Слайд 1 Государственное казенное общеобразовательное учреждение Калужской области
"Калужская общеобразовательная школа-интернат
№1
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья »
Профессиональная ориентация детей
с ограниченными возможностями здоровья – одно из главных направлений работы воспитателя школы-интерната
подготовила: воспитатель 8 «А» класса
школы- интерната №1
Денисова Оксана Владимировна
Калуга 2018 г
Слайд 3Выбор профессии… Огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в
нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем!
Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям.
Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.
Слайд 52. Основные понятия
Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность)
- род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.
Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.
Профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Этапы профориентации :
1.Предварительный- формирование установок на труд и позитивное отношение к труду, формирование базовых ценностей, норм и правил профессионального поведения, формирование адекватной самоидентификации, самооценки относительно выбираемой профессии с учетом медицинских показаний и противопоказаний в отношении предварительно сделанному профессиональному выбору.
2.Диагностирующий - выявляются индивидуальные особенности и возможности конкретного ребенка к освоению тех или иных видов трудовой и/или профессиональной деятельности с учетом характера его заболевания.
3.Формирующий- развитие установок и мотиваций к рекомендуемым с медицинской точки зрения видам трудовой деятельности, развитие качеств, имеющих важное значение для успешности в показанных видах деятельности, сглаживание и ликвидация неадекватных установок на освоение не рекомендованных с психологической и/или медицинской точки зрения профессий и специальностей , содействие в осуществлении адекватного профессионального выбора.
к профориентации :
социализирующий;
- личностно-ориентированный;
- справочно-просветительский;
- текстологический;
- «глубинный» психологический;
- гуманистический;
- организационно-управленческий;
- рационалистический;
- воспитательный;
- подход «частичных услуг»;
- активизирующий.
Слайд 83. Специфика профориентационной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Учитываем факторы
:
-позицию родителей;
- учёт состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
- поддержка со стороны педагогов;
- знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;
- информированность о профессиональных деятельностях, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям.
Слайд 9Формы профессионально-ориентационной работы с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья:
профессионально –
ориентационные беседы, классные часы;
занятия в кружках;
экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;
встречи со специалистами;
участие в «днях открытых дверей»;
участие в конкурсах, выставках;
использование средств массовой агитации (стендов, стенгазет, фотоальбомов, буклетов);
общественно трудовые поручения.
Слайд 10В 7 классе мы впервые посетили Центр занятости г.Калуга,
мы познакомились
со специалистом
Ольгой Ивановной Кусковой, с которой и по сей день сотрудничаем.
Слайд 11В 8 классе специалист Центра Занятости рассказала нам:
- о востребованных профессиях
в нашем городе;
- о новых профессиях на рынке труда;
- о профессиях, которые нас интересовали и которые мы хотели бы получить после окончания школы.
Слайд 15Мы посещаем Областной Центр Дополнительного Образования Детей им. Ю.А.Гагарина
кружок Селезнёва
Владимира Александровича
«Моделирование из природного материла»
Слайд 16Мы посещаем школьный кружок «Палитра» руководитель Журавлёва Тамара Леонидовна и участвуем
в школьных и городских выставках
Слайд 17Экскурсия на фабрику «Калужанка»
Слайд 19В классе, у детей, достаточно много литературы о мире профессий, которая
находится в свободном доступе.
Слайд 20Экскурсия в учебный центр Автомобилестроения ,в котором проходил Региональный чемпионат «Молодые
профессионалы»
Слайд 21Мы побывали на крупнейшем заводе нашего города
ОАО «Калужский двигатель» в
народе «КАДВИ».
Слайд 22Участие в школьном конкурсе проектов «Мир профессий»
1
Слайд 23Общественно полезные трудовые поручения .
«Красивая клумба»
«Доброе дело»
Слайд 24
Цели и содержание профориентационной работы
в начальной, средней и старшей
школе:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе ; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям, обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Слайд 25Работа с родителями
Большое значение в проориентационной работе с детьми с ОВЗ
имеет привлечение к этой работе родителей . Как и с детьми, с родителями проводятся групповые и индивидуальные работы. В основе индивидуальной работы с родителями лежит изучение семьи. Ход консультации зависит от выявленной позиции родителей, их влияния на профессиональное самоопределение ребёнка. Благодаря участию родителей в учебной и воспитательной работе возрастает их авторитет в глазах детей, возникает атмосфера доверия и взаимного уважения. Особенно полезна организация видов деятельности, в которых родители проявляют свои профессиональные навыки. к примеру мама работает поваром и в конкурсе «Мисс Весна», в котором принимала участие её дочь был кулинарный конкурс, они вместе придумали название салата, из каких ингредиентов он будет приготовлен и как оформлен.
Слайд 26К примеру, мама работает поваром и в школьном конкурсе «Мисс Весна»,
в котором принимала участие её дочь, был кулинарный конкурс, они вместе придумали название салата, из каких ингредиентов он будет приготовлен и как оформлен.
Слайд 285.Заключение
Приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а
ежедневная работа, растянувшаяся на годы. Причем правильно ориентировать надо не только детей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. От педагогов зависит, что явится результатом трудового обучения и воспитания: стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти качества необходимы в любой профессии.
Чтобы работа педагогов нашей школы интерната направленная на формирование готовности учеников к достойной ориентации и профессионального самоопределения была и дальше эффективной необходимо:
-Продолжить работу со службой занятости населения г. Калуги;
-Создание системы работы различных кружков (мастерских) по интересам и охват ими учащихся 8-9 классов;
- Организовывать регулярные встречи с ветеранами труда, работниками сельского хозяйства для более широкого знакомства с профессиями и их дальнейшей социализации;
-Совместно со школьным психологом проводить беседы по профориентации, тестирование, анкетирование для более глубокого выявления профпригодности учащихся и развитию способности к осознанному выбору профессии;
-Совместно с родителями формировать у учащихся способность соотносить свои индивидуально-технологические способности и возможности с требованиями профессии.
Слайд 29В процессе профориентационной работы с учащимися 8 «А» класса школы-интерната №1
, уровень сформированности профессиональной мотивации у учащихся повысился.
Проведенная профориентационая работа на всех этапах обеспечивает формирование устойчивой мотивации к выбору будущей профессии, повышает уровень самостоятельности выбора профессии, имеются положительные результаты влияния такой работы на детей. Мы видим, что используя различные формы работы с учащимися, применяя их в воспитательном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании школьников.
Профессиональная ориентация - процесс сложный. Чтобы подросток сделал правильный выбор, недостаточно его продиагностировать и рассказать о той или иной профессии. Он должен быть убежден в том, что это для него лучший выбор из всех возможных, соответствующий его возможностям, способностям и стремлениям.
Хочется отметить, что связь с выпускниками нашей школы поддерживается педагогами на протяжении многих лет. Многие ребята приходят в школу. Наши выпускники овладевают многими профессиями медицинского работника, слесаря, сантехника, повара , водителя, продавца, трудоустраиваются на производстве, в строительстве, на транспорте, в торговле. В 2016-2017 учебном году из 22 выпускника, все 22 поступили в учебные заведения г. Калуги и получают выбранную профессию.