медиатора и развертывает всю цепочку технологии разрешения конфликта.
1. В ходе взаимного обсуждения анализируются противоречия между сторонами с выявлением причины

http://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/klassifikacija-konfliktov.html

В приведенном примере учитель может
дополнительно способствовать исправлению ситуации, порекомендовав в разговоре с родителями «виновника» записать ученика в кружок или спортивную секцию согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги, оскорбления и агрессию, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликты в педагогической  деятельности столкновений. Например, ссора между учениками, вызвавшая агрессию, возможна, если у одного из

Слайд 29Конфликты в педагогической деятельности

В конфликте между педагогом и учеником

субъекты не равны по определению, поэтому педагогу надо быть особенно внимательным, деликатным и корректным. У педагога к этому присоединяется еще один, доминирующий, – педагогическая цель. В педагогических целях он может использовать все стратегии поведения. Разрешение подразумевает даже инициирование некоторого конфликта для достижения задач образовательно-воспитательного процесса. Правильно организованное разрешение нацелено на уменьшение деструктивных и усиление конструктивных последствий конфликта. Педагог, как профессионал, менее всего должен быть источником конфликтов в силу компетентности, включающей не только социально-психологическую
подготовленность, но и достаточный уровень эмпатийности.

Конфликты «ученик-учитель». Учащийся в силу возраста проигрывает педагогу,

обладающему более высоким статусом, устойчивой системой ценностей, большим опытом конфликтного взаимодействия и, главное, арсеналом средств воздействия (от насильственного принуждения до убеждения).

Конфликты в педагогической  деятельности В конфликте между педагогом и учеником субъекты не равны по определению, поэтому

Слайд 30Конфликты в педагогической деятельности
– не столько защитить своего ребенка,

сколько утвердить свой статус получателя «образовательных услуг»);
• несогласованность стратегии и тактики воспитания;
• непонимание родителями сложности учебно-воспитательного процесса, зависимости его эффективности от многих факторов помимо школы;
• различия в отношении к ребенку как к личности;
• безответственность сторон (иждивенческая позиция семьи или педколлектива, перекладывание ответственности за воспитание друг на друга, взгляды «высокооплачиваемых родителей» на «бедного» учителя как на человека из сферы обслуживания, претензии типа «школа обязана, а не семья...»).

Конфликты «учитель-родитель». Наиболее актуальные причины этих конфликтов:

• разные уровни общей и педагогической культуры (особенно
опасна профессиональная некомпетентность учителя);
• разные цели взаимодействия (стремление учителя утвердить свой профессиональный статус, а родителя

Конфликты в педагогической  деятельности – не столько защитить своего ребенка, сколько утвердить свой статус получателя «образовательных

Слайд 31Конфликты в педагогической деятельности
Варианты конфликтов между учителями весьма разнообразны:


между молодыми учителями и учителями со стажем работы;
между учителями, преподающими разные предметы;
между учителями, преподающими один и тот же предмет;
между учителями, имеющими звание, должностной статус и не имеющими их;
между учителями начальных
классов и среднего звена и др.

Конфликты «учитель-учитель». Если учитель математики работает плохо, это

заметно отражается на качестве уроков учителя физики. Если классный руководитель не уделяет должного внимания дисциплине учеников, это влияет на профессиональную деятельность всех учителей, работающих в данном классе.

http://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/povedenie-v-konflikte.html

В этих случаях обращение к медиатору в лице директора школы вполне уместно.

Конфликты в педагогической  деятельности Варианты конфликтов между учителями весьма разнообразны: между молодыми учителями и учителями со

Слайд 32Конфликты в педагогической деятельности
Должность руководителя сложная, творческая: надо научиться

обуздывать собственные чувства, внимательно выслушивать сотрудников, иногда принимать противоположную аргументацию в соответствии со здравым смыслом, но… не теряя принципиальности и совести.
Очевидно, что здесь основными процедурами разрешения конфликта, как уже указывалось, являются

Конфликты «учитель-администратор», вызываются проблемами власти и

подчинения. Иногда такие конфликты требуют вмешательства вышестоящего руководства. Способность директора школы идти на компромиссы – одна из важных черт профессионала, обязанного знать психологию не только детей, но и взрослых.

ttp://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/klassifikacija-konfliktov.html

переговоры, посредничество, арбитраж или обязательный арбитраж.
Стратегии сотрудничества и компромисса в конфликте между учителем и администрацией будут достаточно уместными для его конструктивного исхода.

Конфликты в педагогической  деятельности Должность руководителя сложная, творческая: надо научиться обуздывать собственные чувства, внимательно выслушивать сотрудников,

Слайд 33Литература для самостоятельной работы
Гришина, Н. В. Психология конфликта. – СПб. :

Питер, 2008. – 544 с.
Гулевич, О. А. Социальная психология / О. А. Гулевич, И. Р. Сариева. – М. : Издательство Юрайт, 2015. – 452 с.
Мельник, Н. Б. Педагогическая конфликтология / Н. Б. Мельник, М. В. Осипована. – Екатеринбург : УрГУ им. А.М. Горького, 2007. – 212 с.

Литература для самостоятельной работыГришина, Н. В. Психология конфликта. – СПб. : Питер, 2008. – 544 с.Гулевич, О.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть