Презентация, доклад на тему Проектирование и анализ урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Содержание

Педагог должен в связи с введением стандартов нового поколения: 1) - уметь проектировать свою деятельность; 2) – творчески реализовывать свой проект в реальном учебном процессе; 3)-рефлексировать свою деятельность.

Слайд 1 Проектирование и анализ урока с позиции формирования универсальных учебных действий . Ю.В.Борзунова,

проректор по образовательной деятельности, к.т.н
Проектирование и анализ урока с позиции формирования универсальных учебных действий   .

Слайд 2Педагог должен
в связи с введением стандартов нового поколения:

1) - уметь

проектировать свою деятельность;
2) – творчески реализовывать свой проект в реальном учебном процессе;
3)-рефлексировать свою деятельность.
Педагог должен	в связи с введением стандартов нового поколения: 1) - уметь проектировать свою деятельность; 2) – творчески

Слайд 3Этапы конструирования урока
определение типа урока
постановка целей 
планирование результатов обучения
определение начальных условий 
выбор

метода обучения 
отбор подходящей организационной формы обучения
разработка структуры урока 
проектирование методов обучения и организационных форм для вспомогательных элементов
содержательное наполнение урока
отбор средств обучения
обдумывание организационной схемы урока
подбор или изобретение подходящих приемов педагогической техники
обеспечение имиджа урока.

Этапы конструирования урокаопределение типа урокапостановка целей планирование результатов обучения определение начальных условий выбор метода обучения отбор подходящей организационной формы обученияразработка

Слайд 6В чём суть изменений, связанных с проведением урока современного типа?

В чём суть изменений, связанных с проведением урока современного типа?

Слайд 7В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям конца 20 века

и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям конца 20 века и начала 21 века, современный урок

Слайд 8В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям конца 20 века

и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям конца 20 века и начала 21 века, современный урок

Слайд 9Типология уроков, формирующих УУД
В условиях реализации программы формирования (развития) универсальных учебных

действий как компонента основной образовательной программы начального (основного, среднего) общего образования рекомендуется использовать соответствующую типологию уроков, в основе классификации которых лежат соответствующие типы и виды УУД.
Типология уроков, формирующих УУДВ условиях реализации программы формирования (развития) универсальных учебных действий как компонента основной образовательной программы

Слайд 10Типология уроков, формирующих УУД

Типология уроков, формирующих УУД

Слайд 11Типология уроков, формирующих УУД

Типология уроков, формирующих УУД

Слайд 12Типология уроков, формирующих УУД

Типология уроков, формирующих УУД

Слайд 13Типология уроков, формирующих УУД

Типология уроков, формирующих УУД

Слайд 14Типология уроков, формирующих УУД

Типология уроков, формирующих УУД

Слайд 15Типология уроков, формирующих УУД

Типология уроков, формирующих УУД

Слайд 16Типология уроков, формирующих УУД

Типология уроков, формирующих УУД

Слайд 17...Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность…

Бернард Шоу

НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ - КЛЮЧЕВАЯ СВЕРХЗАДАЧА ОБРАЗОВАНИЯ
ГЛАВНОЕ – РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ НА ОСНОВЕ ОСВОЕНИЯ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

...Единственный путь, ведущий к знанию,  - это деятельность…

Слайд 18С введением ФГОС изменились требования к результатам
Личностные результаты

Метапредметные результаты (межпредметные понятия

и универсальные учебные действия, способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике)

Предметные результаты
С введением ФГОС изменились требования к результатамЛичностные результатыМетапредметные результаты (межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их

Слайд 19С введением ФГОС изменились требования к результатам
Личностные результаты

Метапредметные результаты (межпредметные понятия

и универсальные учебные действия, способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике)

Предметные результаты
С введением ФГОС изменились требования к результатамЛичностные результатыМетапредметные результаты (межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их

Слайд 20Как учить, чтобы сформировать универсальные учебные действия?

Как учить, чтобы сформировать универсальные учебные действия?

Слайд 21В чём суть изменений, связанных с проведением урока современного типа?
Различаются

они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке
В чём суть изменений, связанных с проведением урока современного типа? Различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и

Слайд 22В чём суть изменений, связанных с проведением урока современного типа?
Функция

учителя
Учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером ( главное- это управлять процессом обучения, а не передавать знания
Функция ученика
Ученик- активный деятель
В чём суть изменений, связанных с проведением урока современного типа? Функция учителя Учитель из вещателя и передатчика

Слайд 23 Технологическая карта системы учебных занятий
Технологическая карта – это педагогическое средство, инструментарий

конструирования системы учебных занятий с целью обеспечения как индивидуального образовательного движения каждого ученика, так и всего образовательного процесса в целом.
Приводимая ниже технологическая карта демонстрирует фрагмент системы учебных занятий, представляющий целостный блок занятий по определенной теме.
Технологическая карта системы учебных занятий Технологическая карта – это педагогическое средство, инструментарий конструирования системы учебных занятий

Слайд 24 Технологическая карта системы учебных занятий

Технологическая карта системы учебных занятий

Слайд 25 Дидактическая модель урока как образовательной ситуации
Этап актуализации - обращение к индивидуальному

опыту учащихся, актуализация мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности
Этап проблематизации - оформление конструктивного конфликта как столкновения альтернативных, взаимно отрицающих друг друга видений одного и того же объекта, формулировка учениками собственного «незнания» относительно объекта учебной работы
Этап целеполагания и планирования - формулировка учащимися цели предстоящей деятельности по преодолению собственного «незнания» и разработка плана
Дидактическая модель урока как образовательной ситуации Этап актуализации - обращение к индивидуальному опыту учащихся, актуализация мотивационных,

Слайд 26 Дидактическая модель урока как образовательной ситуации
Этап концептуализации - выделение сущностных особенностей

изучаемого объекта на основе анализа реального контекста его существования и проявления в окружающем мире
Этап моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
Этап конструирования – переход от системы теоретического мышления к системе практического мышления; решение конкретно-практических задач
Этап рефлексии – выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.
Дидактическая модель урока как образовательной ситуации Этап концептуализации - выделение сущностных особенностей изучаемого объекта на основе

Слайд 27
Структура урока

Структура урока «открытия» нового знания,

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной

деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап выявления места и причины затруднения;
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Структура урокаСтруктура урока «открытия» нового знания, 1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап актуализации и пробного

Слайд 28
Структура урока
Урок рефлексии

1)этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
2) этап актуализации

и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидуальных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Структура урокаУрок рефлексии1)этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап

Слайд 29
Структура урока
Урок развивающего контроля

1)этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
2) этап

актуализации и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидуальных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Структура урокаУрок развивающего контроля1)этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3)

Слайд 30Планирование и конструирование урока по модели, основанной на системно - деятельностном

подходе
Планирование и конструирование урока по модели, основанной на системно - деятельностном подходе

Слайд 32 Технологическая карта
«Технологическая карта» – новый вид методической продукции, обеспечивающей учителю эффективное

и качественное освоение нового учебного курса путем перехода от  планирования  урока  к  проектированию  учебного  процесса  по  темам. В  технологической  карте  дается описание процесса обучения в определенной структуре и в заданной последовательности.
Конструирование универсального инструментария (технологической карты) направлено на  достижение результатов, заявленных в  стандартах второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.
По сравнению с традиционными «методичками» в технологической карте раскрывается тема изучения материала, а не один урок, что дает возможность системно освоить содержание от цели до результата, поставить и решить задачи достижения не только предметных результатов, но и личностных, и  метапредметных результатов.

Технологическая карта «Технологическая карта» – новый вид методической продукции, обеспечивающей учителю эффективное и качественное освоение нового

Слайд 33Технологическая карта урока включает в себя:

число часов, отведенное на ее изучение;
цель

освоения учебного содержания;
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные);
основные понятия темы;
межпредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
технологию изучения указанной темы;
систему диагностических заданий, определяющих уровень усвоения материала на каждом этапе его изучения;
контрольные задания по теме, определяющие достижение планируемых результатов в рамах изучения заявленной темы

Технологическая карта урока включает в себя:число часов, отведенное на ее изучение;цель освоения учебного содержания;планируемые результаты (личностные, предметные,

Слайд 34Структура технологической карты урока

Структура технологической карты урока

Слайд 35 Ориентировочная основа действий учителя по проектированию урока, ориентированного на формирование /

развитие УУД

Проект урока — это инструмент реализации учителем своей рабочей учебной программы. Поэтому проектирование урока начинается с планирования серии занятий по одной теме (разделу). Учитель продумывает несколько связанных между собой уроков, осуществляет их примерную разбивку по целям, темам, доминирующим видам деятельности, предполагаемым результатам. После этого учитель приступает к проектированию конкретного урока.

Ориентировочная основа действий учителя по проектированию урока, ориентированного на формирование / развитие УУДПроект урока — это

Слайд 36 Ориентировочная основа действий учителя по проектированию урока, ориентированного на формирование /

развитие УУД

Предлагаемая ООД учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования, включает в себя следующие этапы:

1. Определение главных образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных) учеников, которые выделены в общей программе по предмету и реальны для достижения в рамках времени, отведенного на освоение темы урока.
2. Актуализация мотивационного, когнитивного и инструментального ресурса учащихся в сознании учителя. Учитель прогнозирует действия учащихся в отношении к теме и проблеме предстоящего урока, корректирует при необходимости планируемое содержание и средства обучения.
3. Ценностная ориентация педагога по отношению к проблематике темы урока. Необходимо найти и зафиксировать многообразие или хотя бы две противоположные точки зрения на изучаемую проблему. Предварительное знание учителя о разных пониманиях проблемы поможет ему увидеть в детских суждениях на уроке индивидуальные подходы их авторов, не пройти мимо оригинальных направлений мысли учеников

Ориентировочная основа действий учителя по проектированию урока, ориентированного на формирование / развитие УУДПредлагаемая ООД учителя по

Слайд 37 Ориентировочная основа действий учителя по проектированию урока, ориентированного на формирование /

развитие УУД

4. Определение смысла урока, соотнесение этого смысла с главными целями по изучаемому курсу.
5. Разработка ведущей идеи урока, которая обуславливается приоритетами в области формируемых УУД, выбранным типом урока, а также предполагаемой формой образовательного продукта.
6. Формулировка заданий, определяющих организацию различных этапов урока. Предлагаемый ученикам материал имеет форму среды, в которой те будут действовать.
7. Соотнесение возможных результатов учеников с требуемыми ФГОС. Определение видов образовательной продукции учащихся.
8. Уточнение и письменное формулирование целей урока. Приведем примеры трех уровней целей по отношению к ученикам: «Составить числовой ряд на основе собственной математической закономерности» (предметная цель); «Сформулировать понятие «закономерность» (метапредметная цель); «Научиться формулировать свою цель, способ работы, возникшую трудность, освоить способ графической рефлексии» (личностная цель).

Ориентировочная основа действий учителя по проектированию урока, ориентированного на формирование / развитие УУД4. Определение смысла урока,

Слайд 38 Ориентировочная основа действий учителя по проектированию урока, ориентированного на формирование /

развитие УУД

9. Разработка одного или нескольких вариантов структуры урока.
10. Написание конспекта (плана) урока. Его примерная структура:
• тема урока, класс, дата проведения;
• тип урока;
• цели урока;
• оборудование и материалы к уроку;
• главная проблема урока;
• этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой времени по минутам;
• формулировка заданий ученикам на каждом этапе урока.;
• предполагаемые результаты выполнения заданий учениками (желательно указать 2-3 возможных варианта результата);
• рисунки, задачи (с решением), схемы, таблицы, вид школьной доски;
• задание ученикам по рефлексии их деятельности;
• формы контроля и оценки результатов урока;
• задания на дом (разные варианты на выбор или индивидуально);
• рекомендуемые ученикам материалы (учебники, пособия, CD-Rom, адреса в сети Интернет и т. п.);
• список литературы и других источников, использованных учителем для подготовки к уроку.

Ориентировочная основа действий учителя по проектированию урока, ориентированного на формирование / развитие УУД9. Разработка одного или

Слайд 39 Анализ урока, ориентированного на формирование УУД
Протокол экспертизы урока

Анализ урока, ориентированного на формирование УУД  Протокол экспертизы урока

Слайд 40 Анализ урока, ориентированного на формирование УУД
Протокол экспертизы урока

Анализ урока, ориентированного на формирование УУД  Протокол экспертизы урока

Слайд 41 Анализ урока, ориентированного на формирование УУД
Протокол экспертизы урока

Анализ урока, ориентированного на формирование УУД  Протокол экспертизы урока

Слайд 42 Анализ урока, ориентированного на формирование УУД
Протокол экспертизы урока

Анализ урока, ориентированного на формирование УУД  Протокол экспертизы урока

Слайд 43 Анализ урока, ориентированного на формирование УУД
Протокол экспертизы урока

Анализ урока, ориентированного на формирование УУД  Протокол экспертизы урока

Слайд 44 Анализ урока, ориентированного на формирование УУД
Протокол экспертизы урока

Анализ урока, ориентированного на формирование УУД  Протокол экспертизы урока

Слайд 4535- 45 баллов – урок ориентирован на предметный результат, личностные и

метапредметные результаты появляются случайным образом.
46-60 баллов – урок ориентирован на комплексное достижение результатов образования требуемых ФГОС.
61- 70 баллов - урок ориентирован на комплексное достижение результатов образования требуемых ФГОС, и учитель использует интересные методические приемы формирования УУД.
35- 45 баллов – урок ориентирован на предметный результат, личностные и метапредметные результаты появляются случайным образом.46-60 баллов

Слайд 46 Подведём итог
Современный урок
Направлен на
формирование и развитие УУД
достижение

личностных результатов
Строится в рамках системно-деятельностного подхода
Развивает у обучающихся способности
самостоятельно ставить учебную задачу
проектировать пути их реализации
контролировать и оценивать свои достижения
Подведём  итог    Современный урокНаправлен на формирование и развитие УУДдостижение личностных результатовСтроится в

Слайд 47Современный урок по ФГОС
Профессиональная и методическая подготовка учителя
Целеполагание и

мотивация учения
Системно - деятельностный подход
Современные средства обучения
Выбор оптимальных средств обучения
Создание условий для саморазвития
Анализ каждого учебного занятия
Современный урок  по  ФГОСПрофессиональная и методическая подготовка учителяЦелеполагание и мотивация ученияСистемно - деятельностный подходСовременные средства

Слайд 48В чём суть изменений, связанных с проведением урока современного типа?

В чём суть изменений, связанных с проведением урока современного типа?

Слайд 49В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям конца 20 века

и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям конца 20 века и начала 21 века, современный урок

Слайд 50Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Слайд 51С введением ФГОС изменились требования к результатам
Личностные результаты

Метапредметные результаты (межпредметные понятия

и универсальные учебные действия, способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике)

Предметные результаты
С введением ФГОС изменились требования к результатамЛичностные результатыМетапредметные результаты (межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их

Слайд 53В чём суть изменений, связанных с проведением урока современного типа?
Функция

учителя
Учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером ( главное- это управлять процессом обучения, а не передавать знания
Функция ученика
Ученик- активный деятель
В чём суть изменений, связанных с проведением урока современного типа? Функция учителя Учитель из вещателя и передатчика

Слайд 54Как учить, чтобы сформировать универсальные учебные действия?

Как учить, чтобы сформировать универсальные учебные действия?

Слайд 55...Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность…

Бернард Шоу

НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ - КЛЮЧЕВАЯ СВЕРХЗАДАЧА ОБРАЗОВАНИЯ
ГЛАВНОЕ – РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ НА ОСНОВЕ ОСВОЕНИЯ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

...Единственный путь, ведущий к знанию,  - это деятельность…

Слайд 56В чём суть изменений, связанных с проведением урока современного типа?
Функция

учителя
Учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером ( главное- это управлять процессом обучения, а не передавать знания
Функция ученика
Ученик- активный деятель
В чём суть изменений, связанных с проведением урока современного типа? Функция учителя Учитель из вещателя и передатчика

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть