Слайд 1Организационная структура предприятия
ОГАОУ СПО «Губкинский горно – политехнический колледж»
Проект по дисциплине:
«Основы экономики»
Автор проекта:
Руководитель проекта:
Яковлева О.В.
Слайд 2Понятие
Виды организационной структуры предприятия
Характеристика
Принципы создания хорошей организации
Масштабы управления
Определение масштабов управления.
Передача полномочий,
централизация и децентрализация
Делегирование полномочий.
Методы передачи полномочий.
Принципы передачи полномочий.
Совет директоров (Правление)
Функции совета директоров
Контроль
Слайд 3Понятие
Под организационной структурой предприятия понимаются состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ
по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации.
Слайд 4Виды организационных структур
Различают несколько видов организационных структур:
линейные
функциональные
отношения управленческого
аппарата
латеральные отношения
Слайд 5Характеристика
Линейные отношения - это отношения между руководителем и его подчиненными.
Например,
начальник цеха - мастер, главный бухгалтер - бухгалтер-калькулятор.
Слайд 6Характеристика
Функциональные отношения - это отношения специалиста, который уполномочен выполнять ту или
иную функцию в рамках всей организации, с другими членами организации. Обычно такая производственная миссия имеет рекомендательный характер. Например, начальник отдела кадров поддерживает функциональные отношения с начальником цеха в вопросах приема на работу, обучения и социального обеспечения работников. Бухгалтер может иметь функциональные отношения с заведующим отделом сбыта по вопросам финансирования продаж, рекламы и т. п. Причем и сам функциональный руководитель находится в рамках своей линейной организации, например начальник отдела кадров по отношению к сотрудникам своего отдела.
Слайд 7Характеристика
Отношения управленческого аппарата. Данный тип отношений имеет место в случае представления
чьих-либо прав и полномочий. Должностные обязанности при этом состоят в предоставлении рекомендаций, советов. Например, помощник начальника управления вступает в отношения с линейными руководителями как бы от имени и по поручению начальника управления, выражая волю и желание последнего. В этом случае помощник осуществляет полномочия, которыми обладает начальник управления. Не располагая лично полномочиями, помощник не принимает решения, но его обязанность состоит в предоставлении рекомендаций своему непосредственному руководителю по тем или иным производственным, коммерческим и другим вопросам, связанным с предпринимательством.
Преимущество: это хороший метод обучения и подготовки будущих руководителей, экономия рабочего времени для высшего звена руководителей, освобождение от ежедневной чисто административной работы.
Слайд 8Характеристика
Латеральные отношения могут быть двух категорий. Во-первых, коллегиональные - это отношения
между служащими (работниками) одного отдела, подчиненными одному начальнику. Во-вторых, параллельные - это отношения, которые вызваны необходимостью обмена информацией, идеями и мнениями между служащими (работниками), занимающими одинаковое положение в организации, но работающими в разных отделах и подразделениях.
Слайд 9Принципы создания хорошей организации
Слайд 101. Единство управления.
Независимо от структуры организации, степени децентрализации и делегирования полномочий
нести полную и абсолютную ответственность за деятельность всего предприятия должен один человек.
2. Скалярный метод передачи полномочий.
Полная и абсолютная ответственность означает право не только управлять, но и передавать, делегировать часть полномочий другим лицам по линии руководства.
3. Единство подчинения.
У любого служащего (работника) может быть только один руководитель.
4. Принцип соответствия.
Делегированные полномочия должны соответствовать уровню ответственности. Если на лицо возлагаются определенные обязанности, то его необходимо наделить и соответствующими полномочиями, необходимыми для выполнения этих обязанностей.
Слайд 115. Масштабы управления.
Число лиц, находящихся в эффективном управлении, лимитировано. Это зависит
от ряда обстоятельств, от характера выполняемой работы
6. Коммуникации, система связи.
Как формальные, так и неформальные линии связи должны быть установлены и постоянно поддерживаться.
7. Принцип ориентирования.
Организации должны строиться в соответствии с характером возложенных на них задач и не зависеть от субъективных факторов.
8. Принцип избирательности.
Руководство должно получать лишь ту информацию, которая выходит за рамки плана и является исключительной, то есть либо благоприятной, либо неблагоприятной для ведения бизнеса. Таким образом можно будет отсечь лишнюю, непригодную к использованию информацию.
Слайд 12 9. Дифференциация работы.
Различные виды работы имеют разные характеристики, что необходимо
предусмотреть при создании организации. Например, высококвалифицированный индивидуальный труд требует иных условий, чем полуквалифицированные повторяющиеся операции.
10. Разбивка сложного элемента на простые составляющие, специализация и стандартизация.
Эти методы должны найти свое применение в организации, так как позволяют снизить затраты.
11. Контроль за осуществлением операции.
Эта функция должна быть поручена четко обозначенному для этой цели аппарату. Определенная часть администрации должна следить за ежедневным ходом выполнения операций. Творческий подход к делу должен поощряться.
12. Планирование
должно всегда предшествовать выполнению работы.
13. Гибкость.
Структура организации должна позволять вносить в нее коррективы в связи с изменением методов, задач, целей, масштаба коммерческой деятельности, появлением новых технологий и ресурсов. Конечно, внесение значительных изменений требует всестороннего исследования.
14. Доступность всех уровней организации.
Любой сотрудник (работник) организации должен иметь право и возможность подать жалобу, высказать замечания или предъявить рекламации соответствующему руководителю.
Слайд 13
Масштабы управления
Среди изложенных выше принципов Файоля, касающихся построения организации, есть
ссылка на необходимость установления соответствующих масштабов управления, что является весьма важным элементом всей концепции. Как Файоль, так и известный английский консультант по вопросам менеджмента Урвик высказываются в пользу строгого ограничения верхнего предела числа подчиненных одному руководителю. Урвик считает, что идеальное число подчиненных для руководителя любого масштаба - четыре. Однако имеется много факторов, таких как сложность, характер осуществляемых операций, которые вызывают необходимость иметь больше, чем четыре человека в своем подчинении.
Не существует указаний относительно числа лиц, которыми менеджер сможет наиболее эффективно руководить. Но в каждом конкретном случае их число ограничено. Этот лимит и определяет границы данной организации, правильного сочетания делегирования полномочий, децентрализации. Идеальное число подчиненных, как считается, составляет от 3 до 30, в зависимости от обстоятельств. Согласно последним теориям, точное число находящихся в подчинении руководителя определяется после исследования всех факторов производства.
Слайд 14Определение масштабов управления.
При определении масштабов управления следует учитывать несколько факторов, имеющих
существенное значение. Помимо степени сложности, характера выполняемой работы необходимо учитывать субъективные возможности менеджера, его способности сотрудничать с коллективом. Менеджер может уменьшить время, необходимое для управления и контроля, путем: делегирования полномочий на выполнение четко поставленной задачи; составления ясного и краткого плана, разработки соответствующих приемов и подходов; использования контрольно-проверочных нормативов, чтобы иметь возможность убедиться в соблюдении его подчиненными соответствующего плана, графика.
Слайд 15Передача полномочий, централизация и децентрализация
От масштаба полномочий зависит степень централизации и
децентрализации. Делегирование полномочий является составной частью децентрализации. При отсутствии делегирования полномочий управление организацией становится слишком централизованным. Уровень централизации тем ниже, чем больше решений принимается непосредственно на рабочих местах, которые незамедлительно выполняются и носят узкий, специальный характер.Централизация характеризуется отсутствием передачи полномочий и известными пределами компетентности, что ведет к снижению оперативности в принятии решений. Излишняя централизация ущемляет развитие инициативы представителей низшего звена руководителей.
Слайд 16Делегирование полномочий.
Главная цель делегирования полномочий - сделать возможной децентрализацию управления организацией.
Это необходимо делать, когда масштабы управления слишком велики и сам процесс включает в себя передачу полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Передаются лишь полномочия. Всю ответственность продолжает нести старший руководитель.
Слайд 17Методы передачи полномочий. Передача полномочий может осуществляться в устной или письменной форме.
Методы могут быть общими или специальными. Вместе с тем полномочия не должны быть ни слишком узкими, ни слишком широкими.
Слайд 18Принципы передачи полномочий. Здесь наиболее важными требованиями являются следующие:
передача полномочий должна осуществляться
в соответствии с ожидаемым результатом (что должно быть согласовано). Подчиненный должен обладать достаточными полномочиями для достижения требуемого результата;передача полномочий должна осуществляться по линиям управления, с тем, чтобы каждый подчиненный знал, кто конкретно его уполномочил, перед кем он несет ответственность;каждый руководитель принимает решения в пределах своих полномочий. Все, что превышает его компетенцию, передается высшим звеньям управления;передаются лишь полномочия. Старшее должностное лицо продолжает нести ответственность за действия своего подчиненного.Искусство передачи полномочий зависит в основном от причин субъективного характера и включает в себя следующее: восприимчивость к новым идеям; готовность передать решение незначительных вопросов низшему звену управления; готовность доверять низшему звену управления; стремление осуществлять лишь общий контроль (а не почасовой, ежедневный).
Слайд 19Совет директоров (Правление) - это группа лиц, которые играют основную роль
в деятельности организации. Ниже рассматриваются задачи Совета директоров, функции президента и секретаря.
Слайд 20Функции совета директоров
попечительство над инвестированным капиталом. Это означает, что Совет директоров
обязан проявлять заботу о капитале инвесторов, обеспечивать его сохранность и получение разумной доли дохода на этот капитал;осуществление постановки задач (разработка предпринимательской стратегии );формирование отраслевой политики компании (производство, маркетинг, кадры, финансы и др.);обеспечение соблюдения меморандума об учреждении компании и устава компании;разработка организационной структуры компании согласно ее задачам и целям;назначение должностных лиц компании, определение их обязанностей и полномочий;постоянное наблюдение за реализацией намеченной политики, развитием компании, в случае необходимости - осуществление корректирующих мероприятий;контроль за всей деятельностью компании;отмена неоправданных расходов и разрешение на существенный отход от запланированной деятельности (например, в случае поступления крупного зарубежного заказа на продукцию);санкционирование распределения прибыли.
Слайд 21В качестве директоров могут выступать работники компании и приглашаемые со стороны.
Позитивные и негативные моменты этих вариантов изложены ниже.Директор-распорядитель является высшей исполнительной властью в компании, играет основную роль в управлении ее текущей деятельностью. В связи с этим он выполняет следующие обязанности:
председательствует на заседаниях Правления, если он является также председателем;следит, управляет и координирует текущую деятельность предприятия;лично принимает решения по срочным, не терпящим отлагательства вопросам;занимается детальными вопросами финансового планирования, вносит соответствующие рекомендации в Правление;лично вступает в отношения с основными контрагентами - покупателями и поставщиками, часто лично ведет переговоры с руководителями профсоюзов;осуществляет и контролирует практическое воплощение и жизнь разработанной Правлением политики;назначает и представляет к назначению перед Правлением высших должностных лиц;поддерживает высокое моральное состояние служащих компании, содействует установлению хорошей репутации компании, устойчивой клиентуры, ее деловых связей.
Слайд 22Контроль
Завершающая стадия менеджмента заключается в организации и осуществлении контроля. Анализ ситуации,
постановка задач, разработка стратегии и организация деятельности имеютобщую цель - контроль за ведением бизнеса. Однако в этом смысле контроль имеет специфическое значение и выражается в постановке целей (стандартов, норм), сравнении полученных результатов с целевыми, определении отклонений от требуемых показателей, выяснении причин этих отклонений, принятии необходимых мер по исправлению ситуации.