Слайд 1
Презентация
на тему:
«Программа профессиональных проб для учащихся МБУ ДО ДШИ №
13
г. Ульяновска»
Разработчик: преподаватель теоретических дисциплин
МБУ ДО ДШИ № 13 г. Ульяновска
Малкова Наталья Валерьевна
2015 год
Слайд 2ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Создание в ДШИ оптимальных
условий для профессионального самоопределения учащихся старших классов МБУ ДО ДШИ № 13, систематизация профориентационной работы в условиях системы дополнительного образования.
Задачи:
сформировать значение профработы, уточнить определение профориентации;
сформировать интерес к профессии музыканта-преподавателя;
выявить профессиональные склонности и способности учащихся, необходимые для данной профессии;
включить в профориентационную работу разнообразные формы и методы;
сформировать у учащихся начальный уровень профессиональной компетенции.
Программа по профессиональным пробам реализуется в учебно-воспитательном процессе МБУ ДО ДШИ № 13 каждый учебный год и предназначена для учащихся в возрасте 14 – 17 лет.
Слайд 3 Новизна программы по профессиональным пробам заключается в
определении понятия и значения профессионально ориентированной работы, в обозначении форм и методов профориентационной работы в системе дополнительного образования.
В данный момент дополнительное образование не имеет развитой, организованной системы профессионально ориентированной работы, включающей разнообразные формы и методы. Следствием этого является недостаточно высокий процент выпускников, имеющих намерение продолжить музыкальное образование в ССУЗах. Преодолеть это можно путем формирования системы профессиональных проб, включающей разнообразные формы и методы. Сформированную и развитую систему профессиональных проб можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта образовательного учреждения дополнительного образования и как ресурс развития образовательного учреждения. В этом актуальность данной программы профессиональных проб.
Ожидаемые результаты:
- увеличение количества профессионально ориентированных учащихся, поступающих в ССУЗ и ВУЗ;
- увеличение количества учащихся, имеющих результативность участия в конкурсах различных уровней.
Слайд 4Принципы организации
профессиональных проб
принцип самоактуализации - пробудить и поддержать стремление учащихся
к проявлению и развитию своих природных и приобретенных возможностей;
личностный принцип - создание условий для формирования личности учащегося, содействие их дальнейшему развитию;
принцип выбора - создание условий постоянного выбора, где учащийся обладает полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса, выбора будущей профессии;
принцип творчества и успеха - ситуация успеха в том или ином виде деятельности стимулирует осуществление учащимся дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я»; позитивного отношения к осуществляемой деятельности;
принцип доверия и поддержки - обогащение арсенала педагогической деятельности гуманистическим подходом в обучении и воспитании - веры в учащегося, доверия к нему, поддержки его устремлений к самореализации и самоутверждению.
Слайд 5Этапы профессионально
ориентированной работы
1. Обучающий этап
Цель
– ознакомление учащихся с профессией музыканта, содержанием профессиональной деятельности, развитие профессиональных интересов, склонностей, качеств, важных для профессионального самоопределения.
Формы профдеятельности обучающего этапа:
профориентационные игры - игры, моделирующие профессиональную деятельность;
посещение концертов и различных мероприятий в Музыкальном училище им. Г.И.Шадриной, Ульяновском училище культуры, Ульяновском музыкально-педагогическом колледже;
Встречи с интересными людьми – организация в МБУ ДО ДШИ № 13 встреч с профессионально успешными людьми: музыкантами - преподавателями и музыкантами-исполнителями;
проведение «Дня открытых дверей» для родителей учащихся школы.
Слайд 62. Консультационный этап
Цель – диагностика способностей, интересов, мотиваций,
предпочтений, ознакомление с результатами диагностики профессиональных предпочтений учащихся, родителей.
На этом этапе формируется осознание своих интересов, способностей, связанных с выбором профессии. Будущая профессиональная деятельность выступает как способ реализации своих возможностей.
Формы профдеятельности консультационного этапа:
профориентационная беседа – выясняет профессиональные намерения будущего выпускника школы, его интересы, склонности, способности, личные качества, готовность к выбору профессионального пути, советы и рекомендации учащемуся по подготовке к выбору профессионального пути.
профориентационные игры - игры, моделирующие профессиональную
деятельность.
экскурсии - посещение «Дней открытых дверей» в Музыкальном училище им. Г.И.Шадриной, Ульяновском училище культуры, Ульяновском музыкально-педагогическом колледже, посещение концертов и различных мероприятий, проводимых перечисленными средними учебными заведениями;
Встречи с интересными людьми – организация встреч в МБУ ДО ДШИ № 13 с профессионально успешными людьми: музыкантами - преподавателями и музыкантами-исполнителями;
проведение «Дня открытых дверей» для родителей учащихся школы.
Слайд 73. Диагностический этап
Цели – активизация профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение осуществляется на базеуглубленного изучения предметов. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств, самоподготовки к избранной профессии.
Формы диагностического этапа:
лекции-беседы по профориентации для учащихся старших классов:
экскурсии - посещение «Дней открытых дверей» в Музыкальном училище им. Г.И.Шадриной, Ульяновском училище культуры, Ульяновском музыкально-педагогическом колледже, посещение концертов и различных мероприятий, проводимых перечисленными средними учебными заведениями;
Встречи с интересными людьми – организация встреч в МБУ ДО ДШИ № 13 с профессионально успешными людьми: музыкантами - преподавателями и музыкантами-исполнителями.
Слайд 11Формы профессиональных проб
профориентационная беседа;
лекции по профориентации;
профориентационные игры;
экскурсии;
встречи с интересными людьми.
Слайд 12Методы
наблюдение – индивидуальные карты развития личности (развитие ЗУН, творческих способностей, воспитанность
и социальное становление);
анкетирование;
тестирование, опросник профессиональных предпочтений;
изучение коммуникативных и организаторских склонностей;
психологическая диагностика.
Слайд 13Диагностика
Диагностика определяет готовность учащихся к выбору профессии
по следующим признакам:
способных или
не способных к самостоятельному формулированию запроса к образовательному учреждению;
связывающих или не связывающих дальнейшую образовательную и профессиональную деятельность с профильным обучением;
обладающих или не обладающих необходимым уровнем сформированных общеобразовательных способностей универсального характера.
Слайд 14Функции диагностики
диагностика интересов, склонностей, способностей и других индивидуальных особенностей, которые в
дальнейшем смогут определить как выбор профессии, так и успешность образовательной деятельности учащегося;
диагностика успешности овладения учащимися учебным материалом, предусмотренным соответствующими программами образовательных областей;
диагностика готовности учащихся ДШИ № 13 к самостоятельному выбору профессии как ключевого этапа самообразовательной деятельности.
Слайд 15Результаты диагностики поступления выпускников МБУ ДО ДШИ № 13 в ССУЗы