Слайд 1«Организация и планирование производства».
Планирование деятельности предприятия
Выполнил
студент группы: Об-1Т
Щедрин Алексей
Преподаватель:
Яковлева О.В
Слайд 2Планирование деятельности предприятия
Цель и задачи планирования
Принципы планирования
Методы планирования
Виды и формы планирования
Характеристика
планов предприятия
Система планов предприятия
Стратегическое планирование деятельности предприятия
Годовое планирование предприятия
Бизнес-планирование
Производственная программа предприятия
Технико-экономическое планирование
Оперативно-производственное планирование
Слайд 3Укрупненная схема предприятия
Слайд 4Планирование деятельности предприятия
Планирование деятельности предприятия —
определение основных направлений
и пропорций развития производства с учетом имеющихся материальных и трудовых ресурсов на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов товаров и сроков их выпуска.
Слайд 5Планирование деятельности предприятия
В широком понимании планирование состоит в принятии комплекса решений,
относящихся к будущим событиям.
В узком понимании планирование сводится к составлению специальных документов — планов, определяющих конкретные действия предприятия по осуществлению принятых решений.
Слайд 6Цель планирования
Главная цель -
обеспечение эффективного
функционирования и
развития предприятия.
Слайд 7Задачи планирования
предвидение вероятных рыночных тенденций и соответствующая им корректировка производственной программы
предприятия;
исследование требований потребителей и формирование программы, ориентированной на их запросы;
обеспечение выпуска продукции более высокого качества;
непрерывное повышение эффективности производства на основе дальнейшей специализации и кооперирования;
выявление и мобилизация внутренних ресурсов производства;
применение наиболее экономичных технологий и оборудования;
согласование действий с поставщиками, потребителями, посредниками предприятия и направленность этих действий на достижение взаимовыгодных результатов.
Слайд 8Принципы планирования
Конкретность;
Маржинальность;
Временная ориентация;
Гибкость;
Непрерывность;
Комплексность;
Непротиворечивость;
Обязательность исполнения.
Слайд 9Методы планирования
балансовый;
нормативный;
программно-целевой;
факторный;
экономико-математический.
Слайд 11Виды планов
Планы-цели - набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния предприятия
или его подразделений.
Планы для повторяющихся действий предписывают их сроки и порядок осуществления в стандартных ситуациях.
Планы для неповторяющихся действий составляются для решения специфических проблем, возникающих в процессе развития и функционирования предприятия.
Слайд 13Характеристика планов предприятия
Слайд 14Характеристика планов предприятия
Слайд 15Система планов среднего машиностроительного предприятия
Слайд 16Система планов среднего машиностроительного предприятия
Слайд 17Система планов среднего машиностроительного предприятия
Слайд 18Стратегическое планирование деятельности предприятий
Стратегическое планирование –
комплекс мероприятий по достижению
долгосрочных успехов (5-1- лет) успехов (целей) в бизнесе.
Слайд 19Этапы стратегического планирования
Разработка
миссии
предприятия
2. Установление
целей
Анализ внутреннего
внешнего положения
предприятия
4.
Анализ
факторов
влияния
5. Анализ
угроз и
возможностей
6. Формирование
стратегий
(дерево стратегий)
7. Изменение
регулирующих
факторов
8. Ожидаемые
финансовые
результаты
Слайд 20Миссия предприятия
Миссия – это:
основная общая цель предприятия;
назначение и причина существования
предприятия;
то, что предприятие хочет представлять собой в будущем;
это то, ради чего существует предприятие; это тот элемент, звено, которое объединяет все направления производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Слайд 21Анализ внутреннего и внешнего положения предприятия
PEST- анализ;
SWOT – анализ;
определение ключевых
факторов успеха (КФУ) предприятия;
определение внешней диагностики предприятия (анализ факторов влияния);
определение внутренней диагностики предприятия (анализ угроз и возможностей).
Слайд 24Группы ключевых факторов успеха
Организационные
Технологические
Производственные
Маркетинговые
КФУ по профессиональным навыкам
Слайд 25Формирование стратегии (дерево стратегий)
выбор стратегии маркетинга;
выбор стратегии возможностей;
выбор стратегии роста;
выбор стратегии
по матрице “цена-качество”
Слайд 26Годовой план предприятия
Годовой план предприятия — это предвиденная и подготовленная на
текущий период программа (прогноз) социально-экономического развития предприятия и всех его подразделений.
Слайд 29Функции бизнес-плана
разработка общей концепции развития предприятия;
собственно планирование, которое дает возможность оценивать
и контролировать развитие основной деятельности предприятия;
привлечение денежных средств (ссуды, кредиты) со стороны;
привлечение к реализации планов предприятия и осуществлению проектов потенциальных партнеров.
Слайд 30Этапы подготовки и разработки бизнес-плана
Слайд 31Технология разработки
бизнес-плана
Слайд 32Разработка производственной программы
Производственная программа включает :
План производства продукции в натуральном выражении
(показатели выпуска продукции определенной номенклатуры, ассортимента и качества изделий в физических единицах)
План производства продукции в стоимостном выражении (показатели реализованной, товарной, валовой продукции)
Слайд 33Реализованная продукция
Реализованная продукция – это продукция, оплаченная покупателями.
Где: ПТПi – плановый
объем товарной продукции i-го вида
в оптовых ценах предприятия ;
∆ОПСi - изменение остатков ГП i-го вида на складе предприятия;
∆ОПОi - изменение остатков ГП i-го вида, отгруженной,
но не оплаченной потребителями на складе предприятия
Слайд 34Товарная продукция
Товарная продукция включает стоимости:
запланированных к выпуску готовых изделий;
запланированных к выпуску
полуфабрикатов, комплектующих деталей и сборочных единиц, предназначенных для реализации на сторону;
услуги и работы промышленного характера, предназначенные для реализации на сторону
Где: Xi – план выпуска i-го вида продукции в натуральных единицах;
Цi - цена i-го вида продукции;
Yi - объем услуг и работ промышленного характера j -го вида,
Слайд 35Валовая продукция
Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ,
в том числе незавершенное производство и продукцию и услуги внтрихозяйственного оборота
Где: ПТП– плановый объем товарной продукции;
∆НЗП - изменение остатков незавершенного производства;
Пвхо – плановый объем внутрихозяйственного оборота.
Слайд 36Мат. модель оптимального планирования по потребителям
Pi - ожидаемая прибыль от реализации
единицы i-го изделия.
i - индекс вида продукции; i =1...n;
n - количество видов продукции в портфеле заказов предприятия;
Xi- планируемое количество выпуска i-го изделия.
1) Ограничение по оборудованию:
j – индекс вида оборудования, j=1,J;
tij – нормы времени производства i-й детали на j-м оборудовании;
Fj – действительный фонд времени единицы j-го оборудования.
2) Ограничение по материалам:
r – вид материала для i–й продукции, r=1,R;
hir – расход r – го материала для i–й продукции;
Mr – фактический объем r–го материала.
3) Ограничение по численности работников
k – индекс работников, занятых над производством i–й продукции, k=1,K;
gik – численность k–х работников для производства i–й продукции;
Vk – фактическая численность k–х работников.
4) Ограничения по заказам:
Ai – число изделий i–й продукции обязательной для исполнения;
Bi – число изделий, включенных в портфель заказов с учетом ограничений по емкости рынка.
Слайд 37Информационная характеристика задачи «Формирование производственной программы»
Слайд 38Схема формирования производственной программы
Слайд 39Технико-экономического планирование предприятия
Сущность технико-экономического планирования –
разработка и установление количественных и качественных показателей деятельности предприятия на период
Слайд 40Функции ТЭП
определение потребности в трудовых ресурсах и оборудовании для выполнения
планов;
планирование себестоимости выпуска продукции по периодам;
калькулирование себестоимости единицы продукции и расчет цен;
анализ объемов и номенклатуры фактического выпуска
Слайд 41Планирование труда и персонала
Показатели:
Производительности труда
Показатели численности персонала
Фонд оплаты труда
Мероприятия по подготовке
и повышению квалификации кадров
Слайд 42Планирование себестоимости продукции
Цель - определение общей величины ресурсов, потребляемых в процессе
производства - определение
Показатели плана себестоимости продукции:
Сумма затрат на производство и реализацию продукции
Себестоимость валовой, товарной, реализованной продукции
Себестоимость единицы продукции,
Сумма затрат на 1 руб. ТП
Слайд 43Планирование финансов
Финансовый план – документ, отражающий объем поступления и расходования денежных
средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период
Разделы финансового плана:
Доходы и поступления средств;
Расходы и отчисления средств;
Платежи в бюджет;
Ассигнования из бюджета
Слайд 44Оперативное управление производством
Цель оперативно-производственного управления
Задачи оперативно-производственного управления
Функции оперативно-производственного управления
Характеристика оперативно-производственного управления
Этапы
оперативного управления
производством
Слайд 45Цель оперативно-производственного управления
Цель – организация слаженной работы всех звеньев предприятия для
обеспечения своевременного выпуска изделий в установленном объеме и номенклатуре при наиболее эффективном использовании производственных ресурсов
Слайд 46Оперативно-производственное планирование и управление
Оперативное управление производством осуществляется на основе непрерывного (повседневного)
слежения за ходом производства, оказывая целенаправленное воздействие на коллективы цехов, участков (бригад), рабочих для обеспечения безусловного выполнения утвержденных производственных программ.
Оперативное управление производством характеризуется принятием управленческим персоналом решений в реально складывающейся или сложившейся производственной ситуации. В этих условиях разработанные плановые здания или решения руководителей производственных подразделений должны обеспечить строгий и четкий во времени порядок выполнения запланированных работ.
Слайд 47Функции оперативно-производственного управления
Разработка календарно-плановых нормативов движения производства (производственный цикл, величины заделов,
размеры партии ДСЕ и т.д.);
Объемные расчеты (загрузка оборудования и площадей)
Составление оперативных программ цехов основного производства;
Оперативный учет и контроль за ходом их выполнения;
Контроль за состоянием незавершенного производства;
Оперативное регулирование хода производства
Контроль за обеспечением цехов дефицитными ресурсами
Подготовка и проведение диспетчерских совещаний
И т.д.
Слайд 48Задачи оперативно-производственного управления
Разработка и своевременное доведение до цехов производственных участков и
рабочих мест конкретных заданий в виде производственных программ, графиков загрузки рабочих мест и выпуска продукции;
Рациональная организация производственных процессов в целях обеспечения скоординированной работы всех цехов, участков и рабочих мест;
Повседневный учет движения производства, обеспечивающий непрерывное поступление информации о выполнении плана;
Непрерывное наблюдение за ходом производства, оперативное координирование и регулирование работы цехов, участков и рабочих мест по результатам анализа поступающей информации
Слайд 49Инструменты оперативного управления производством
Строгое распределение работ на короткие периоды времени
(декада, неделя, сутки, смена) в цехах, на производственных участках (бригадах) — в подетальном и узловом разрезах, а для рабочих мест в подетально-пооперационном виде;
четкая организация сбора и обработки информации о ходе производства;
комплексное использование средств вычислительной техники для подготовки вариантов управленческих решений;
повседневный анализ и владение управленческим персоналом производственной ситуацией в каждом звене предприятия;
своевременное принятие решений и организация работы по предупреждению нарушений в ходе производства или для быстрого его восстановления в случае отклонений от запланированной траектории управления.
Слайд 50Этапы оперативного управления
производством
Слайд 51Виды систем управления производством
Позаказная система
Стадийная система
Система планирования «На склад»
Система планирования по
заделам
Система планирования по ритму выпуска продукции
Комплектная система планирования
Слайд 52Типы систем управления производством
Системы с расходом запасов
Сконцентрированы на поддержании резервов
материальных ресурсов, необходимых для производства. Многие виды продукции в таких системах производятся заранее и складируются в виде запасов
Системы с «проталкиванием»
Поставка партий материалов на предприятие планируется как можно ближе к срокам изготовления ДСЕ. ДСЕ производятся как можно ближе к срокам подачи на сборку, ГП собирается и отправляется как можно ближе к срокам выполнения заказа. Материальные потоки «проталкиваются» сквозь фазы производства.
Системы с «протягиванием»
Ориентированы на сокращение уровня запасов на каждой производственной стадии. Партии в производстве перемещаются от ранних стадий к поздним без промежуточного складирования. («Точно-в срок» JIT)
Системы , сконцентрированные на «узких местах»
Управление сконцентрировано на так называемых «узких местах» - операциях, станках или стадиях производственного процесса, которые тормозят производство.
Слайд 53Структура централизованной «выталкивающей» системы планирования
Централизованный орган планирования предприятия
Склад
ГП
- Производственное
подразделение
- Промежуточный склад
- Материальный поток
- Информационный поток
Слайд 54Структура децентрализованной «вытягивающей» системы планирования
Централизованный орган планирования предприятия
Склад
ГП
- Производственное
подразделение
- Промежуточный склад
- Материальный поток
- Информационный поток
Слайд 55Классификация производств
По типу
анонимное
позаказное
По размеру партии
серийное
единичное
По вариабельности продукта
стандартное
модифицируемое по заказу
конкретного пользователя
Слайд 56Точка привязки заказа клиента
(определение)
Точка заказа
Конструирование
Производство
Производство
Производство
Сырье
Компонент
Полуфабрикат
Готовое
изделие
Точка привязки заказа клиента (Точка заказа, Точка
ПЗК) - предел “проникновения” требований заказчика в производственный цикл предприятия
Слайд 57Серийное изделие
Объем
цилиндров
Тип
двигателя
Салон
Тип
топлива
Трансмиссия
1.8 л
Карбюратор
Бензин
4-х скор.
Автомобиль
Искусственная
кожа
Слайд 59Модель «изготовление на склад»
Если предприятие работает по принципу «изготовление на
склад» (Make-to-Stock), то производство анонимно. В модели «изготовление на склад» выделяется отдельное производство компонентов и сборка. Точка привязки заказов клиентов (customer order decoupling point) помещена в пункте запаса готовых товаров
Слайд 60
Конст
Произв
MRP
Производство на основе прогноза
Производство на основе заказа клиента
Точка заказа
Сырье
Компонент
Полуфабрикат
Готовое изделие
З
а
ка
зчик
З
а
к
а
з
ч
и
к
П
о
с
т
а
в
щ
и
к
Произв
Произв
Точка привязки
заказа клиента
(изготовление на склад)
Изготовление на склад
INV
SLS
PUR
Слайд 61Особенности модели «изготовление на склад»
Зафиксированы параметры изделия: стандартные готовые товары
производятся на запас (на склад)
Разделенное производство
Соглашения с клиентами (коммерческие контракты, каталоги изделий, скидки)
Производство и закупки основаны на долгосрочном бизнес-плане, уровне запасов и предсказании продаж
Планирующие функции сосредоточены главным образом на материалах для производственных цехов или главным образом на мощностях для поточного производства
Упрощение производства, где каждым шагом производства не управляют через вычисления MRP; используются также методы KanBan и повторное производство
Близкие отношения с поставщиками, с акцентом на JIT
Управление ассортиментом тесно связано с маркетингом изделий
Планирование уровней запасов является критическим для предприятий, работающих по принципу «изготовление на склад»
Слайд 63
Объем
цилиндров
Тип
двигателя
Салон
Тип
топлива
Трансмиссия
1.3 л
1.6 л
1.8 л
Карбюратор
Впрыск топлива
Турбонаддув
Ткань
Натуральная
кожа
Бензин
Дизельное
Газ
5-и скор.
Автомат
4-х скор.
Автомобиль
Свойства
Искусственная
кожа
Варианты
Сборка на заказ
(типовое изделие)
Слайд 64
Объем
цилиндров
Тип
двигателя
Салон
Тип
топлива
Трансмиссия
1.3 л
1.6 л
1.8 л
Карбюратор
Впрыск топлива
Турбонаддув
Ткань
Натуральная
кожа
Бензин
Дизельное
Газ
5-и скор.
Автомат
4-х скор.
Автомобиль
Свойства
Искусственная
кожа
Варианты
С дизельным двигателем 1.8 л
обязательно
использование
5-и скор. коробки передач
Ограничение
Сборка на заказ
(типовое изделие с учетом ограничений)
Слайд 65
Конст
Произв
Производство на основе прогноза
Производство на основе заказа клиента
Точка заказа
Сырье
Компонент
Полуфабрикат
Готовое изделие
З
а
ка
зчик
З
а
к
а
з
ч
и
к
П
о
с
т
а
в
щ
и
к
Произв
Произв
Точка привязки
заказа клиента
(сборка на заказ)
Сборка на заказ
INV
SLS
PUR
Слайд 66Сборка на заказ
(отличительные характеристики)
Модульная структура продукта
Короткие сроки исполнения заказа
Иерархическая структура планирования
(основной план, планирование потребностей планирование производства)
Акцент на материалах при планировании
Обязательность планирования
Упрощенная техника производства
Важность процесса закупок
Тесная связь с поставщиками (как-раз-вовремя, отзывы)
Контроль и управление качеством
Обслуживание и сервис
Слайд 68Модель «изготовление на заказ»
Когда предприятие работает по принципу «изготовление на
заказ» (Make-to-Order), производство зависит главным образом от заказов клиента. Покупка сырья анонимна; производство ведется под определенного клиента. Поэтому, точка разделение заказов клиентов (customer order decoupling point) помещена в пункте запаса сырья (the stock point of raw materials)
Слайд 69
Конст
Произв
Производство на основе прогноза
Производство на основе заказа клиента
Точка заказа
Сырье
Компонент
Полуфабрикат
Готовое изделие
З
а
ка
зчик
З
а
к
а
з
ч
и
к
П
о
с
т
а
в
щ
и
к
Произв
Произв
Точка привязки
заказа клиента
(изготовление на заказ)
Изготовление на заказ
INV
SLS
PUR
Слайд 70Особенности модели «изготовление на заказ»
Спрос сложно предсказать
Планирование мощностей является критическим
для условий принятия заказа
Гибкость в необходимых мощностях (например, заключение субподрядного договора на часть производства)
Планирование производства зависит от клиента, критические материалы покупаются через анонимное планирование
Требуется гибкость в запасах критических материалах, которая достигается посредством планирования с запасом
Близкие отношения с поставщиками. Необходимо обеспечить поставщиков информацией и (техническими) знаниями
Важны предпродажная и послепродажная фазы
Закупка и производство запасных частей
Слайд 72Модель «конструирование на заказ»
Когда предприятие работает согласно концепции «конструирование на заказ»
(Engineer-to-Order) проектирование (разработка) и производство ставятся в зависимость от заказа клиента. Разделение заказов клиентов происходит в отделе поставок. Это означает, что производство осуществляется только по заказу клиента, и нет никакого анонимного производства.
Слайд 73
Конст
Произв
Производство на основе прогноза
Производство на основе заказа клиента
Точка заказа
Сырье
Компонент
Полуфабрикат
Готовое изделие
З
а
ка
зчик
З
а
к
а
з
ч
и
к
П
о
с
т
а
в
щ
и
к
Произв
Произв
Точка привязки
заказа клиента
(конструирование на заказ)
Конструирование на заказ
INV
SLS
PUR
Слайд 74Особенности модели «конструирование на заказ»
Неопределенность во времени из-за неопределенной структуры изделия
на самом высоком уровне управления
Ведомость материалов - ведущий элемент в управлении проектированием и производством
Непрерывно меняющиеся спецификации изделия в течение выполнения проекта (заказа)
Для сокращения времени цикла закупка материалов может осуществляться без коммерческого заказа
Возможна дополнительная работа в течение выполнения проекта
Имеются процедуры согласования в проектировании, производстве / тестировании/ установки
Функции планирования концентрируются на материалах и на мощностях
Необходимость принятие быстрых решений по производству и закупкам в соответствии с ситуацией
Наблюдается тенденция к привлечению третьих сторон для выполнения работ по компонентам
Сильное колебание ситуации с денежной наличностью
Обработка последствий изменения заказов на проектировании в процессе производства и установки
Слайд 75
Конст
Произв
Сборка на заказ
Изготовление на заказ
Конструирование на заказ
Изготовление на склад
Производство на основе
прогноза
Производство на основе заказа клиента
Точка заказа
Сырье
Компонент
Полуфабрикат
Готовое изделие
З
а
ка
зчик
З
а
к
а
з
ч
и
к
П
о
с
т
а
в
щ
и
к
Произв
Произв
Точка привязки заказа клиента
INV
INV
INV
INV
SLS
PUR