Слайд 1
Личность
как предмет психологической
науки
Слайд 2Индивидом рождаются,
личностью становятся,
а индивидуальность отстаивают.
(А. Г. Асмолов)
Слайд 3
Предмет психологии – изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования
психики, в том числе сознания как высшей формы психической реальности.
Вспомним
из Ю.Б. Гиппенрейтер
Объект психологии - триединство:
1) часть материального мира, которая непосредственно и опосредованно влияет на психику; 2) собственно психические явления, являющиеся как причиной, так и следствием
материальных явлений;
3) изменения в материальном мире, которые являются следствием психической активности.
Слайд 5
Личность, будучи предметом изучения многих гуманитарных наук, исследуется и в психологии
Слайд 7
Психология, изучая человека, называет его по-разному, в зависимости от цели и
аспекта этого изучения.
Слайд 8Индивид, индивидуальность, личность
Наиболее общим является понятие «человек» (homo sapiens) – высшая
ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры (ФЭС, 1983, с. 769).
Психология изучая человека, называет его по-разному, в зависимости от цели и аспекта этого изучения.
Если человек рассматривается просто как представитель человеческого рода, то используется термин индивид (индивидуум). Индивидом называют любого человека, новорождённого и взрослого, здорового психически и больного, независимо от его качеств и особенностей (у животных – особь).
Когда индивид сознательно и целенаправленно выполняет определённую деятельность, познаёт и преобразует в процессе этой деятельности окружающий мир, то его называют субъектом.
Заметим, что индивид, участвующий в некоторой деятельности, не всегда является субъектом этой деятельности. Так, например, когда ребёнок манипулирует игрушками, то он ещё не субъект, ибо это манипулирование производится им неосознанно и нецеленаправленно.
Ученик, выполняющий задание учителя в силу лишь внешних побуждений также не является субъектом учебной деятельности. Пока он лишь объект учебно-воспитательных воздействий учителя, который в этом случае и является подлинным субъектом учебно-воспитательного процесса.
Студент становится субъектом образования лишь в меру того, в какой степени он осознаёт подлинные цели учения и целенаправленно выполняет учебную работу ради осуществления этих целей.
Слайд 9Индивидуальность
Более содержательным понятием является индивидуальность. Каждый индивид обладает неповторимым своеобразием физических,
химических, биологических, психических и других особенностей (конституцией, типом нервной системы, характером, темпераментом, потребностями, способностями и т.д.) Рассматривая это своеобразие, все то чем один человек отличается от другого, в психологии используют термин индивидуальность.
И вот тут надо сказать, что в подходе к определению индивидуальности среди психологов нет единства, настолько сложным является это понятие.
Если взять нормативное определение (оно дано в «Психологическом словаре» М.,1983, с. 129), то в нём говорится так: «Индивидуальность – это неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры».
Слайд 10«Это неповторимое своеобразие психики…»
Мыслится, что
это
определение не вполне
совершенно, неполно.
Давайте порассуждаем. Представьте себе: человек высокий (баскетболист – 2 м и выше – «дядя Стёпа») и человек низкого роста. Часто ли на улице мы встречаем такую пару: не только в качестве мужа и жены, но и просто – как друзей?
Причиной этого может быть то, что рост является предметом оценки со стороны другого человека. И не только – но и со стороны себя (представьте, насколько тяжёлыми могут быть переживания человека, по каким-то биохимическим причинам не выросшего до привычного социального стандарта).
Отсюда следует, что любой признак человека порой становится предметом социальной оценки в той или иной форме и может быть рассмотрен как признак психологический.
Не случайно, когда мы обратимся к известным психологам, то встретим в этом плане разночтения.
Ананьев Б.Г. в книге «Человек как предмет познания» (Л., 1968, с. 330,334) пишет так: «не всякий индивид является индивидуальностью… Для этого индивиду нужно стать личностью. Сложные субординационные, «иерархические» связи здесь можно представить так: индивид – личность – индивидуальность…».
Слайд 11с другой точки зрения
По К.К. Платонову:
«Индивидуальное – это
особенное в индивиде.
Ряд индивидуальных
Особенностей (в частности,
черт личности) делают
человека (личность)
индивидуальностью».
Под этим углом зрения
рассмотрим уровни анализа
индивидуальности, которые выделил в своем труде «Очерк интегрального исследования индивидуальности» В.С. Мерлин. Это выведет нас к психологическому пониманию личности как интегральной системы.
Мерлин В. С. Психология индивидуальности : избранные психологические труды / В. С. Мерлин ; под ред. Е. А. Климова. – М. : Изд-во Московского психолого-социального ин-та , 2009. – 542 с.
Слайд 132 Уровни анализа индивидуальности
Внимательно изучайте психологические теории.
Но при встрече с
конкретным человеком отбрасывайте их все, ибо, чтобы понять его,
нужна своя, особая теория.
К.-Г. Юнг
Слайд 14Напомним, по К.К. Платонову, «индивидуальное – это особенное в индивиде. Ряд
индивидуальных особенностей (в частности, черт личности) делает человека … индивидуальностью» (К.К. Платонов).
Под этим углом зрения проанализируем уровни индивидуальности, которые выведут нас к пониманию личностной индивидуальности (В.С. Мерлин).
Уровни анализа индивидуальности
Слайд 15Уровни индивидуальности
Проанализируем уровни индивидуальности, которые приведут нас к пониманию личностной индивидуальности.
биохимический
соматический
нейродинамический
психодинамический
личностный
Слайд 16Биохимический уровень индивидуальности
Уровни анализа индивидуальности
Слайд 17Соматический уровень индивидуальности
Уровни анализа индивидуальности
Слайд 18Известная белорусская гимнастка и модель Мелитина Станюта опубликовала в Instagram завораживающую
фотосессию, показывающую во всей красе ее гимнастический талант, являющийся соматической индивидуальностью.
Слайд 19http://naviny.by/article/20161224/1482560589-slezy-stanyuty-prima-hudozhestvennoy-gimnastiki-prostilas-s-bolshim
Слайд 20Мысли о завершении карьеры впервые пришли к ней после окончания Олимпийских
игр в Рио-де-Жанейро, где она не попала в число призеров, заняв 5-е место. Мелитина впервые ступила на гимнастический помост в 3 года. 23-летняя грация многократно становилась призером чемпионатов мира и Европы, побеждала на этапах Кубка мира, Универсиаде и Всемирных играх. В 2015 получила звание заслуженного мастера спорта.
http://naviny.by/article/20161224/1482560589-slezy-stanyuty-prima-hudozhestvennoy-gimnastiki-prostilas-s-bolshim
Слезы Станюты
Слайд 21Нейродинамический уровень индивидуальности
Уровни анализа индивидуальности
Слайд 23Психодинамический уровень индивидуальности
Уровни анализа индивидуальности
Слайд 24Каждому типу в.н.д. соответствует тот или иной тип темперамента, представляющий закономерное
соотношение таких психодинамических свойств как активность, эмоциональность, моторика и др.
Слайд 25По иллюстрациям датского художника Херлуфа Бидструпа
Примером психодинамической индивидуальности является флегматик
Слайд 26Холерика можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, общительного, стремительного в своих поступках,
но, в то же время, неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения.
По иллюстрациям датского
художника Херлуфа Бидструпа
Еще одним примером психодинамической индивидуальности является холерик
Слайд 27Личностный уровень индивидуальности
Уровни анализа индивидуальности
Слайд 29Личность в онтогенезе
Развитие личности можно рассматривать в двух планах: в
историогенезе и онтогенезе.
Что касается историогенеза, то И.С. Кон считает, что начало личностной регуляции относится к позднему периоду древнегреческой цивилизации, к тому времени, когда индивид стал выделять себя из группы. Для первобытных людей характерной была слитность общественного и индивидуального сознания.
Психологию преимущественно интересует личность в её онтогенезе.
Из предыдущего вопроса мы имеем возможность предположить, что акт рождения личности не совпадает ни по времени, ни по существу с актом рождения человеческого тела, т.е. с днём физического появления человека на свет.
Слайд 30Личность в онтогенезе
Так с какого же момента человека можно считать
личностью?
Чтобы ответить на этот вопрос, из множества концепций личности, существующих в психологии, выделим два совершенно разных подхода. Согласно одному из них личностью можно считать даже не каждого взрослого человека. Ибо это не просто характеристика человека любого, а того, кто достиг определённого уровня развития.
Какого же?
Известный ученый-психолог Л.И. Божович («Личность и её формирование в детском возрасте». – М., 1968, с. 421) пишет: «Личность … характеризуется наличием собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, делающих человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды».
Как видим, Л.И. Божович предлагает чёткие и ясные критерии личности.
Слайд 31Личность в онтогенезе
По К.К. Платонову же «Личность – это человек
как носитель сознания» (О системе психологии. – М.,1972, с.116-117), т.е. любой психологически здоровый человек. Как же так, обращался он на одной из конференций к своим оппонентам, вы даже здорового, нормального человека не хотите считать личностью? «Себя то эти психологи, небось, личностями считают!..» – однажды бросил он в полемическом задоре.
Ну, а как же нам относиться к этим точкам зрения. Думается, что они обе имеют право на существование. Можно сказать так: личность, по Л.И. Божович, – это цель, которую мы должны преследовать, воспитывая человека. Но одновременно мы, конечно же, понимаем, что любой взрослый нормальный человек также считается личностью.
Слайд 32Личность в онтогенезе
Ну, а как же быть с детьми?
Поскольку тело младенца с первых минут жизни
включено в совокупность человеческих отношений,
потенциально он уже личность. Потенциально. Человеческие
отношения тут ещё не носят взаимного характера. Они односторонние: ребёнок ещё долгое время остаётся объектом деятельности, но сам ещё не выступает как её субъект. Индивидуальность, которой он, разумеется, обладает, не является ещё личностной индивидуальностью.
Его пеленают, купают, кормят, поят, а не он одевается, не он ест, не он пьёт.
Личность возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность.
Происходит это приблизительно в три года.
Раньше, глядя в зеркало, ребёнок говорил о себе в 3-ем лице: «Там – Петя» или «Там – Вова». Теперь же, глядя в зеркало, он говорит: «Там – Я!» И здесь начинается то, что Л.С. Выготский назвал «возрастной революцией». Ребёнок говорит «Я сам!», а родители, озабоченные опасностью окружающих вещей для ребёнка, отвечают: «Нельзя».
Слайд 33Потом этот кризис повторится в подростковом возрасте: опять возникает чувство самостоятельности,
стремление быть взрослым, мало того – умение быть самостоятельным в сложной ситуации, но в социальном смысле подросток ещё ребёнок: того нельзя, это не разрешается, третье – ни в коем случае.
Вот почему в тех детях, с которыми вам придётся работать в школе, нужно видеть рождающуюся, даже родившуюся личность. Искусство работы с подростком в том и должно заключаться, чтобы предоставить ему реальную возможность проявить свою самостоятельность в полезной деятельности.
Слайд 34Таким образом, личность в онтогенезе – это результат социализации индивида. Человек
в значительной степени становится таким, каким его делает жизнь в определённых обстоятельствах, в формировании которых он сам участвует. Однако он не является пассивным продуктом общественной среды или жертвой игры различных уровней индивидуальности. Он создаёт и изменяет обстоятельства собственным поведением и трудом, образует собственную среду развития посредством общественных связей (товарищества, дружбы, любви, брака и семьи, включения в разнообразные малые и большие группы).
Всё это и есть проявления социальной активности человека в формировании себя как личности.
«Личность, – писал Б.Г. Ананьев, – общественный индивид, объект и субъект исторического процесса» (Избр. психол. труды. Т. 1. – М., 1980, с. 124).
Слайд 36Личность как интегральная характеристика человека
Итак, мы попытались дать ответ на вопрос,
как соотносятся между собой понятия индивида, индивидуальности, личности, объекта, субъекта деятельности. Выяснили, что эти понятия не тождественные, но образуют единство.
Во-2, мы уже определились и в том, кого же можно назвать личностью, какие моменты в истории человека репрезентируют его как личность.
Теперь давайте попытаемся «разложить» личность на отдельные составляющие, что на практике поможет диагностировать ее развитие, дать конкретной личности психологическую характеристику и, наконец, обоснованно прогнозировать эффективные средства её воспитания.
В общей психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психологические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость (См. ФЭС, 1983, с. 315 или Психолог. словарь. М., 1983, с. 179).
Слайд 37Личность как интегральная характеристика человека
На роль такого интегрирующего начала в психологии
претендуют разные понятия: отношение (школа В.Н. Мясищева), направленность личности (целый ряд психологов – Л.И. Божович, А.Г. Ковалёв и др.), установка (школа Д.Н. Узнадзе), диспозиция (школа В.Я. Ядова) и др.
Отношения, по В.Н. Мясищеву, в развитом виде представляют интегральную «систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания» (Мясищев В.Н. Проблема отношений человечества и её место в психологии // Хрестоматия по психологии / сост. В.В. Мироненко ; ред. А.В. Петровский. – М., 1987).
Отношения личности по сути – это её такие свойства, которые в наибольшей степени отражают общественные отношения, являются результатом их интериоризации. Они определяют общественную ценность человека и наиболее существенны для характеристики личности.
Слайд 38Личность как интегральная характеристика человека
Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих
деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.
Направленность личности характеризуется её интересами, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека (при доработке конспекта лекции найти определения этих понятий).
Установка – это состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.
Установки могут быть более или менее неосознанными. В отдельных случаях, когда человеку нужно разобраться в своей позиции и сформировать её, то, что первоначально выступает в качестве неосознанной установки, проявляется уже как убеждение, т.е. как вполне осознанный мотив действительности.
Слайд 39Диспозиционная концепция личности характеризует социальное поведение личности в зависимости от состояний
её готовности к определённому способу действий. Она рассматривает диспозиции личности как иерархическую систему, вершину которой образует общая направленность интересов и система ценностных ориентаций как продукт воздействия общих социальных условий; средние уровни – система обобщённых социальных установок на многообразные социальные объекты и ситуации; нижний – ситуативные социальные установки как готовность к оценке и действию в микросоциальных условиях действительности.
С понятием отношения личности перекрещивается целый ряд других понятий – диспозиции, аттитюды (установки), схемы личности (G.W. Allport). В каждом из них отражён какой-нибудь признак понятия отношения. В этом выражается реальное значение понятия отношений, его соответствие психологической действительности.
Личность как интегральная характеристика человека
Слайд 40Личность как интегральная характеристика человека
Для системного рассмотрения личности во многих концепциях
разработаны структуры личности.
Так, К.К. Платонов выдвинул понятие динамической функциональной психологической структуры личности.
Иерархически он выделяет следующие структуры (уровни личности):
- биопсихические свойства (темперамент, поло-возрастные, биохимические свойства (фармакологические);
- особенности психических процессов (ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, эмоции, воля)
- опыт (привычки, умения, навыки, знания)
- направленность (интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение и др.)
Слайд 41Личность как интегральная характеристика человека
Динамической структурой Платонов её назвал потому, что
она не остаётся неизменной ни у одной конкретной личности; функциональной – потому, что как целое, так и её составные элементы рассматриваются как психические функции; психологической – потому, что она обобщает психологические свойства личности.
Тот, кто внимательно воспринимает лекцию, видимо, заметил, что структура личности по Платонову несколько противоречит тем уровням индивидуальности, о которых мы говорили в 1-м вопросе. Уязвимо в этой концепции то, что Платонов отождествляет личность и индивида (включает в структуру личности биологически обусловленную подструктуру).
Слайд 42Личность как интегральная характеристика человека
В настоящее время в психологии всё более
утверждается следующий взгляд на проблему биологического и социального в личности. Природные предпосылки развития индивида, его телесная организация, эндокринная и нервная системы, преимущества и дефекты его физической организации властно влияют на формирование его индивидуально-психологических особенностей.
Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным и далее существует (психологически) в социальной форме. Природное и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности.
Слайд 43Личность как интегральная характеристика человека
Интересным в этом плане представляется взгляд
А.В. Петровского на эту проблему (изложен в уч. пособии этого автора), он более соответствует общей направленности лекции.
А.В. Петровский выделяет в структуре личности 3 составляющих:
1) интраиндивидная подсистема, которая включает в себя индивидуальность личности, представленную в строении темперамента, характера, способностей человека.
Но её недостаточно для понимания психологии личности. Дело в том, считает он, что личность не может быть заключена в некое замкнутое пространство внутри органического тела индивида. Ведь она является субъектом отношений с обществом, с группами, с другими индивидами. Поэтому выделяется…
Слайд 44Личность как интегральная характеристика человека
2) интериндивидная подсистема личности, существующая в межличностном
взаимодействии. Когда само существование личности не замыкается «под кожей» индивида, ложная альтернатива, порождаемая отождествлением понятий индивид и личность оказывается преодолённой. Личность выступает как проявление групповых взаимоотношений, групповое – в конкретной форме проявлений личности.
3) Петровский выделяет и метаиндивидную подструктуру. Личность при этом не только выносится за рамки тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных («Здесь и теперь») связей с другими индивидами. Метаиндивидная подструктура, считает он, существует в форме «вкладов» (своеобразный «банковский» термин) личности в других людей (вспомним А.С. Пушкина: «Нет , весь я не умру… доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит»). Индивид как носитель личности уходит из жизни, а 3-я подструктура его личности продолжает сохраняться в памяти людей.
Слайд 46
Литература для самостоятельного чтения
Мерлин, В. С. Психология индивидуальности : избранные психологические
труды / В. С. Мерлин ; под ред. Е. А. Климова. – М. : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО "МОДЭК", 2009. – 542 с.
Петровский, А. В. Психология и время / А. В. Петровский. – СПб. : Питер, 2007. – 448 с.
Мой текст без указания автора на сайте Мегапредмет. http://megapredmet.ru/1-19699.html