Слайд 1Способы диагностики
субъективности учащихся
в образовательном процессе
учитель математики
МОУ лицея № 35
Улитина Л.В.
Слайд 2В процессе развития и воспитания личности наблюдается соотношение объективных условий и
субъективных факторов
Г.Н. Филонов
Слайд 3Если даже допустить, что все люди одинаковы, то тут же придется
признать, что каждый одинаков по своему.
О. Уайльд
Слайд 4Все учащиеся, без какого-либо исключения, могут учиться. Единственное, на что они
могут оказаться неспособными,- это учиться так, как предписывается конкретной программой, учебником или учителем.
Б.Лу Ливер, американский лингвист, психолог, писатель.
Слайд 5Школьное обучение играет ключевую роль в становлении интеллектуальных сил личности. В
свое время Л.С.Выгодский писал: «…обучение не есть развитие, но, правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными». В тоже время следует отметить, что эффективным будет только такое обучение, которое построено в соответствии с закономерностями интеллектуального (умственного) развития личности.
Слайд 6В настоящее время значительно усилился интерес учителей к психолого-педагогическим знаниям. Всем
ныне очевидно, что совершенствование мастерства учителя во многом зависит от того, в какой мере он использует психолого-педагогические знания, как опираясь на них, умеет критически переосмысливать традиционный опыт преподавания математики, новые идеи дидактики, опыт учителей-новаторов.
Слайд 7Зная зависимости между
внешними условиями учебного процесса (характером упражнений, их последовательностью,
организационными приемами) и
внутренними процессами, протекающими в сознании учащихся (их вниманием, активностью мыслительной деятельности, самоконтролем и т.д.), владея методикой их применения, учитель может целенаправленно управлять мыслительной деятельностью учащихся, их вниманием, процессами запоминания учебного материала. Такое управление осуществляется путем видоизменения внешних условий, в которых протекает эта деятельность.
Слайд 8Субъективность -
— зависимость суждений, мнений, представлений и т.п. от субъекта , его
взглядов, интересов, вкусов, предпочтений и т.д.
То же, что: субъективизм
устар. То же, что: индивидуальность
Слайд 9Схема субъективности:
Субъективность представима следующей схемой.
В П М
Где:
В
- восприятие.
П - память.
М - мышление.
<-> - связи между ними.
Слайд 10Способности – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека, связанные с успешностью выполнения какой-либо
деятельности, но не сводящиеся к знаниям, умениям и навыкам.
Слайд 11Соотношение врожденного и приобретенного:
Отечественные психологи говорят, что 30% врожденно, а 70%
приобретено.
Айзенк: 70% врожденно, 30% приобретено.
Слайд 12Теории способностей
Платон – способности биологически обусловлены и их появление целиком зависит от
наследственных характеристик. Обучение и воспитание могут лишь изменять скорость их появления.
Слайд 13Теории способностей
Гальперин, Гельвецкий, Овчинникова, Гиппенрейтер – считали, что из любого можно
сделать гения, главное окружающая социальная среда. Посредством воспитания можно сформировать гениальность.
Слайд 14Виды способностей:
Природные (естественные) способности.
Являются общими для человека и животных: восприятие, память,
способность к элементарной коммуникации. Данные способности непосредственно связаны с врожденными задатками. На базе этих задатков у человека, при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения, формируются специфические способности.
Слайд 15Виды способностей:
Специфические способности:
Общие: определяют успехи человека в различных видах деятельности (мыслительные
способности, речь, точность ручных движений).
Специальные: определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (музыкальные, математические, лингвистические, технические, художественные способности).
Слайд 16Виды способностей:
Общие и специальные способности сосуществуют, взаимно обогащая и дополняя друг
друга.
Слайд 17Кроме того, способности делят на теоретические и практические.
Теоретические предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям,
а практические – к конкретным практическим действиям. Чаще всего теоретические и практические способности не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладают или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко.
Слайд 18Существует также деление на учебные и творческие способности. Первые определяют успешность обучения, усвоения знаний, умений
и навыков, а вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры.
Слайд 19Творческие способности -
это в первую очередь умение человека находить особый взгляд
на привычные и повседневные вещи или задачи. Это умение напрямую зависит от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.
Слайд 20Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только
в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях. В большинстве случаев творческий человек - это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения.
Слайд 211) задатки - природные предпосылки способностей,
2) способности,
3) одаренность – своеобразное сочетание
способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности,
4) мастерство – совершенство в конкретном виде деятельности,
5) талант – высокий уровень развития специальных способностей (это определенное сочетание высокоразвитых способностей, т.к. изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом).
6) гениальность – высший уровень развития способностей (за всю историю цивилизации было не более 400 гениев).
Уровни развития способностей:
Слайд 22Психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение
участников образовательного процесса с целью создания необходимых условий
для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Слайд 24Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка в образовательном процессе
Слайд 25Сопровождение учащихся психологической службой образовательного учреждения
Слайд 26Диагностическая деятельность
процесс, в ходе которого (с использованием диагностического инструментария или без
него), соблюдая необходимые научные критерии качества, учитель наблюдает за учащимися и проводит анкетирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов и сообщает о полученных результатах с целью описать поведение, объяснить его мотивы или предсказать поведение в будущем.
Слайд 27Психосоциальная диагностика
проведение исследований в целях определения индивидуальных особенностей и склонностей личности,
ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин трудностей в обучении, развитии, социальной адаптации; выявление реальной и потенциальной групп риска.
Слайд 28Психокоррекционная работа
– совместная деятельность педагога-психолога, социального педагога, учителя-дефектолога, (при необходимости детского
психотерапевта, психиатра, невролога), учителя-логопеда по разработке психокоррекционных программ обучения и воспитания; планирование и проведение индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы.
Слайд 29Психологическое и социально-педагогическое консультирование
участников образовательного процесса по различным психолого-педагогическим социальным и
медицинским проблемам, вопросам самоопределения, личностного роста, взаимоотношений; помощь учащимся и родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации; консультирование других работников образовательного учреждения, органов опеки и попечительства, Управления внутренних дел, учреждений социальной защиты, здравоохранения, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и других учреждений по вопросам воспитания и обучения несовершеннолетних.
Слайд 30Исследование социума
образовательного учреждения с целью изучения их воспитательного потенциала и организации
взаимодействия.
Слайд 31Социально-педагогическая и психологическая профилактика
возможных неблагополучий в детско-подростковой среде в условиях образовательного
процесса; предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, фактов асоциального поведения; разработка рекомендаций педагогам и родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; пропаганда здорового образа жизни.
Слайд 32Организационно-методическая деятельность службы
анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию;
участие
в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации,
участие в разработке и реализации программ оздоровления воспитанников с учетом состояния их здоровья;
Слайд 33организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению инновационными методиками;
формирование
банка данных достижений отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению.
Слайд 34Выявление и поддержка учащихся
нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве с
целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, в т. ч. приоритетного права ребенка на жизнь и воспитание
в семье.
Слайд 35Информационно-методический и диагностический комплекс
(ИМДК)
Слайд 36Инфотека
Информация о школах, средних профессиональных и высших учебных заведениях (классификаторы профессий,
материалы с информацией о профессиях и учебных заведениях);
ППМС-центрах города; службах социальной помощи; кризисных центрах, службах “Доверие”;
логопедических центрах; центрах досуга и отдыха;
общая информация по ППМС сопровождению в России и за рубежом.
Слайд 37Библиотека
Литература по педагогике, психологии, дефектологии и другим смежным дисциплинам; специальная подборка
книг по темам:
«Учителю»;
«Классному руководителю»;
«Специалисту»;
«Ты не один» (ребенку и подростку);
«Родителю».
Слайд 38Видеотека
Аудио- и видеокассеты, dvd-диски по направлению деятельности учреждения.
Слайд 39Диагностическое обеспечение
Систематизированная подборка различных тестов (диагностика чаще проводится по запросу).Специалисты ППМС
сопровождения работают по схеме:
наблюдение за ребенком;
обсуждение проблемы;
решение вопроса: «Нужно ли тестирование?»
Если да, то выбирается инструментарий.
Слайд 40Методический блок
Технологии, программы и методические разработки по ППМС сопровождению.
Слайд 41Инструментарий
Карты
индивидуальное сопровождение;
ППМС сопровождение класса;
изучение развития ребенка;
диагностическая карта класса и др.
портфели
достижений.
Слайд 42Диагностическая деятельность педагога
Систематическое наблюдение учителя за своими учениками уже является диагностической
деятельностью. При этом для обсуждения некоторых принципиальных вопросов не столь важно, каким образом осуществлялся сбор диагностической информации: с помощью соответствующего инструментария (классные работы, тесты, анкеты и т.д.) или без него (например методом
простого наблюдения).
Слайд 43В диагностической деятельности выделяются следующие аспекты:
а) сравнение, б) анализ,
в) прогнозирование, г) интерпретация, д) доведение до сведения учащихся результатов диагностической деятельности, е) контроль за воздействием на учащихся различных диагностических методов.
Слайд 44Интерпретация
Диагностика – распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его
существенных параметров. По существу педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность.
в последние два столетия во всевозрастающей степени стали применяться научно контролируемые методы.
Слайд 45Способы диагностики:
тест Равена;
диагностика структур интеллекта Амтхауэра;
диагностика невербальной креативности
Торренса;
тест математических аналогий;
диагностика вербальной креативности (адаптация теста Медника) и др.
Слайд 46Среди методов диагностирования личности следует выделить следующие
Наблюдение
Слово
Беседа
Анкетирование
Метод экспертной оценки
Биографический метод
Слайд 47Среди методов диагностирования личности следует выделить следующие
Наблюдение — метод, который
используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем. Существуют различные разновидности наблюдения.
Слайд 48Наблюдение как основной метод педагогической диагностики
Наблюдение – целеустремленный и планомерный сбор информации
с последующей систематизацией фактов и формулированием выводов.
Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования и исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку ребенка.
Слайд 49Основные требования к методу психолого-педагогического наблюдения следующие:
Наблюдение должно иметь определенную цель.
Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану.
Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены.
Психолого-педагогические явления следует наблюдать в реальных естественных условиях.
Слайд 50Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сопоставимыми: с применением одинаковых
критериев, данных, полученных через равные промежутки времени, в одних и тех же оценках и др.
Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут быть допущены при наблюдении и предупреждать их.
Слайд 51Виды наблюдений
Контролируемое наблюдение
Неконтролируемое наблюдение
Открытое наблюдение
Включенное наблюдение
Невключенное наблюдение
Полевое наблюдение
Лабораторное наблюдение
Систематическое наблюдение
Случайное наблюдение
Слайд 52Методы педагогической диагностики
Беседа – получение педагогом информации об особенностях развития ребенка в
результате обсуждения их с родителями (педагогами).
Опрос в форме интервью – один из древнейших диагностических методов.
Интервью – планомерные действия с определенной научной целью, в ходе которых испытуемый должен быть подвигнут к сообщению вербальной информации с помощью ряда целевых вопросов или вербальных стимулов.
Слайд 53Беседа в социальной диагностике — метод получения и корректировки информации на
основе вербальной коммуникации.
Пожалуй, основное требование, которому должен соответствовать диагност, — это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах.
Ведение беседы требует определенных знаний и навыков.
Слайд 54Основные технологические условия, обеспечивающие успех беседы:
• умение заинтересовать собеседника предлагаемой
темой беседы;
• создание атмосферы взаимного уважения и доверия;
• искусное использование методов убеждения и внушения.
Слайд 55Слово не единственный показатель, по которому можно оценить мысли и намерения,
проблемы собеседника. Важно улавливать и мимику, жесты, позу, усиление голоса, выражение лица, глаз, улыбку. Подобные реакции обычно непроизвольны, и опытный человек может по ним судить о чувствах и даже мыслях и намерениях собеседника.
Слайд 56Анкетирование —
метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых.
Вопросник —
совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и
проявлений личности.
Слайд 57Метод экспертной оценки.
Это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования. Иногда
социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.
Слайд 58Методы тестирования.
Их существует множество, и они разделяются на группы по
ряду признаков: индивидуальные и групповые (коллективные), вербальные и невербальные; количественные и качественные, общие и специальные и др.
Слайд 59Тесты являются специализированными методами диагностического обследования, с помощью которых, можно получать
количественную или качественную характеристику изучаемого явления. В отличие от других методов, они предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.
Слайд 60Существуют варианты теста: тест-опросник и тест-задание.
Тест-опросник — тщательно продуманные и проверенные
вопросы, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого.
Тест-задание — оценка психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о наличии степени развития, или отсутствии у него изучаемого качества.
Слайд 61Биографический метод —
способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути
личности. Этот метод, основанный на изучении личности в контексте ее личной истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений с другими людьми, направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, на переструктурирование пространственно-временной организации и деловой, семейной, духовной жизни в условиях конкретной природной и социальной среды.
Слайд 62Методики диагностики учащихся
Диагностика — это способы изучения личности человека путем использования
стандартных процедур тестирования. В качестве схемы педагогического исследования можно взять следующую последовательность процедур изучения школьника.
Слайд 631. Общие сведения: возраст ученика; класс; школа; состояние здоровья; внешность.
2. Изучение социальной
ситуации развития учащегося и его окружения: состав семьи; профессии; возраст; краткая характеристика родителей и других членов семьи; взаимоотношения в семье.
Слайд 643. Особенности школьника:
а) диагностика познавательной сферы (характеристики познавательных процессов):
— восприятие (целостность,
осмысленность, восприятие времени и пространства);
— память (уровень развития видов памяти, индивидуальные и возрастные особенности);
— воображение (воссоздающее и творческое, склонность к фантазированию, проявление в творческой деятельности, оригинальность, гибкость, беглость, самостоятельность, уровень развития творческого потенциала личности);
Слайд 65— внимание (виды, влияние на успеваемость и дисциплину, соответствие возрасту);
— мышление
(уровень развития видов и операций, самостоятельность, скорость протекания мыслительных процессов, логичность; влияние на успеваемость);
б) диагностика развития способностей (общие, специальные, одаренность;
в) диагностика темперамента (тип нервной системы, психологическая характеристика, проявления в поведении и общении);
г) диагностика эмоционально-волевой сферы:
— самооценка как компонент самосознания;
— воля и волевые нарушения, уровень развития, целеустремленность, инициативность, решительность, самообладание, наличие волевых привычек;
— наличие тревожности, страхов;
— депрессивность, эмоциональная расположенность или замкнутость;
Слайд 66д) диагностика способности к общению и межличностных отношений (потребность в общении,
общительность, характер общения (доминирование, подчинение, лидерство, конформизм, эмпатия, конфликтность); общение со взрослыми, сверстниками и младшими; общение с детьми своего и противоположного пола);
е) диагностика уровня развития учебной деятельности (готовность к школьному обучению (для первоклассников); мотивация учения и учебные интересы; отношение к школе, учению и отметкам; учебные достижения (успеваемость, знания, умения, навыки); активность, любознательность, прилежание; наличие «школьной тревожности»);
Слайд 67ж) направленность личности школьника (доминирующие мотивы и цели деятельности), тип направленности (общественная,
личная, деловая); интересы (преобладающие интересы, их глубина, широта, устойчивость, степень активности; профессиональные и личностные интересы); мечты и идеалы (степень их обобщенности и действенности);
и) самосознание (Я-концепция, самооценка: уровень, адекватность, устойчивость, ориентация, дифференцированность).
Слайд 684. Общие выводы:
— уровень психического развития учащегося;
— соответствие возрастным особенностям;
— необходимость
психолого-педагогической коррекции и ее пути.
Слайд 69Методы педагогической диагностики
Беседа – получение педагогом информации об особенностях развития ребенка в
результате обсуждения их с родителями (педагогами).
Опрос в форме интервью – один из древнейших диагностических методов.
Интервью – планомерные действия с определенной научной целью, в ходе которых испытуемый должен быть подвигнут к сообщению вербальной информации с помощью ряда целевых вопросов или вербальных стимулов.
Слайд 70Письменный опрос – способ получить сведения об объективных данных или субъективных позициях
с помощью анкет.
Метод экспериментального изучения ребенка – более «молодой» по сравнению с методом наблюдения.
Метод эксперимента – сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений.
Слайд 72Диагностика математических
и лингвистических способностей подростков
Математический субтест ( теста Айзенка )
1)
Продолжить числовой ряд
а)18; 20; 24; 32; …
б)212; 179; 146; 113; …
2) Вставьте пропущенное число
17 / 112 / 39
28 /___ / 49
Слайд 73Лингвистический субтест для подростков
Решите анаграмму и исключите лишнее слово
а)ОЗУКРА
НИШПАЯЛ
НИБОВОС
НИШКУП
б)АЧТПО
АИДРО
ФАГРЕЛТЕ
КТЕВИНЦ
Слайд 74Диагностика уровня интеллекта
Школьный тест умственного развития (ШТУР)
Тест был разработан учеными научно-исследовательского
института Общей и педагогической психологии для диагностики умственного развития учащихся.
Вопросы: 1) Начальные буквы имени и отчества называются…
а)вензель, б)инициалы, в)автограф, г)индекс, д)анаграмма.
2)система взглядов на природу и общество есть..
а)мечта, б)оценка, в)мировоззрение, г)кругозор, д)иллюзия.
Слайд 75Диагностика способности к обучению методика «Интеллектуальная лабильность» (С.Н.Костроминой)
Инструкция теста: «Слушайте внимательно
задания. Переспрашивать нельзя»
1.Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца.
2.Напишите цифры 1, 6, 3. Нечетные обведите.
3.Напишите слово «пар» наоборот.
4.Нарисуйте прямоугольник. Разделите его двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями.
5.Нарисуйте прямоугольник, а рядом ромб. В прямоугольнике напишите сумму чисел 5 и 2, а в ромбе разность этих чисел….
Слайд 76Существуют специальные тесты
диагностики внимания
диагностики памяти
диагностика индивидуально-типологических особенностей
диагностика темперамента
диагностика эмоционально-личностной сферы школьника
Слайд 77Диагностика особенностей личности (авторы Айзенк, Личко, Леонгард, Кэттелл)
Диагностика школьной тревожности Филлипса
Диагностика
мотивационно-волевой сферы школьника
Диагностика агрессии у подростков (Басса-Дарки)
Диагностика сферы межличностных отношений и общения
Слайд 78В основу работы я (как и многие учителя математики) закладываю изучение
способностей личности.
В структуру математических способностей входят более десяти групп компонентов.
Из них я выделяю две основные: быстроту усвоения и активность мышления.
Слайд 79Быстрота усвоения характеризуется следующими категориями:
- дословное повторение текста;
- частичное повторение;
- воспроизведение
50 % текста;
- самостоятельное воспроизведение текста ранее изученного;
- воспроизведение материала с помощью учителя;
- воспроизведение с ошибками (но основная нить удерживается);
- замедленное, невнятное воспроизведение текста;
- умственная отсталость (затухание развития).
Слайд 80Активность мышления характеризуется такими категориями:
- плодотворная работа на протяжении всего урока;
-
работа со «вспышками»;
- неполная работоспособность;
- быстрая утомляемость;
- игнорирование заданий.
Слайд 81Материал для анализа перечисленных компонентов я беру прежде всего из наблюдений,
по результатам которых я заполняю следующую диагностическую таблицу.
Слайд 83Диагностику провожу в 5-6 классах, она включает в себя, в частности,
разного рода анкеты. Например, такую.
Слайд 84 Анкета
1. Класс.
2. Фамилия, имя.
3. Если в домашней библиотеке математические книги
(не учебники)?
4. Кто больше всего помогает тебе готовить уроки по математике?
5. Сколько времени занимает подготовка к уроку математики?
6. Почему ты учишь математику?
7. Хочешь ли ты знать больше, чем дается на уроке?
8. Как дается тебе математика? (Нужное подчеркнуть)
легко; много надо заучивать; трудно.
9. Мечтаешь ли ты связать свою жизнь с математикой? (Нужное подчеркнуть)
хочу стать математиком; хочу поступить в ВУЗ; хочу знать как можно больше о разном.
Слайд 85Итак, в классе сформировались 3 группы учащихся, по - разному относящиеся
к математике. Сообщаю ученикам кто в какой группе оказался; можно это сделать в шуточной форме: Считалкины, Решалкины, Смекалкины ( группы отвечают уровням А, В, С см. таблицу).
Ребята знают, что состав групп не закреплен раз и навсегда. Со временем можно прейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения и собственным желанием.
Слайд 86 Итак, к седьмому классу передо мной 3 группы. Можно начинать
поэтапное дифференцирование.
Считалкиным предлагаю задание, соответствующие обязательным результатам обучения.
Решалкиным даю такое же задание, к которому добавляю более сложную задачу.
Смекалкиным задание из учебника дополняю задачами из различных пособий.
На некоторых этапах урока выделяются консультанты- ребята из группы смекалкиных.
Слайд 87При контроле знаний (самостоятельных и контрольных работ)
Считалкины выполняю задания по образцу.
Решалкины
выделяют главное в решении.
Смекалкины работают с дополнительным материалом.
Слайд 88Математика является не только очень важным учебным предметом, но и весьма
сложным, поскольку математическими способностями обладают не многие школьники. Но у школьной математики есть великое преимущество – она стабильна по своей природе. История учит, что наша отечественная система образования, несмотря на все трудности, которые она испытывает, остается жизнестойкой, жизнеутверждающей и гуманной. Её сохранение и развитие принесет благо не только народу России, но и народам всего мира.