Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
ПРОГРАММА
ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ
ДЕТЕЙ
НА БАЗЕ МБОУ СОШ №4
«Апельсин»
Автор-составитель: Киселева Светлана Александровна
2017 год
Слайд 2Содержание
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Краткая характеристика участников программы.
4. Педагогическая
идея программы.
5. Целевой блок программы.
6. Критерии и способы оценки качества реализации программы.
7. Содержание и средства реализации программы.
8. Кадровое обеспечение программы. Партнеры реализации программы. Специфика регионального взаимодействия.
9. Информационно-методическое обеспечение программы. Система анализа реализации программы.
10. Особенности материально-технического обеспечения программы.
11. Список литературы, использованной при разработке программы и необходимой в ходе ее реализации.
Слайд 3Пояснительная записка
Актуальность разработки и эффективность реализации программы лагеря с дневным пребыванием
детей на базе МБОУ СОШ №4 состоит в том, что её содержание включает направления деятельности, отвечающие современным требованиям и условиям образования. Поэтому разработка данной программы летнего оздоровительного лагеря в нашей школе вызвана следующим рядом факторов:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях города;
– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Слайд 4Пояснительная записка
Летнее время благоприятно для позитивной социализации детей, освоения ими различных
социальных ролей и функций. И как всегда с наступлением летних каникул перед большинством родителей встает вопрос о том, каким образом организовать летний отдых своих детей. Особую роль в решении этого вопроса играют лагеря с дневным пребыванием детей. Посещая такой лагерь, ребёнок не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни находится в кругу семьи.
В летний период, находясь дома ребенок больше времени уделяет играм на компьютере и просмотру телевизора. Родители хотят, чтобы ребенок на период каникул забыл обо всем этом, и отправился в увлекательный мир живого общения, спорта, захватывающих приключений и игр, а также был приобщен к чтению книг в летний период.
Дети очень любят сказки, приключения, поэтому типажи героев русских сказок и мультфильмов, как нельзя лучше научат и воспитают ребят. Примеры поведения не только положительных, но и отрицательных героев сказок помогут смоделировать необходимые поучительные ситуации. Познакомят традициями разных народов. Через книги, фильмы, игры воспитают у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.
Слайд 5Пояснительная записка
Новизна программы для педагогов заключается в отработке новых форм психолого-педагогической
сопровождения детей и подростков во временном коллективе на протяжении всей смены. Программа оригинальна тем, что гармонично сочетает в себе в творческо-познавательную и оздоровительную деятельности учащихся посредством вовлечения детей в исследовательскую, информационную, интеллектуальную и игровую компетентности.
Для всех участников созданы равные условия и возможности на отдых и укрепление физических сил вне зависимости от благосостояния семьи. Программа пребывания в лагере насыщена разными спортивными, познавательными, развивающими мероприятиями и играми.
Слайд 6Понятийный аппарат программы
Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на
укрепление здоровья. Принятие профилактических мер, с целью устранения причин и последствий болезней.
Художественное воспитание – формирование мировосприятия ребенка средствами искусства.
Эстетическое воспитание – процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующий ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности.
Духовно-нравственное воспитание - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей (индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство); семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции); национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации); общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее).
Слайд 7Понятийный аппарат программы
Детское самоуправление - демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая
развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.
Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни.
Слайд 8Краткая характеристика участников программы
Участники программы – дети 7-12, г. Красноармейска Московской
области.
Количество детей:
1 смена - 20 человек, сформированных в 2 отряда, с одним взрослым воспитателем.
Схема комплектования:
1 отряд – 7-10 лет;
2 отряд – 10-12 лет;
При этом учитывается личное желание ребенка и родителя.
Слайд 9Педагогическая идея программы
Педагогическая идея программы базируется на основных положениях и требованиях
к организации отдыха детей:
- обеспечение сохранности жизни и здоровья ребенка;
- индивидуальный подход к каждому ребенку;
-помощь ребенку в самоанализе, оценивании собственной деятельности в самостоятельном решении проблем;
-удовлетворение интересов наибольшего количества участников отдыха;
- одобрение достижений ребенка в какой-либо области, предоставление ему возможности испытать себя в других видах деятельности.
Слайд 10Педагогическая идея программы
Ключевая идея смены – раскрытие внутреннего потенциала каждого ребенка
через создание условий, способствующих их самореализации:
Идея развития. Развитие личности ученика, его субъектной и индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, развитие умений самообразования и самовоспитания.
Идея творчества. В процессе творческой деятельности происходит развитие способностей и формирование потребностей личности. Развитие мотивации и овладение методами творческой деятельности способствует более полному самовыражению личности.
Идея сотрудничества. Совместная творческая деятельность детей, родителей, учителей и социальных партнеров является созидательной деятельностью, способствующей переживанию “ситуации успеха”.
Идея выбора и ответственности. Имея возможность выбирать виды и формы деятельности, ребенок учится предполагать результаты и нести за них ответственность.
Идея деятельности. Деятельность призвана породить удовлетворение от процесса деятельности и идеи, от переживания ценностного отношения к объекту деятельности.
Идея открытости. Контакт с семьей, участие родителей в воспитании, доступность информации, взаимодействие с учреждениями окружающего социума.
Миссия лагеря заключается в том, что дети познают себя и друг друга и окружающий мир через увлекательные приключения. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, дается возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Слайд 11Целевой блок программы
Цель программы: Создать благоприятные условия для развития и личностного
роста каждого ребёнка в летнем лагере.
Слайд 13Критерии и способы оценки качества реализации программы
Слайд 14Критерии и способы оценки качества реализации программы
Слайд 15Критерии и способы оценки качества реализации программы
Слайд 16Содержание и средства реализации программы
Слайд 17Кадровое обеспечение программы. Партнеры реализации программы.
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией.
Перед началом работы лагерной смены проводится совещание для всех участников программы (кроме детей). На каждом отряде работает двое вожатых. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану.
Кадровое обеспечение (1 смены):
Педагогический коллектив представлен педагогами с первой и высшей квалификационной категорией.
Взаимодействие летнего оздоровительного лагеря с другими организациями:
- Физкультурно-оздоровительный комплекс
- Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Радость»
- Муниципальное автономное учреждение культуры Городской Дворец культуры
- Муниципальное автономное учреждение культуры Дом культуры им. В.И. Ленина
- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств
- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа
- Муниципальное бюджетное учреждение культуры центральная библиотека
Слайд 18Информационно-методическое обеспечение программы
Работа с родителями проходит в течение всей лагерной смены
и включает в себя:
встречи с начальником лагеря, воспитателями;
индивидуальные беседы;
участие в различных мероприятиях.
Информация о деятельности лагеря доводится до сведения родителей и общественности путём отражения на информационном на сайте школы и стенде, который расположен в фойе школы. Это такое место, через которое все дети проходят в день несколько раз. Место, где сконцентрирована самая важная информация для детского коллектива. Информация на стенде меняется практически ежедневно.
Для реализации программы смены требуется педагогический коллектив и обслуживающий персонал. Подбор начальника лагеря проводит администрация школы. Начальник лагеря участвует в подборе кадров. Для качественного организационного и методического обеспечения деятельности программы лагеря дневного пребывания является не только подготовка лагеря, но и подготовка специалистов.
Повышение профессионального роста педагогического коллектива, способного удовлетворять образовательные запросы и потребности детей и их родителей, эффективно решать задачи, поставленные на данный период, проводится на основании плана.
Слайд 19Аналитическое обеспечение
Разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности ребят, подведение
итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов включает в себя:
Предварительный сбор данных на воспитанников лагеря;
Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере;
Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. Каждый день ребята заполняют «зеркало настроения» - наклеивают смайлики, тем самым выражая своё отношение к тому, как прошёл день. Экран позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно, организовать индивидуальную работу с детьми.
В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Анкетирование детей и родителей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.
Анализ работы программы в заключительный день работы лагеря;
Кроме этого в течение лагерной смены предусматривается организация всех видов анализа: проведенного дела, стиля взаимоотношений, участия в жизнедеятельности лагеря.
На каждом уровне анализа и рефлексии предусматриваются определенные формы диагностики:
- на личном уровне – анкеты, диагностические интервью, опросы;
- на уровне отряда – достижения отряда по количеству собранных лепестков;
- на уровне лагеря – отчетное мероприятие в конце смены;
- на уровне педагогического коллектива – ежедневные планерки, текущие и итоговые педагогические советы;
- освещение итогов реализации программы на сайте школы.
Слайд 20Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:
Слайд 21Необходимое оборудование для реализации программы
магнитафон, DVD
телевизор, компьютер
мультемедийные проектор
фотоаппарат
настольные игры, пазлы, шашки
спортивно-игровой
инвентарь
канцелярские товары
школьный фонд библиотеки
призовой фонд
сувенирная продукция, грамоты, дипломы, сувенирная, подарки
атрибуты, изготовленные самими ребятами и вожатыми
Слайд 22Список литературы, использованной при разработке программы и необходимой в ходе ее
реализации
Шухатович В. Р. Здоровый образ жизни. Энциклопедия социологии. — Мн.: Книжный Дом, 2003.
Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 313
Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.)
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.)
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.)
Слайд 23Нормативные документы
1. Письмо Минобрнауки России от 26 сентября 2012г.
№ 09-260«Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров)»
2. Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 08.04.2014 № 09-613
3. Закон РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
4. Конвенция ООН о правах ребенка
5. Конституция РФ
6. Трудовой Кодекс РФ
7. СанПиН 2.4.4.2599-10 «гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул», утвержденный Главным государственным санитарным врачом РФ 19.04.2010г.
8. Постановление Главы города «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи в 2017 году в городском округе Красноармейск Московской области» №286 от 14.04.2017г.
9. Приказ директора МБОУ СОШ №4 «Об организации оздоровительного учреждения с дневным пребыванием детей»
10. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя/сост. Н.А.Панченко. – Волгоград: Учитель, 2006. – 128 с. – С.61-69
11. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1986. - С. 208
Слайд 24Рекомендуемая для подготовки педагогов к смене
1. Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р. Диагностика
личности ребенка и детского коллектива в детском оздоровительном лагере. Нижневартовск 2011
2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2012
3. Кувватова С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д:
4. Феникс, 2011 - 311с.
5. Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс, 2012 - 311с.
6. Кулаченко М.П. по Артамонова Л.Е Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. – М.: ВАКО, 2011 – 288 с.
7. Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Школьный летний лагерь – М. ВАКО, 2010 - 192с.
8. Пособие для вожатого.- Ростов н/Д: Феникс, 2013
9. Лобачёва С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2010 – 208с.
10. Лобачева С.И. Жиренко О.Е. Справочник вожатого. – М.: ВАКО, 2010 – 192с.
11. Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. – М.: глобус, 2012 – 206с.
12. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2012 – 288с.
13. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. – М.: ВЛАДОС, 2011 – 176с.
14. Савченко Е.В. Летний лагерь на базе школы.- Москва. ВАКО,2010
15. Титов С.В. Здравствуй, лето! Волгоград, Учитель, 2010
16. Чурина Л. Игры, конкурсы, задания. – М., АСТ; СПб.: Сова, 2012 – 62с.
17. Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2010 – 224 с.
18. Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. В поисках приключений. .- Ярославль: Академия развития. 2010
19. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009
Слайд 25Литература,
для детей - участников смены
1. 180 лет сказке Х.-К. Андерсена «Дюймовочка»
(1835)
2. 150 лет сказке Л. Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес» (1865)
3. 135 лет сказке К. Коллоди «Приключения Пиноккио» (1880)
4. 90 лет произведению С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» (1925).
90 лет стихотворению В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» (1925).
90 лет сказкам К.И. Чуковского «Бармалей» и «Доктор Айболит» (1925)
5. 85 лет сочинению В.В. Бианки «Где раки зимуют» (1930)
6. 85 лет стихотворению С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный» (1930).
7. 80 лет повестям А.П. Гайдара «Военная тайна» и «Судьба барабанщика» (1935).
8. 80 лет сборнику Б.С. Житкова «Рассказы о животных» (1935).
9. 80 лет поэтическому произведению С.В. Михалкова «Дядя Стёпа» (1935)
10. 80 лет сказке К.И. Чуковского «Лимпопо» (1935).
11. 75 лет повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда» (1940).
12. 75 лет поэтической сказке Д. Хармса «Лиса и заяц» (1940).
13. 70 лет сборнику рассказов М.М. Пришвина «В краю дедушки Мазая» (1945).
14. 60 лет сказке А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (1955).
15. 60 лет поэтическому произведению С.В. Михалкова «Дядя Стёпа – милиционер» (1955).
16. 60 лет сказке В.Г. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» (1955).
17. 50 лет роману-сказке Н.Н. Носова «Незнайка на Луне» (1965).
18. 45 лет сборнику стихотворений А.Л. Барто «За цветами в зимний лес» (1970)
19. 35 лет поэме О.Е. Григорьева «Витамин роста» (1980).