Слайд 1ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 2 .
Образовательная организация с опорой на Закон об образовании в РФ, Концепцию
ФГОС, конкретный ФГОС для обучающихся с ОВЗ, Примерные АООП определенного варианта, а также иные документы самостоятельна в составлении адаптированной общеобразовательной программы.
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Психолого - педагогическая характеристика обучающегося
Основные образовательные потребности обучающегося
Специальные образовательные потребности обучающегося
Содержание программы:
1. Образовательный компонент
1.1 Рабочая программа по предмету «Русский язык»
1.2 Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»
1.3 Рабочая программа курса «Математика»
1.4 ………………………………………………………
1.5
Слайд 4 2. Коррекционный компонент
2.1. Программа коррекционно - развивающих
занятий для обучающегося 5 класса с ОВЗ (педагог - психолог)
2.2. Программа коррекционно - развивающих логопедических занятий для обучающейся 5 класса с ОВЗ
2.3. Программа коррекционно - развивающих дефектолог
3. Воспитательный компонент
4. Оценка результатов реализации АОП ООО
Список литературы
Слайд 5ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная образовательная программа основного общего образования разработана для обучающегося 5
класса Иванова Ивана на основе Закона об образовании № 273 от 29.12.2012г., ФГОС ООО, примерной АООП ООО для детей с ЗПР.
Психолого - педагогическая характеристика обучающегося:
Иванов Иван обучается в МКОУ СОШ № 3 с 1 сентября 2016 г. по АОП согласно заключению ТПМПК № 9 от 19 марта 2016 года, посещает индивидуальные занятия с психологом, дефектологом и логопедом. Согласно заключению ТПМПК г. Мирный №…. перешел в 5 класс и обучается по АОП ООО.
Слайд 6Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР:
в побуждении познавательной активности;
в расширении кругозора;
в
формировании обще интеллектуальных умений;
в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности;
в формировании развития у детей целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля;
в развитии личностной сферы;
в развитии коммуникации;
в усилении регулирующей функции слова, способности к речевому обобщению;
в сохранении, укреплении соматического и психофизиологического развития, предупреждение истощаемости и перегрузок.
Слайд 7 Специальные образовательные условия для обучающихся с ЗПР
Особые методы и
формы обучения.
Обязательная коррекционная работа.
Обучающийся с ОВЗ Иванов Иван на момент начала обучения в 5 классе в 2017-208 учебном году имеет следующие затруднения:
- (общая характеристика учебной деятельности)
-
поэтому комиссией по разработке АОП ООО (вар.7.1.) было принято решение об изменении рабочих программ по учебным предметам: «Русский язык», «Литературное чтение» «Математика». Остальные учебные предметы Иван будет осваивать одновременно с другими обучающимися в классе.
Слайд 8Система контрольно-измерительных материалов включает в себя тестовые материалы, тексты контрольных работ,
вопросы для промежуточной и итоговой аттестации, включает критерии оценки проверочных работ.
Список литературы.
Рабочие программы отдельных учебных предметов по АОП
Титульный лист
Паспорт программы
Пояснительная записка
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Тематический план
Календарно – тематическое планирование (колонка коррекционной работы)
Лист регистрации изменений к рабочей программе
Слайд 9Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования для учащихся с задержкой психического развития
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АОП ООО осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС ООО. Оценивание базируется на критериях, которыми выступают сами метапредметные результаты, прописанные в тексте ФГОС.
Процедура оценивания результатов осуществляется в ходе текущего контроля (промежуточного), а также по окончании учебного года в рамках промежуточной аттестации по всем учебным дисциплинам учителями - предметниками.
.
Слайд 10Для оценки личностных результатов разрабатывается программа с учётом типологических и индивидуальных
особенностей обучающегося. Оценка метапредметных результатов проводится в виде различных процедур:
- готовые тесты,
- специально сконструированные диагностические задачи, направленные на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД (подходят для промежуточной аттестации).
Оценка динамики достижения индивидуальных предметных результатов проводится в ходе текущего и промежуточного оценивания, при выполнении итоговых проверочных работ способами:
-устный опрос;
- письменная контрольная работа;
-тестовые задания (способы зависят от специфики предмета).
Слайд 11 2. Коррекционный компонент
2.1. Программа коррекционно - развивающих занятий для
обучающегося 5 класса с ОВЗ (педагог - психолог)
2.2. Программа коррекционно - развивающих логопедических занятий для обучающейся 5 класса с ОВЗ
2.3. Программа коррекционно – развивающих занятий (учитель-дефектолог)
Слайд 122.КОРРЕКЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ
2.1.Программа коррекционно - развивающих занятий для обучающегося 5 класса с
ОВЗ (педагог - психолог)
Данная программа психологического сопровождения составлена для обучающегося 5 класса Иванова Ивана согласно рекомендаций ТПМПК по развитию компонентов когнитивной сферы и с учетом психологических особенностей обучающегося.
Цель программы:
Обеспечение благоприятных психолого - педагогических условий для успешности максимального личностного и интеллектуального развития обучающихся с ЗПР в ОУ. Развитие элементов когнитивной сферы, функций произвольной регуляции, программирования и контроля, формирование пространственных представлений.
Слайд 13Задачи программы:
Развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
Развитие эмоционально-волевой
сферы, коммуникативных навыков;
Дальнейшее развитие наглядно-образного мышления.
Формирование словесно-логического мышления.
Формирование внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития.
Оказание консультативной помощи родителям и педагогам;
Срок реализации программы – 1 год (2017-2018г.)
Продолжительность практических занятий: 40 мин
Расписание занятий: понедельник 14.20-15.05
Этапы реализации программы:
1. Подготовительный (сентябрь 2017 г.)
2. Практический (октябрь 2017 – апрель 2018)
3.Заключительный (апрель - май 2018)
Слайд 14Содержание уроков психологического развития:
развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления,
воображения);
формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами - восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).
Ожидаемые результаты реализации программы
Формирование словесно-логического понятийного мышления, развитии произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах), внутреннего плана действия.
Слайд 15Психолого-педагогический инструментарий
- Анкета «Типы семейного воспитания»
- Проективная диагностика «Рисунок семьи»
- Проективная
диагностика «Несуществующее животное»
- Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Спилбергер)
- Проективная методика «Социометрия»
- Проективная методика «Мой друг»
-Методика Лускановой
Анкета «Школа глазами родителей»
Методика «Незаконченные предложения»
Опросник «Распределение ролей в семье»
Тест-опросник «Измерение мотивации аффиляции»
Методика «Карта интересов» (А.Е. Голомшток)
Тест Рене Жиля
Методика «Мой круг общения» (Андрущенко Т.Ю.)
-Диагностика сформированности произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации – «Домик», «Узнай фигуры» - автор Н.И. Гуткина.
Диагностика умения работать по образцу, пространственной ориентировки и регуляции деятельности:
Методика «Графический диктант» - Д.Б.Эльконин.
Тест Пьерона-Рузена «Корректурные пробы».
Исследование процессов восприятия – методика «Сравни картинки».
- Диагностика кратковременной зрительной и слуховой памяти.
«10 картинок»
«10 слов»
Слайд 16Список литературы
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития /под ред. К.С.
Лебединской-М.: Педагогика, 1982.-125с.
2. Аксёнова Е.Б. Формирование саморегуляции у старших дошкольников с ЗПР в сюжетно-ролевой игре и на учебных занятиях: Дис.канд. психол. наук. - Н.Новгород, 1992 - 192с.
3. Анастази А. Психологическое тестирование; Книга 1; Пер. с англ. /Под ред. K.M. Гуревича, В.И. Лубовского.-М.: Педагогика, 1982. -320с.
4. Бгажнокова И.М. Особенности мыслительных операций у умственно отсталых школьников //Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей,- М., 1984.- С. 101 -110.
5. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонением в развитии. М.: Просвещение, 1967. - 207с.
6. Вопросы психологии способностей школьников. /Под редакцией В.А. Крутецкого. М.: Просвещение, 1964. 258с.
7. Лунге А. О связи способности к рассуждению с успеваемостью. /В кн.: 28. Вопросы педагогическойпсиходиагностики. Таллин, 1976. - С.55-70.
Малахова А.М. Программа игротерапии для дошкольников. «Небесное путешествие». СПб. Речь, 2008.
8.Основы общей психологии. Память. Юнита 9. Москва 2000.
Интернет – ресурсы
Президент России – гражданам школьного возраста – httphttp://www.uznay-prezidenta.ru/
Российский общеобразовательный портал т- httphttp://http://wwwhttp://www.http://www.schoolhttp://www.school.http://www.school.eduhttp://www.school.edu.http://www.school.edu.ruhttp://www.school.edu.ru/
Сайт Министерства образования и науки РФ – httphttp://http://wwwhttp://www.http://www.monhttp://www.mon.http://www.mon.govhttp://www.mon.gov.http://www.mon.gov.ruhttp://www.mon.gov.ru/
Уполномоченный по правам человека в РФ: официальный сайт – httphttp://http://ombudsmanhttp://ombudsman.http://ombudsman.govhttp://ombudsman.gov.http://ombudsman.gov.ruhttp://ombudsman.gov.ru/
Слайд 17Календарно-тематическое планирование
коррекционно-развивающих занятий
Слайд 194.ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ АОП ООО
Оценка реализации АОП проводится:
на основе
комплексной оценки индивидуального развития ребёнка, которая проводится ведущими специалистами и включает в себя:
логопедического обследования, психологическое обследование, которое проводит педагог-психолог , педагогическую диагностику уровня освоения ребёнком материала образовательной программы, которую проводит педагог на этапе начала работы по реализации АОП (сентябрь), в середине учебного года (январь) с целью корректировки образовательных задач АОП и в конце учебного года (апрель-май
Результаты обследования детей с ЗПР заносятся в протоколы обследования ребенка.
Результатом реализации АОП будет достижение обучающейся уровня обученности, соответствующего её психофизическим возможностям.
Слайд 20Лист регистрации изменений к рабочей программе
Название программы ______________________________________________
Учитель _________________________________________________________
ФГОС для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья предусматривает механизмы гибкой смены варианта образовательной программы, что конкретизируется применительно к каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 21СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные
тенденции в обучении и
воспитании». Хрестоматия. - М.: ООО «Аспект», 2005 г.
«Диагностика и коррекция ЗПР у детей». Пособие для учителей и
специалистов коррекционно-развивающего обучения. - М.: издательство
«Аркти», 2004 г.
Концепция коррекционно - развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО». Концепция коррекционно - развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО».http Концепция коррекционно - развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО».http:// Концепция коррекционно - развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО».http://logpres Концепция коррекционно - развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО».http://logpres. Концепция коррекционно - развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО».http://logpres.narod Концепция коррекционно - развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО».http://logpres.narod. Концепция коррекционно - развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО».http://logpres.narod.ru Концепция коррекционно - развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО».http://logpres.narod.ru/ Концепция коррекционно - развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО».http://logpres.narod.ru/ private Концепция коррекционно - развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО».http://logpres.narod.ru/ private/ Концепция коррекционно - развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО».http://logpres.narod.ru/ private/Kro Концепция коррекционно - развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО».http://logpres.narod.ru/ private/Kro. Концепция коррекционно - развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО».http://logpres.narod.ru/ private/Kro.doc
Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно -
развивающее обучение. Начальные классы / сост. А.А. Вохмянина. 2-е изд. Стереотип. - М.: Дрофа, 2001 г.
Рабочие программы. Начальная школа. 2 класс. УМК «Школа Росии» -
Методическое пособие с электронным приложением./Авт.-сост.С.А.Шейкина; под редакцией Е.С.Галанжиной. - М.: Планета, 2013. - 224 с. (Образовательный стандарт).
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Составление адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья : метод. пособие [Электронный ресурс] / сост. А. В. Цветкова; Мин-во образования Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития образования. - Сыктывкар: КРИРО, 2015. - 86 с.