Презентация, доклад Жить, а не мечтать, видеть, а не воображать

Содержание

Задача: возвращение забытых имен. Познакомить с творчеством Андрея Платонова.Цель: понять сущность произведений автора, его восприятие действительности и оценить духовность авторских работ.

Слайд 1«Жить, а не мечтать, видеть, а не воображать» К 120-летию со дня

рождения А.Платонова

Литературный час для учащихся 9-10-х классов МБОУ «СШ №14» г. Евпатория
Педагог – библиотекарь Жаплова Ж.А.

«Жить, а не мечтать,  видеть, а не воображать» К 120-летию со дня рождения А.ПлатоноваЛитературный час для

Слайд 2Задача: возвращение забытых имен. Познакомить с творчеством Андрея Платонова.
Цель: понять сущность

произведений автора, его восприятие действительности и оценить духовность авторских работ.
Задача: возвращение забытых имен. Познакомить с творчеством Андрея Платонова.Цель: понять сущность произведений автора, его восприятие действительности и

Слайд 5«Не казаться большим, а быть , каким есть,-очень важная, никем не

ценимая вещь»
А. Платонов
«Не казаться большим, а быть , каким есть,-очень важная, никем не ценимая вещь»  А. Платонов

Слайд 6Андрей Платонович Платонов (Климентов) (1899 – 1951) – русский советский писатель,

прозаик и драматург 20 века, творчество которого отличается оригинальностью и самобытностью.

Андрей Платонович Платонов (Климентов) (1899 – 1951) – русский советский писатель, прозаик и драматург 20 века, творчество

Слайд 7Эпиграфом к жизни этого писателя могут стать его же заметки в

автобиографическом письме: «Теперь исполняется моя долгая, упорная детская мечта- стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей я всех знаю, с каждым спаяно мое сердце»
Эпиграфом к жизни этого писателя могут стать его же заметки в автобиографическом письме: «Теперь исполняется моя долгая,

Слайд 8«День за днем шел человек в глубину юго-восточной степи Советского Союза»

Он воображал себя паровозным машинистом, летчиком воздухофлота, геологом – разведчиком, исследующим впервые безвестную землю, и всяким другим организованным профессиональным существом,- лишь бы занять голову бесперебойной мыслью и отвлечь тоску от сердца.»
Андрей Платонов «Ювенильное море»


Это кредо жизни главного героя повести «Ювенильное море» Николая Вермо.
И это отражает внутреннюю сущность автора этого произведения Андрея Платонова.


«День за днем шел человек в глубину юго-восточной степи Советского Союза» Он воображал себя паровозным машинистом, летчиком

Слайд 9Будущий писатель родился в 1899 году в семье слесаря железнодорожных мастерских

Платона Фирсовича Климентова (псевдоним писателя образован как раз от имени отца) и домохозяйки Марии Васильевны Лобочихиной. В семье было много детей, Андрей был старшим. Детство прошло в Ямской слободе, пригороде Воронежа:
Будущий писатель родился в 1899 году в семье слесаря железнодорожных мастерских Платона Фирсовича Климентова (псевдоним писателя образован

Слайд 10« Я родился в слободе Ямской, при самом Воронеже. Уже десять

лет тому назад Ямская чуть отличалась от деревни. Деревню я же до слез любил, не видя ее до 12 лет. В Ямской были плетни, огороды, лопуховые пустыри, не дома, а хаты, куры, сапожники и много мужиков на Задонской большой дороге. Колокол „Чугунной“ церкви был всею музыкой слободы, его умили­тельно слушали в тихие летние вечера старухи, нищие и я. А по праздникам (мало – мальски большим) устраивались свирепые драки Ямской с Чижевской или Троицкой (тоже пригородные слободы). Бились до смерти, до буйного экстаза, только орали «дай дух!». Это значит, кому – нибудь дали под сердце, в печенку, и он трепетал, белый и умирающий, и вкруг него расступались, чтобы дать ход ветру и прохладе. И опять шла драка, жмокающее месиво мяса»
А. Платонов «Автобиографическое письмо»
« Я родился в слободе Ямской, при самом Воронеже. Уже десять лет тому назад Ямская чуть отличалась

Слайд 11Учился Андрей Платонов в церковно – приходской школе, затем в городском

училище, Он рос в большой семье-десять человек.И как старший сын наравне с отцом работал у разных хозяев. Любил технику, как говорил: «любил все, что делается, а не само родится»
Учился Андрей Платонов в церковно – приходской школе, затем в городском училище, Он рос в большой семье-десять

Слайд 12«Окончив церковно-приходскую школу и мужское четырехклассное училище, Андрей Климентов занимается и

мелкой бумажной работой в губернском отделении страхового общества «Россия» и Обществе Юго-Восточных железных дорог, и тяжелым физическим трудом на трубочном заводе. Осенью 1918 года он решает продолжить обучение и поступает в Воронежский университет на физико-математическое отделение, но вскоре переводится на историко-филологическое. Через год начинающий писатель снова кардинально меняет планы и становится студентом электротехнического отделения Воронежского рабочего железнодорожного политехникума. Учебный процесс прерывает Гражданская война: Платонов сначала служит помощником машиниста, затем — рядовым стрелком в железнодорожном отряде и даже участвует в боях с казаками. Диплом электромонтера он получит в мае 1921 года.»
А. Гришин
«Окончив церковно-приходскую школу и мужское четырехклассное училище, Андрей Климентов занимается и мелкой бумажной работой в губернском отделении

Слайд 13Революция 1917 г. была принята Платоновым с энтузиазмом. В это время

он работал в железнодорожных мастерских и фраза «революция – паровоз истории» приобрела для него определенный смысл, он ощущал себя «машинистом истории»
Он стал активным корреспондентом нескольких изданий. Неподдельным энтузиазмом звучат его слова «Мы рыцари жизни, мы дети грязной безумной войны. Но мы хотим и сможем довести ее от низа до неба»
Революция 1917 г. была принята Платоновым с энтузиазмом. В это время он работал в железнодорожных мастерских и

Слайд 15«Организованное общество», «человек – просветитель»- это они бросили вызов враждебным стихиям.
Этот

период жизни писателя называют «воронежским». Он в это время был в полной гармонии с собой, с событиями, происходящими вокруг и со своими публицистическими произведениями.
В годы гражданской войны он продолжает заниматься корреспондентской деятельностью.
«Организованное общество», «человек – просветитель»- это они бросили вызов враждебным стихиям.Этот период жизни писателя называют «воронежским». Он

Слайд 16В 1926 году Платонов приезжает в Москву и получает направление на

работу в Тамбов, помощником мелиоратора. И тогда же появляются первые сомнения и тревоги у писателя как у личности, которые он выражает в письме к жене «… Вновь охватила меня моя прочная тоска, вновь я в «Тамбове», который в будущем станет для меня каким-то символом, как тяжкий сон в глухую тамбовскую ночь… Скитаясь по захолустьям, я увидел такие грустные вещи, что не верил, что где-то существует роскошная Москва, искусство и проза.»
В повести «Город Градов»- Тамбов – символический знак , «куда и революция дошла лишь в виде анекдотического воспринятого известия и светопредставления.»
В 1926 году Платонов приезжает в Москву и получает направление на работу в Тамбов, помощником мелиоратора. И

Слайд 17В дальнейших произведениях А. Платонова – рассказах «Родина электричества» «Песчаная учительница»,

повести «Епифанские шлюзы» появились серьезные противоречия между его идеями и действительностью, не все, происходящее вокруг, находило положительный отклик в оценках писателя. Несправедливое устройство общества стали основной мыслью последующих произведений: «Ямская слобода», повесть «Сокровенных человек» –социально – утопическое восприятие мира отходит на второй план.
В дальнейших произведениях А. Платонова – рассказах «Родина электричества» «Песчаная учительница», повести «Епифанские шлюзы» появились серьезные противоречия

Слайд 1830-е годы ознаменовались уже более критичным отношением к реальности. «Он как

бы двигался от «смутного» сознания к сознанию реального- от утопий о социализме в реальному представлению о нем» и это послужило символическим переломом в сознании писателя.
«Существует сознательно создаваемый и тщательно взлелеянный мир лживой идеологии, превращающий человека в крошечную песчинку, заставляющий добровольно уходить в мрак и хаос стихий, так как право на мысль и разум отданы единственному избраннику» ( Н. Полтавцева)
30-е годы ознаменовались уже более критичным отношением к реальности. «Он как бы двигался от «смутного» сознания к

Слайд 19В рассказах «Фро» и «Река Потудень» А. Платонов уже с болью

пишет о том, что как его героям, так и простым людям «не грозит» такое понятие, как «общее счастье», им, этим счастьем, невозможно обеспечить всех. В этом он видел дисгармонию реальности.
В рассказах «Фро» и «Река Потудень» А. Платонов уже с болью пишет о том, что как его

Слайд 2040-е года были для писателя в некоторой степени переломными. В года

войны он был военным корреспондентом , принимал участие в боевых действиях и был создателем произведений, отрицающих нацизм, как «неодушевленный мир», противопостовляя ему такие нравственные ценности как -Родина, любовь, родные люди. . (Рассказы «Седьмой человек» «Неодушевленный враг» и др.)
40-е года были для писателя в некоторой степени переломными. В года войны он был военным корреспондентом ,

Слайд 21•В 30-х годах прошлого века Платонов подвергался гонениям за некоторые свои

произведения, которые вызвали резкое неудовольствие Сталина. Это были самые чёрные страницы его биографии. Одной из репрессивных мер в отношении писателя был арест его единственного сына.
15-летний Платон Платонов был арестован 28 апреля 1938 года. Арест сына Платонова вызвал среди писателей разные слухи о причинах случившегося. Однако подлинных обстоятельств не знали даже близкие родственники,

•В 30-х годах прошлого века Платонов подвергался гонениям за некоторые свои произведения, которые вызвали резкое неудовольствие Сталина.

Слайд 22Судьба сына А.Платонова


15-летний Платон Платонов был арестован 28 апреля 1938 года.

Арест сына Платонова вызвал среди писателей разные слухи о причинах случившегося. Однако подлинных обстоятельств не знали даже близкие родственники,

На доследовании по делу было записано в протокол от 18 октября 1940 года признание Платона: «Я, будучи 15-летним мальчиком и в нетрезвом виде, написал действительно письмо корреспонденту немецкой газеты под диктовку Архипова, признаю себя в этом виновным, но прошу учесть мой возраст» (Письма. Комментарии. С.453).






Судьба сына А.Платонова15-летний Платон Платонов был арестован 28 апреля 1938 года. Арест сына Платонова вызвал среди писателей

Слайд 23 Текст заявления был впервые опубликован в издании архива Платонова:

«Следователю, ведущему

следствие по делу Платона Андреевича Платонова.

Заявление

4 мая 1938 г. … у меня был произведен обыск по делу моего сына, Платона Андреевича Платонова, задержанного органами НКВД.

Ввиду того, что сын мой — несовершеннолетний (ему сейчас 15 лет), прошу Вас передать мою просьбу следователю, ведущему дело моего сына, чтобы он вызвал меня, как отца, для объяснений.

Кроме того, прошу принять во внимание…: мой сын подвергался троекратной трепанации черепа… и нуждается в известных условиях для лечения и ухода…

Мой сын был задержан при неизвестных для меня обстоятельствах, поэтому на нем осталась только та одежда, которая была на нем — ветхое, изношенное белье, рваные башмаки и т.п. …

Прошу… разрешить мне передать сыну необходимые вещи…

Андрей Платонов,

член Союза Совет. Писателей.

4/V 1938 г.»7

«23 сентября 1938 года Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила пятнадцатилетнего Платона Платонова к 10 годам тюремного заключения с поражением в политических правах на 5 лет и конфискацией всего лично ему принадлежащего имущества по статьям 58-1а (измена Родине), 17-58-8 (соучастие в террористическом акте) и 58-7 (контрреволюционная организационная деятельность) УК РСФСР14.
Мария Александровна вспоминала, что роковой для юноши стала задержка в лагере на зиму 1939–1940 года, когда вопрос о его освобождении был решен, но уехать из Норильского лагеря зимой было невозможно — Платон смог это сделать только весной.

Платон сначала был возвращен из Норильского лагеря в Бутырскую тюрьму на доследование дела. Уже оттуда он был отпущен на свободу и вернулся домой в конце октября 1940 года. «
Текст заявления был впервые опубликован в издании архива Платонова: «Следователю, ведущему следствие по делу Платона Андреевича

Слайд 25Судьба сына А.Платонова
«В январе 43 года умер мой сын Тоша, умер

в Москве от туберкулеза, и сейчас уже четвертый год, как он лежит в могиле. От него остался ребенок, мой внук, ему сейчас уже 3 1/2 года. К сожалению, вдова Тоши отказала мне в том, чтобы я усыновил внука. А недавно Тамара (вдова Тоши) вышла замуж за военного и уехала с новым мужем и моим внуком на место службы своего мужа, и там живет» (Письма. С.584).

Тамары Григорьевны Платоновой (Зайцевой) не стало в 2012 году. Она похоронена на Ваганьковском кладбище вместе с мужем П.П.Зайцевым.

Судьба сына А.Платонова«В январе 43 года умер мой сын Тоша, умер в Москве от туберкулеза, и сейчас

Слайд 26« На красный свет шел Платонов во всех своих работах, и,

на радость всем нам, чистота понимания человеческой души, святое отношение к описываемым явлениям были у него равны писательскому размаху. Это и обеспечило исключительную красоту, редкую человечность удивительной прозы Платонова. Теперь эта проза наша. Она стала частью России»
Ф. Сучков. 1966 г.
« На красный свет шел Платонов во всех своих работах, и, на радость всем нам, чистота понимания

Слайд 27Умер А. Платонов в 1951 году от туберкулеза, которым он заразился

по одним источникам на фронте, по другим – от сына, за которым ухаживал после его освобождения.
Умер А. Платонов в 1951 году от туберкулеза, которым он заразился по одним источникам на фронте, по

Слайд 28После войны писательская карьера А. Платонова была , практически, оборвана. Он

вернулся к тематике детских сказок, и даже здесь его обвинили в пацифизме. Но эти произведения несут в себе светлые идеи мира, добра, любви.
Многие произведения автора при его жизни не были опубликованы, и только уже в настоящее время некоторые из них получили шанс увидеть свет
После войны писательская карьера А. Платонова была , практически, оборвана. Он вернулся к тематике детских сказок, и

Слайд 29«Андрея Платонова хоронили в начале января 1951 года на Ваганьковском кладбище

в сыроватый, какой-то не январский, а скорее мартовский, серый, с редкими пробоями синевы и света день. У рыжей отверстой могилы, над гробом, где лежало обобранное болезнью, неправдоподобно узенькое, худое тело,-крупен и мощен оставался лишь высокий чистый свод лба и темени,- писатель Вячеслав Ковалевский, с темными, выплаканными глазами и детским затылком, говорил ясным, твердым от скорби голосом:-Андрей Платонович!...Андрей Платонович!-это звучало. Как зов, который может быть услышан- кто знает?- Андрей Платонович, прощай. Простое русское слово «прощая», «прости». Я говорю в прямом смысле. Прости нас, твоих друзей, любивших тебя сильно, но не так, как надо было любить, прости, что мы не помогли тебе, не взяли на себя хоть часть твоей ноши. Андрей Платонович, прости!..
А когда гроб на талях опустили в рыже- отверствую глубину последнего успокоения Платонова, вперед прорвался некий литературный человек, от которого покойный не видел добра, и неловким, женским движением, от кисти, швырнул в могилу горсть влажной земли; его жест обрел значительность символа: последний комок грязи, брошенный в Платонова»
Ю. Нагибин. 1967 г.
«Андрея Платонова хоронили в начале января 1951 года на Ваганьковском кладбище в сыроватый, какой-то не январский, а

Слайд 31Рассказ Андрея Платова «Третий сын»
Этот психологический рассказ написан в жанре реализма, он

является философским, ибо в нем затронута тема жизни и смерти. Здесь нет ни имен, ни фамилий, что еще больше подчеркивает психологию героев на примере одной семьи, а семья эта олицетворяет обобщенный образ всех живущих людей.

Источник: Анализ рассказа Платонова Третий сын

Рассказ Андрея Платова «Третий сын»Этот психологический рассказ написан в жанре реализма, он является философским, ибо в нем

Слайд 32Прочитать рассказ «Третий сын»
Одиночество отца, потерявшего жену и мать своих детей.

Как в рассказе символизируется одиночество отца?
Сколько сыновей приехали на похороны матери?
В чем выражалась радость о гордость отца за своих сыновей?
Как сыновья реагировали на смерть матери?
Почему рассказ называется «Третий сын»? Чем он отличается от своих братьев?
Сыновья готовы поддерживать отца, скрасить его одиночество?
Есть связь поколений в этом рассказе?

Прочитать рассказ «Третий сын»Одиночество отца, потерявшего жену и мать своих детей. Как в рассказе символизируется одиночество отца?Сколько

Слайд 33Обращение к участникам литературного часа.
Ребята, вы познакомились очень поверхностно с биографией

и основными этапами жизни Андрея Платонова. Очень трудно за столь короткое время донести до вас всю сложность личности писателя, его светлое и трогательное отношение к жизни, его вклад в российскую литературу 20 века.
Трагическая судьба личности этого автора, его неоднозначное отношение к происходящим историческим событиям в России, восторг и разочарование, все это отражено в его произведениях. Очень хотелось бы, чтоб вы прониклись трогательностью его произведений, оценили их, почувствовали всю боль этой личности, и умение остаться в истории страны достойным нашей памяти человеком и писателем.
Обращение к участникам литературного часа.Ребята, вы познакомились очень поверхностно с биографией и основными этапами жизни Андрея Платонова.

Слайд 34«Где чувства мало-там мысли много,
Где мысли много – там чувства нет…
Идя

лишь прямо –одна дорога-
Туда, где правды светит свет.

Иди же прямо, иди же смело,
Пока ты молод и полон сил,
Чтоб сердце волей стальной горело,
Чтоб, погибая, ты победил.»

Андрей Платонов.

Ребята, оцените это небольшое стихотворение, последуйте совету этой достойной личности, чтобы победа всегда была за вами.

«Где чувства мало-там мысли много,Где мысли много – там чувства нет…Идя лишь прямо –одна дорога-Туда, где правды

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть