Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Индивидуально – психологические факторы
организации познавательной деятельности обучающихся на уроках
10 февраля 2016 год
Слайд 2Школа для животных
Однажды, животные решили, что должны совершить что-нибудь героическое, чтобы
достойно решать проблемы "нового мира".
И они организовали школу. Составили программу занятий, которая состояла из бега, лазанья, плавания и полета. Чтобы было легче контролировать выполнение программы, она была одинаковой для всех животных.
Утка отлично преуспевала в плавании, но у нее были посредственные оценки за полет и еще хуже - за бег. Поскольку она так медленно бегала, ей приходилось оставаться после уроков и отказываться от плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее бедные лапки совсем ослабли, так что она и плавать стала неважно.
Кролик сначала был лучшим в классе по бегу, но у него случился нервный срыв из-за того, что нужно было так много наверстывать в плавании. Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее начались неприятности на занятиях по полету, где учитель заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки дерева.
Орел вообще оказался трудным учеником, и его постоянно строго наказывали. На занятиях по лазанью он первым добирался до вершины дерева, но упорно делал это по-своему.
В конце года аномальный лось, который умел отлично плавать, а также бегал, лазал и немного летал, получил самые высокие средние оценки и выступал на выпускном вечере от имени своего класса.
Луговые собачки не стали ходить в школу, потому что администрация не включила в программу рытье нор. Они научили своих детей охотиться и позднее, объединившись с лесными сурками и сусликами, создали преуспевающую частную школу.
Есть ли у этой басни мораль?
Слайд 4Проблемы, возникающие в работе:
Как обеспечить успешность в обучении каждого ученика?
Каким образом
обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учеником социального опыта?
Слайд 5Главный вопрос
Как работать на уроке со всем классом
и одновременно с
каждым ребенком?
Слайд 6Новые компетенции учителя
Готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от
их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
Слайд 7Содержание профессионального стандарта педагога
Знать общие закономерностей развития личности и проявления личностных
свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей обучающихся.
Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников.
Слайд 8Ответом, направленным на разрешение основного противоречия, связанного с групповой формой организации
обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном уровне с учетом психологических особенностей обучающегося.
Слайд 9Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности,
склонностей и дарований каждого ученика, имеет в виду не приспособление целей и содержания обучения к отдельным учащимся, а выбор форм и методов обучения с учетом особенностей и способностей детей, делая обучение доступным и посильным.
Слайд 10При реализации этого принципа преподаватель должен знать и учитывать индивидуально –
психологические особенности ученика, ту совокупность факторов, которые могут помешать ему успешно учиться. К их числу относится:
реальный запас знаний, умений и навыков;
уровень развития обучающегося;
особенности процессов восприятия, мышления, памяти, воображения, эмоционально-волевых качеств;
темп и особенности познавательной деятельности, готовности учащегося к обучению по данной учебной дисциплине.
Слайд 11На процессы познавательной деятельности влияют возрастные особенности детей, темперамент, личностные особенности,
особенности психических процессов ребенка. Если учитывать все своеобразия ребенка и организовывать учебную работу специфическим образом, то можно избежать многих проблем, приводящих его к школьной неуспеваемости.
Слайд 12Учитель понимающий, какое значение имеют для его деятельности индивидуальные различия обучающихся,
непременно подметит их и найдет возможность использовать.
Слайд 13Холерик
быстрая, страстная, со сбивчивыми интонациями речь;
сильно подвижная выразительная мимика, жесты порывисты;
вспыльчив,
суетлив, нетерпелив, может вскочить
из – за парты;
при выполнении интересной или важной для него работы, он – весь внимание, все его мысли, эмоции, движения сконцентрированы на ней;
после выполнения такой работы испытывает упадок сил и, пока не восстановит их, организовать его очень трудно.
Слайд 14Меланхолик
слабая неритмичная речь, иногда снижающаяся до шепота;
стеснителен, застенчив, малоактивен, робок,
необщителен;
голова часто опущена, подбородок втянут;
внешне ребенок спокоен, однако из бесед с родителями узнаешь, что ученик сильно переживает из-за неудач: впадает в уныние, плачет, плохо спит и т.д.
Слайд 15Флегматик
речь спокойна, равномерна, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции, мимики;
спокоен, рассудителен, молчалив, медлителен;
за партой сидит спокойно, непринужденно, не вертится, даже когда прозвенит звонок встает как бы нехотя, не сразу.
Слайд 16Сангвиник
говорит громко, быстро, отчетливо, сопровождает речь выразительными жестами и мимикой, он
весел, энергичен, деловит.
сидит за партой обычно непринужденно;
необходимо постоянно поддерживать интерес - если ему скучно, он начинает играть с ручками, карандашами и т.д. или заниматься посторонними делами.
Слайд 17Экстраверты
не любят письменных видов работ, избегают их, часто не доделывают, не
пользуются черновиками;
испытывают потребность постоянно реализовывать новые учебно-речевые ситуации, разыгрывать новые роли, а при повторении начинают скучать.
предпочитают учебно-речевые ситуации, на фоне которых происходит быстрая смена сюжета, проигрывая которые можно подвигаться.
Слайд 18Интроверты
любят работать с книгой, выполнять письменную работу. Стремятся не только набросать
план устного высказывания, но и полностью его записать;
испытывают дискомфорт в новых, необычных для них ситуациях, а на этапе повторения, когда накопился опыт общения, чувствуют себя довольно уверенно, творчески решают задачи;
испытывают дискомфорт в тех ситуациях, в которых им приходится выступать перед большой или незнакомой аудиторией, а также при решении коммуникативных задач начала разговора, его поддержания.
Слайд 19Низкая самооценка
не смотрят прямо, в лицо партнеру или учителю, взгляд их
скользит или снизу вверх, или в сторону от партнера, или же фиксирован на какой-либо точке пространства, движения неритмичные;
доски часто переминаются с ноги на ногу, носки повернуты внутрь.
Слайд 20Завышенная самооценка
смотрят вокруг оценивающе, прищурив глаза, сидят за партой расслабленно, откинувшись
назад, голова высоко поднята;
спокойные, широкие, ритмичные движения: они прямо смотрят в лицо учителю, партнеру;
у доски не переминаются с ноги на ногу.
Слайд 21Наиболее ярко внешние свойства темперамента проявляются у младших подростков.
С возрастом
воспитание и усиливающийся самоконтроль сглаживают многие проявления темперамента.
Слайд 22Работа с одаренными детьми
Индивидуально-дифференцированный подход на уроках.
Целеполагание.
Прием «три уровня домашнего
задания».
Прием «особое задание».
Метод проектов.
Внеклассная работа.
Портфолио учащегося.
Слайд 23Индивидуализация учения не исключает, а предполагает коллективные, фронтальные, групповые формы деятельности,
коллективистически-мотивированное учение, усиление в обучении связей «ученик – ученик», больший акцент на самостоятельность в познавательной деятельности.