Слайд 1Защита прав потребителей финансовых услуг в РФ
Слайд 2Что такое финансовая услуга?
Это услуга, оказываемая организацией, связанная с привлечением и
(или) размещением денежных средств физических лиц и предоставлением защиты имущественных интересов посредством страхования.
Слайд 3Организации, оказывающие финансовые услуги
банки;
инвестиционные банки;
страховые, лизинговые и брокерские компании;
и др.
Слайд 4Виды финансовых услуг
Банковские услуги (привлечение денежных средств во вклады, расчетно-кассовое обслуживание);
Финансовые
услуги (кредитование, включая ипотеку, денежные переводы);
Инвестиционные банковские услуги (депозитарные услуги, финансовое консультирование , оценка собственности);
Страховые услуги.
Рынок финансовых услуг гораздо шире, однако именно данные услуги можно отнести к потребительским
Слайд 5Законодательство РФ о защите прав потребителей финансовых услуг
ГК ГФ;
Закон РФ от
07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изменениями);
ФЗ от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями);
ФЗ от 10.07.1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (с изменениями и дополнениями);
ФЗ от 23.12.2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» (с изменениями и дополнениями).
Слайд 6Закон о защите прав потребителей распространяется только на договоры на предоставление
финансовых услуг для личных или семейных нужд или в иных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью:
Предоставление потребительского кредита;
Открытие банковского счета;
Оказание консультационных услуг;
Депонирование ценных бумаг;
Перевод денежных средств.
Закон не распространяется на:
Операции с ценными бумагами;
Пенсионные вклады.
Слайд 7Потребитель финансовых услуг – кто он?
Гражданин, имеющий намерение заказать, или приобрести
либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельностью (Закон РФ «О защите прав потребителей»).
Слайд 8Свои права надо знать
Право на предоставление полной информации об услуге;
На возмещение
ущерба в случае, если условия договора не соблюдены;
Право на альтернативную подсудность;
Право на освобождение от уплаты гос. пошлины при подаче искового заявления в суд.
Потребители финансовых услуг при заключении договора имеют такие же права, как и при заключении договора на любую другую услугу.
Слайд 9Порядок решения споров в сфере защиты прав потребителей
Закон «О защите прав
потребителей» предусматривает возможность защиты прав потребителей финансовых услуг в судебном (иск в суд) и досудебном (претензия предъявляется непосредственно исполнителю) порядке.
Слайд 10Куда обращаться, если нарушены Ваши права?
Потребители финансовых услуг сталкиваются с нарушением
их прав или обманом. Куда пожаловаться?
Жалоба, отправленная не по адресу, в соответствии с законодательством РФ, переадресовывается в соответствующие органы власти.
Это затягивает процесс рассмотрения жалобы гражданина.
Целесообразно изначально направлять жалобу в соответствующие инстанции.
Слайд 11Организации, ответственные за защиту прав на финансовом рынке
Федеральная служба по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
Сайт: http://rospotrebnadzor.ru
Горячая линия: 8-800-100-00-04
С сайта учреждения можно отправить обращение, жалобу
Слайд 12Организации, ответственные за защиту прав на финансовом рынке
Союз потребителей РФ
Сайт: http://www.potrebitel.net
Союз
объединяет свыше 100 региональных организаций, куда могут обратиться граждане.
Союз сам прием не ведет, но на его сайте есть функционирующий форум, на котором можно получить ответы от консультантов и юристов Союза.
На сайте есть раздел «Самозащита» с подробным описанием процедуры подачи исковых заявлений и т.п.
Слайд 13Организации, ответственные за защиту прав на финансовом рынке
Федеральная служба страхового надзора
Сайт:
http:/fssn/www/site.nsf
Именно сюда можно и нужно жаловаться на страховую компанию.
На сайте указан адрес, по которому следует отправлять жалобы почтой, а также адреса региональных отделений, куда можно принести жалобу лично.
Слайд 14Организации, ответственные за защиту прав на финансовом рынке
Федеральная антимонопольная служба
Сайт: http://www.fas.gov.ru
К рассмотрению принимаются «заявления гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод либо сообщения о нарушении законов и иных нормативно-правовых актов».
Слайд 15Организации, ответственные за защиту прав на финансовом рынке
Союз потребителей финансовых услуг
(http://www.finpotrebsouz.ru);
Федеральная служба по финансовым рынкам (http://www.fcsm.ru).
Слайд 16Организации, ответственные за защиту прав на финансовом рынке
Финансовый омбудсмен – общественный
примиритель на финансовом рынке – орган внесудебного рассмотрения споров между финансовыми организациями и их клиентами.
До подачи заявления омбудсмену клиент обязан направить жалобу в адрес банка.
Слайд 17Способы защиты прав потребителей финансовых услуг
Слайд 18Деятельность РОСПОТРЕБНАДЗОРА в области защиты прав потребителей финансовых услуг
Предоставление потребителям четкой
и сравнимой информации о финансовых услугах;
Запрещение обманной или мошеннической практики в области финансовых услуг;
Обеспечение эффективного механизма разрешения споров между финансовыми организациями и населением;
Обеспечение доступа к просвещению потребителей относительно рисков и преимуществ использования розничных финансовых услуг.
Слайд 19Примеры типичных нарушений прав потребителей банковских услуг
Заключение кредитного договора при условии
обязательного страхования жизни и здоровья.
П. 1 статьи 16 Закона «О защите прав потребителей» - заключение кредитного договора с условием страхования жизни и здоровья заемщика ущемляет его права как потребителя финансовых услуг. Запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Кроме того страхование является самостоятельной услугой по отношению к кредитованию.
Слайд 20Примеры типичных нарушений прав потребителей банковских услуг
Взимание комиссии за предоставление кредита
П.
1 статьи 16 Закона «О защите прав потребителей» - Запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Заключение кредитного договора с условием о взимании комиссии за предоставление кредита влечет за собой недействительность данного договора.
Слайд 21Примеры типичных нарушений прав потребителей банковских услуг
Взыскание банком неустойки за досрочное
погашение кредита
Неустойка – определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Досрочное погашение кредита нельзя признать неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, так как право заёмщика досрочно исполнить обязательство по кредитному договору предусмотрено статьями 315, 810 ГК РФ.
Слайд 22Примеры типичных нарушений прав потребителей банковских услуг
Включение в договор положений, устанавливающих
право банка на одностороннее изменение условий договора
Включение банком в кредитный договор, заключаемый с гражданином, условия о возможности одностороннего изменения договора ущемляет установленные законом права потребителя. Условия договора, ущемляющие права потребителя, признаются недействительными (статья 16 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей»).
Слайд 23Примеры типичных нарушений прав потребителей банковских услуг
Оказание дополнительных платных услуг без
согласия потребителя (взимания платежей за обслуживание ссудного счета)
Условием предоставления и погашения кредита является открытие и ведение банком ссудного счета. Ссудные счета являются только счетами бухгалтерского учета и не являются банковскими счетами. Таким образом, открытие и ведение банком ссудного счета нельзя квалифицировать как самостоятельную банковскую услугу. И плата за ее оказание взиматься не должна. Кроме того, банк не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. В противном случае потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от банка возврата уплаченной суммы.
Слайд 24Примеры типичных нарушений прав потребителей банковских услуг
Включение в договор условий, нарушающих
право потребителя на альтернативную подсудность
Статья 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает, что иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд по выбору истца либо по месту нахождения организации, либо месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора.
Слайд 25Примеры типичных нарушений прав потребителей банковских услуг
Взыскание просроченной задолженности («коллекторская задолженность»)
«Коллекторские
агентства» не являются субъектами банковской деятельности, поэтому никак не могут заменить банк в качестве нового кредитора.
Слайд 26Вредные финансовые советы
Живите сегодняшним днем, тратьте все
деньги,
что у вас есть как можно скорее.
Возьмите несколько потребительских
кредитов, чтобы потратить деньги на
развлечения.
Не платите по кредитам вовремя или платите минимально возможную сумму.
Заведите несколько кредиток и не стоит следить за их балансом.
Не жалейте денег на «понты».
Не живите по средствам. Если у вас нет еще сверхтонкого телевизора, айфона, айпада – не стоит дослушивать семинар, бегом в магазин. Не хватает денег – займите!
Не думайте о детях. Об их образовании (поступят на бюджет). Зачем себе в чем-то отказывать.
Слайд 27Вредные финансовые советы
Не стоит ничего откладывать на «черный
день». Живем только один раз!
Не думайте о том, как жить на пенсии. Когда
придет время, всегда можно будет сдать
бутылки.
Не следите за расходами. Пусть этим занимаются скряги.
Не доверяйте свободные деньги банкам, положите их в матрац.
Не жалейте деньги на развлечения. О серьёзных вещах пусть думают зануды.
Вступите в МММ-2014. Быстрые и легкие деньги гарантированы!
Не тратьте денег на страховку – ничего с вами не случится.
Никогда не считайте деньги. Оно вам нужно?