Слайд 1«Проблемное обучение как средство мотивации учащихся для достижения образовательного результата»
Алякина
И.П., учитель русского языка и литературы,
Ромаданова И.В., учитель математики
ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино
Слайд 2«Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а
для того, чтобы будить чужую»
Ключевский В. О.
Слайд 3Эвристический метод обучения
в виде бесед
Сократа
(469 - 399 до н.э.)
Слайд 4Метод диалога
Платон
(427 - 347 до н.э.)
Слайд 5Гуманистические методы
М. Монтень
(1533-1592)
Слайд 6Учебные игры
Ян Коменский (1592-1670)
Слайд 7«Пусть он достигает знания не через вас, а через самого себя,
пусть он не заучивает науку, а постигает её сам»
Жан-Жак Руссо (1712-1778)
Слайд 8«Деятельностный подход к процессу обучения и активная самостоятельная работа учащихся»
И.Г.Песталоцци
(1746-1827)
Слайд 9«Следует передать ученику не только те или иные познания, но и
развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания»
К.Д.Ушинский
(1824-1870)
Слайд 10Развивающее обучение
«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить»
А. Дистерверг
Слайд 11Игровые и проблемные методы.
Методика формирования критического мышления.
Исследовательский метод.
Джон Дьюи
(1859-1952)
Слайд 12Проблемное обучение
в современной школе
Слайд 13Стандарты второго поколения содержат учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку
навыка разрешения проблем, умения принимать решения в ситуации неопределённости.
Слайд 14Противоречия:
учащиеся имеют знания, но применять не могут;
дети общительны, а речь развита
плохо;
требования к качеству знаний, но снижается интерес к учебе.
Слайд 15Методы проблемного обучения
проблемное изложение,
частично-поисковый или эвристический метод,
исследовательский.
Слайд 16Метод проблемного изложения
Ученик не пассивный слушатель,
а активный участник изучения нового материала
Слайд 18Можно ли утверждать, что если два отрезка не пересекаются, то они
Слайд 21Частично-поисковый
(или эвристический)
▪ Проблемная ситуация – это
интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, не может достичь цели известным ему способом, это действие побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.
Слайд 22Этапы познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации
Проблемная ситуация –
– проблема –
– поиск способов её решения –
– решение проблемы
Слайд 23
«Комбинаторные задачи »
1. Мотивация
Математическая пьеса «Бесплатный обед»
2. Моделирование
«Сколькими
способами десять друзей могут сесть вокруг стола?»
3. Поиск решения задачи
Методом полного перебора возможных вариантов и методом дерева возможных вариантов.
Слайд 24
«Комбинаторные задачи »
4. Постановка проблемы
Знакомые методы не подходят для решения,
так как очень долгая и объёмная работа
5. Поиск способов решения
Решение знакомых
задач
Слайд 25
«Комбинаторные задачи »
5. Поиск способов решения
Решение знакомых
задач
Слайд 26
«Комбинаторные задачи »
5. Поиск способов решения
Решение знакомых
задач
правило
умножения
Первый случай: 2∙1=2(варианта)
Второй случай: 3∙2∙1=6(вариантов)
Третий случай: 4∙3∙2∙1=24(варианта)
………………………………………….
Слайд 27
«Комбинаторные задачи »
6. Решение проблемы
Решение исходной задачи
правило умножения
7.
Вывод
комбинаторные задачи решаются с помощью рассуждений
10∙9∙8∙7∙6∙5∙4∙3∙2∙1=3628800 вариантов (дней)
3628800:365≈10 000(лет).
Слайд 28Способ группировки
Создание проблемной ситуации
Разложить на множители
Слайд 29Способ группировки
2. Создание алгоритма поисковым методом
вычислить наиболее рациональным способом (задание на
Слайд 30Способ группировки
2. Создание алгоритма поисковым методом
заменить в получившихся выражениях числа на
Слайд 31Способ группировки
2. Создание алгоритма поисковым методом
Алгоритм
разложения многочлена на множители
способом
группировки
1. Сгруппировать члены многочлена так, чтобы каждая группа содержала общий множитель.
2. С каждой группы вынести общий множитель за скобки.
3. «Проявившейся» общий множитель вынести за скобки.
4. Если в п. 3 общий множитель не «проявился», то проделать весь путь заново:
вернутся к п. 1 и попробовать объединить в каждую группу другие члены многочлена.
Слайд 32Способ группировки
3. Решение проблемы
работа с многочленом, который вызвал затруднение
Слайд 33Исследовательский метод
Исследовательский метод при обучении на уроках –
это имитация творческого поиска исследователя.
Слайд 34Геометрические преобразования графиков функций
Этап построения проекта выхода из затруднения
(Работа с
учебно-исследовательской картой)
Слайд 37«Типы подчинения в предложениях с несколькими придаточными» (9 класс)
Слайд 38«Знаки препинания в предложениях с однородными членами» (5 класс)
Слайд 39«Правописание суффиксов –чик, -щик в имена существительных»
Слайд 40В.Г.Короленко «В дурном обществе»
-Почему Васе больше нравилось бывать в «дурном обществе»,
нежели находиться дома и общаться со своей семьёй?
-Какую роль сыграли Тыбурций и его дети в жизни Васи и его отца?
-Как вы думаете, какие торжественные клятвы давали Вася и Соня у могилы Маруси?
Слайд 41Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
Почему произведение называется «Кавказский
пленник», в то время как Толстой рассказывает нам о двух пленниках?
Слайд 42А. С. Пушкина «Дубровский»
-Почему Владимир Дубровский отказывается от мести Троекурову?
-Почему Маша
не уехала с Дубровским, хотя сама просила его о помощи?
-Почему Владимир, узнав, что опоздал, не увез девушку силой, ведь он был уверен, что она не любит князя Верейского?
Слайд 43
М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени»
-Действительно ли Печорин герой своего времени?
-Кто
Печорин – виновник или жертва трагедии?
-Кто более прав в отношении друг к другу -Печорин или Максим Максимыч?
-Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в круг контрабандистов?
-Кто побеждает в поединке: Печорин или общество?
-Отчего любят Печорина, если он приносит страдания?
-К кому относится название последней части романа?
-В чем автор согласен с Печориным и в чем спорит с ним?
Слайд 44А. Блок «Двенадцать»
- Почему в конце поэмы возникает образ Христа?:
«В белом
венчике из роз — Впереди — Иисус Христос».
1. «Поставить во главе красногвардейцев Христа означало со стороны поэта благословить революцию». (А. Турков. Русская литература XX века. М 1994)
2. «Христос вовсе не идет во главе 12 красногвардейцев, а, напротив, преследуется ими». (М. Волошин. 1918)
3. «Вероятнее всего, Иисус выступает в поэме как Спаситель грешных душ, заблудших в политическом мраке людей. Он надеется на раскаяние тех, которые „не ведают, что творят―. Остановить дикий разгул, образумить и вернуть душегубов в лоно Божие — это истинное дело Христа, а не возглавить и не благословить их на дальнейшие злодеяния» (Г. Яковлев. «Впереди — Иисус Христос») Учащиеся выбирают высказывание, которое совпадает с их личным мнением, и аргументируют свою точку зрения.
Слайд 45Образовательные результаты
способность к исследованию
способность к эффективным коммуникациям и организации
взаимодействия
способность принимать решения
способность осуществлять принятое решение
способность постоянно осваивать новые виды деятельности