Слайд 1Качество образованиЯ – залог успеха школы.
Современные требования к уроку при
реализации ФГОС
Слайд 2Качество образования
В общегосударственном плане качество образования – это его соответствие современным
жизненным потребностям развития страны.
В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляет современное содержание образования.
Слайд 3
Условия достижения «нового современного качества образования»:
* введение в действие
государственных образовательных стандартов и вариативного базисного учебного плана;
* оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;
* обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;
* использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности;
* введение профильного обучения в старшей школе;
* усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся;
* развитие дистанционного образования;
* государственная поддержка школ для одаренных детей;
* создание эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы;
* создание государственной системы оценки качества образования.
Слайд 4основные показатели эффективности деятельности школы:
уровень обученности учащихся;
готовность их к продолжению образования;
уровень
воспитанности учащихся;
состояние здоровья детей;
уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;
уровень выполнения стандартов образования.
Слайд 5От чего зависит качество образования:
качества образовательной программы;
качества потенциала педагогического состава,
задействованного в образовательном процессе;
качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов, транслируемых знаний и др.);
качества образовательных технологий;
качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании).
Слайд 6Вывод:
Качество образования “задает” качество жизни человека и общества. И наша
с вами задача – и совместно, и каждому - искать пути повышения качества образования, ведь качество образования это – итог деятельности школы, то есть нашей с вами работы
Слайд 7
Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО . Мотивационно –
целеполагающий аспект
Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объём изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.
Слайд 8Деятельностный аспект
Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе
урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.
Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приёмов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.
Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из неё только отдельные приёмы.
Слайд 9универсальные учебные действия (УУД). ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
- действия самоопределения (личностное, (профессиональное), жизненное самоопределение);
-
действия смыслообразования (установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом);
- действия нравственно-этического оценивания (в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор)
умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор
Слайд 10РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
- Целеполагание
- Планирование
- Прогнозирование
- Контроль
- Коррекция
- Оценка
- Волевая саморегуляция
Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ
свою деятельность
Слайд 11ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
- Общеучебные, включая специально-предметные действия
- Универсальные логические действия
- Постановка и
решение проблемы
Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире
Слайд 12КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
- Планирование учебного сотрудничества
- Постановка вопросов
- Построение речевых высказываний
Умения ОБЩАТЬСЯ,
взаимодействовать с людьми.
Слайд 13
Сравнительная характеристика. Традиционная деятельность учителя
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока
При подготовке
к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя
Успеть выполнить все, что запланировано
Традиционная деятельность учителя
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
Преимущественно фронтальная
–
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс
Традиционная деятельность учителя
Создается учителем. Выставки работ обучающихся
Предметные результаты
Нет портфолио обучающегося
Основная оценка – оценка учителя
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
Слайд 14Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему
свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
Организовать деятельность детей:
по поиску и обработке информации;
обобщению способов действия;
постановке учебной задачи и т. д.
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные
Создание портфолио
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
Слайд 15Вывод:
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к
образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.