Презентация, доклад на тему Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира в начальных классах в рамках реализации ФГОС НОО

Содержание

ФГОС начального общего образования определил необходимость формирования у младших школьников различных способов поиска информации. Значительная роль в овладении умением осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с

Слайд 1 Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира в начальных классах

в рамках реализации ФГОС

МБОУ «Начальная школа №5 г. Горно-Алтайска»

Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира в начальных классах в рамках реализации ФГОСМБОУ «Начальная

Слайд 2ФГОС начального общего образования определил необходимость формирования у младших школьников различных

способов поиска информации. Значительная роль в овладении умением осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами, в которых содержатся научные понятия, сведения, факты, нет сюжета и ролей.
ФГОС начального общего образования определил необходимость формирования у младших школьников различных способов поиска информации. Значительная роль в

Слайд 3Общеучебные умения и навыки :
Ученик должен:
Понимать цель чтения и осмысливать прочитанное.


Находить факты, извлекает информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
Отделять новое от известного;
Выделять главное.
Общеучебные умения и навыки :Ученик должен:Понимать цель чтения и осмысливать прочитанное. Находить факты, извлекает информацию, представленную в

Слайд 4Для обучения работе учащихся с текстами, необходимо соблюдение следующих условий:
Для развития

умения находить информацию желательно использовать тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.
Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию,  необходимо тексты подбирать разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылова и В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Попутно должна вестись работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).
При работе над данным направлением (с текстами) необходимо учитывать  мотивацию учащихся и их способность быть читателем.
Для обучения работе учащихся с текстами, необходимо соблюдение следующих условий: Для развития умения находить информацию желательно использовать

Слайд 5СТАДИИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

СТАДИИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Слайд 61 СТАДИЯ «ВЫЗОВ»

1 СТАДИЯ «ВЫЗОВ»

Слайд 7Возможные приёмы и методы  работы на стадии «Вызов»

Возможные приёмы и методы  работы на стадии «Вызов»

Слайд 8Прием «Верные ,неверные высказывания»
На доске даны высказывания по теме, ученики, используя

свои знания должны предположить верное данное высказывание или неверное. Используется ответ «да» или «нет». Чтобы проверить свои предположения , они должны прочитать текст по изучаемой теме и на стадии размышления вернуться к этим предположениям.
Прием «Верные ,неверные высказывания»	На доске даны высказывания по теме, ученики, используя свои знания должны предположить верное данное

Слайд 9Приём – игра «Верите ли вы?»,
Учитель читает вопросы, ученик ставит

в первой строке плюс, если согласен с утверждением, и минус, если не согласен. Вторая строка остается пока пустой. По ходу урока – дети обращаются к таблице и корректируют свои знания.

Приём – игра «Верите ли вы?», Учитель читает вопросы, ученик ставит в первой строке плюс, если согласен

Слайд 10 «Верите, ли вы…».
- что Антарктида – самый холодный материк?
- что в

Антарктиде есть львы и леопарды?
- что в Антарктиде, как и в пустыне, встречаются оазисы, водоёмы с тёплой водой и растительностью вокруг?
- что Антарктида принадлежит России? - что в Антарктиде нет постоянного населения?
- что рост птиц в Антарктиде достигает 120 см?
«Верите, ли вы…».- что Антарктида – самый холодный материк?- что в Антарктиде есть львы и леопарды?- что

Слайд 11Приём «Дерево предсказаний»
Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева -

тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям: 1."возможно" и "вероятно"
2. "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Пример: «Что надо сделать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?». Учащиеся должны вспомнить, что им известно и всё что они думают по данной проблеме.
Приём «Дерево предсказаний»	Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся

Слайд 12Приём «Корзина» идей
На доске можно нарисовать значок корзины, в которой

условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации
Приём «Корзина» идей 	На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что

Слайд 132 СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЕ

2 СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЕ

Слайд 14Возможные приёмы и методы  работы на стадии «Осмысление»

Возможные приёмы и методы  работы на стадии «Осмысление»

Слайд 15Прием «Кластер»
В «голове» рыбьего скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте.

На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы, на нижних по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть, факты.
Прием «Кластер»В «голове» рыбьего скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и

Слайд 16Прием «инсерт»
Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить

им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста.
Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация.
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику.
Прием «инсерт» 	Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их

Слайд 17Занесение результатов в таблицу

Занесение результатов в таблицу

Слайд 18Прием составления маркировочной таблицы «ЗХУ»
Три колонки: что мы знаем, что

мы хотим узнать, что мы узнали (ЗХУ).

В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.

Прием составления маркировочной таблицы «ЗХУ» Три колонки: что мы знаем, что мы хотим узнать, что мы узнали

Слайд 193 СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»

3 СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»

Слайд 20Возможные приёмы и методы  работы на стадии «Рефлексия»

Возможные приёмы и методы  работы на стадии «Рефлексия»

Слайд 21Прием «Написание синквейна»
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение,

состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Правила написания синквейна таковы:
1 - одно слово – существительное (тема синквейна)
2- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна
3- три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна
4- целая фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме
5- слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы
Прием «Написание синквейна» 	В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется

Слайд 22Тема: « Вода»

Вода 
Жидкая, твёрдая.
Течёт, испаряется, замерзает.
Настоящее чудо!
Жизнь. 

Тема: « Вода»Вода Жидкая, твёрдая.Течёт, испаряется, замерзает.Настоящее чудо!Жизнь. 

Слайд 23Приём «Шесть шляп»
Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения

в группах выслушиваются ответы детей.
Белая шляпа. Факты. (Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные.)
Жёлтая. Позитивное мышление. (Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископаемых. )
Черная. Проблема. (При добыче полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.)
Красная. Эмоции. (Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства!)
Зеленая. Творчество. (Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно.)
Синяя .Философия. (Обобщают высказывания каждой группы.)
Приём «Шесть шляп»	Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.Белая шляпа.

Слайд 24Толстые и тонкие вопросы

Толстые и тонкие вопросы

Слайд 25Прием РАФТ
Определяют четыре параметра будущего текста.
Р – роль (любой человек

нашей планеты)
А – аудитория (кому вы будете писать – жителям планеты Венера)
Ф - форма – рассказ
Т – тема «Круговорот воды в природе» .
Учитель предлагает ученикам:
-Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Венера.
Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их.
Прием РАФТ Определяют четыре параметра будущего текста.Р – роль (любой человек нашей планеты)А – аудитория (кому вы

Слайд 26Прием дискуссия "совместный поиск"
Проблемный вопрос для совместного поиска в заранее

подготавливает учитель. Каждый присутствующий в классе обдумывает и записывает свой ответ в тетрадь. После этого начинается дискуссия. По ходу диалога ведется "регистрационный журнал", в котором кратко фиксируется идея и автор этой идеи. В роли "регистрационного журнала" может выступать и классная доска. Такая фиксация повышает ответственность за сказанное, формирует уважительное отношение к чужому мнению, стимулирует активность учащихся. В процессе дискуссии необходимо не только высказать свою точку зрения, но и пояснить (аргументировать) ее, ссылаясь на текст.
Прием дискуссия

Слайд 27Прием «Эссе»
Написание эссе призвано обратить учащегося к своему опыту во всех

его противоречиях по определенному вопросу.
Прием «Эссе»	Написание эссе призвано обратить учащегося к своему опыту во всех его противоречиях по определенному вопросу.

Слайд 28Прием «Хочу поделиться»
Обсуждение проводится в группах, причем участники группы предварительно читают

тексты. Каждый ребенок по очереди рассказывает другим о том, что он прочитал. При этом он пользуется составленным дома планом рассказа (схемы, картинки, ключевые слова, предложения). Остальные внимательно слушают каждого, задают вопросы на понимание: «Верно ли я тебя понял…», «Если я правильно понимаю, то…», «Так ли это:…?». После этого ученики индивидуально заполняют заготовки для таблицы или схемы, а затем сравнивают свои работы.
Прием «Хочу поделиться»	Обсуждение проводится в группах, причем участники группы предварительно читают тексты. Каждый ребенок по очереди рассказывает

Слайд 29Формирование умений работать с текстом:
выделить маркером непонятные и незнакомые слова.
выделить маркером

главные слова;
слушая или читая текст, нарисовать значок или картинку, которая потом поможет вспомнить его;
вспомнить и рассказать текст соседу по парте или классу по нарисованному значку, картинке или названию;
составить свой текст по подсказкам (по заданному плану);
составить свой текст, предварительно написав подсказки;
разбить готовый текст на абзацы, переставить их местами, обсудить изменения смысла и выразительности текста.
составлять простой план текста из отдельных предложений;
задавать вопросы к тексту;
достраивать текст самостоятельно
Формирование умений работать с текстом:выделить маркером непонятные и незнакомые слова.выделить маркером главные слова;слушая или читая текст, нарисовать

Слайд 30Критерий оценки результата:
оценка (Где ошибка?);
диагноз (В чем причина?);
самоконтроль (Каковы

недостатки?);
критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?);
прогноз (Постройте прогноз).
Критерий оценки результата: оценка (Где ошибка?); диагноз (В чем причина?); самоконтроль (Каковы недостатки?); критика (Согласны ли вы?

Слайд 31 Таким образом, следует сделать вывод, владение технологией продуктивного чтения, использование разнообразных

приемов, форм и методов работы с текстом при изучении окружающего мира нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимися предметного содержания, и как следствие на повышение эффективности процесса обучения в целом.
Таким образом, следует сделать вывод, владение технологией продуктивного чтения, использование разнообразных приемов, форм и методов работы с

Слайд 32СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть