Слайд 1Жизнь на уроке должна стать подлинной
или Метапредметный подход в обучении
МО биологи, химии, истории географии.
Слайд 2Метапонятия – метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ).
Аналогичные понятия – универсальные
знания и способы; – мыследеятельность.
Метадеятельность – универсальный способ жизнедеятельности каждого человека; отражает уровень развития личности. Имеет надпредметный характер.
Две составляющие – метазнания и метаспособы.
Метаспособы – это мышление (теоретическое, критическое, творческое, образное…) + информационные и регулятивные умения.
Метазнания – это знания о знании, о структуре и способах получения знания. характеристика метазнания – надпредметность и интегративность.
Слайд 3Метапредметный подход
означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 5 Суть метапредметного подхода
Метапредметный
подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка.
Слайд 6 На роль идеологов и реализаторов метапредметного
подхода претендуют прежде всего две школы:
Громыко Юрий Вячеславович. Организация – институт инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования Москвы. Монография «Мыследеятельностная педагогика» 2000 г.
Хуторской Андрей Викторович. Организация – центр дистанционного образования (ЦДО) РАО «Эйдос», Москва. В марте 2011 года ЦДО учредил Институт образования человека. Вопросами метапредметного содержания образования занимаются с 1980-х гг.
Слайд 7Метапредметы (по Ю.В. Громыко)
Это предметы, отличные от предметов традиционного цикла.
Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности.
Слайд 8Основная задача метапредмета
Слайд 9Знак
представители
строение
папоротникообразные
значение
размножение
хвощи
плауны
папоротники
лист
стебель
корень
споры
влага
металлургия
с/х
Слайд 10Сравнительная характеристика зон Урала
Слайд 11Знания
Понятие – вывод, итог познания реальных процессов и явлений,
логически оформленная
мысль. Без целенаправленной работы над понятиями
учащиеся не в состоянии механически их выучить и правильно использовать.
Слайд 12Алгоритм работы с понятиями:
Назвать понятие, дать его определение.
Вычленить ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.
Привести примеры для конкретизации понятий, найти область его применения.
Связать понятие с другими, касающимися данного предмета.
Составить небольшой рассказ, употребляя данное понятие.
Определить термин своими словами.
Назвать иной смысл понятия в какой-то другой области знаний.
Слайд 13знания
понятия
Корневище
Вайи
Спорангии
Каменный уголь
Заросток
Стела
Известкование
Гаметофит
Спорофит
Работа с понятиями
Попробуйте рассказать что-нибудь об этих
понятиях. Какие предложения можно составить с этими словами? Какое отношение к теме сегодняшнего урока могут иметь данные понятия? С какими терминами встретились впервые? (подчеркиваются слова, к которым необходимо вернуться в конце урока).
Слайд 14Среди приведённых терминов все за исключением двух относятся к гражданскому праву:
1) собственность;
2) работодатель;
3) договор;
4)аренда;
5)преступление;
6)опека;
7) патент.
Слайд 15Образцы заданий для формирования понятийного аппарата
Логические отношения между понятиями
Приведите примеры для подтверждения взаимосвязей понятий:
вид-род (окунь- рыба); или часть-целое (плавник-рыба).
Подбор
Подобрать к данным словам родовое (обобщающее) и видовое понятие:
(ограничивающее) понятия:
лягушка (земноводное, травяная);
певчая птица (птица, соловей).
Слайд 16Проблема
Перед вами рисунок червивого яблока. Какое отношение имеет рисунок к нашей
теме?
Слайд 18Задача
Биологическая задача №1
Взрослые растения мха- сфагнума не имеют ризоидов. Каким же
образом они удерживаются в вертикальном положении и при помощи чего они всасывают воду?
Биологическая задача №2
В трудные военные годы при отсутствии ваты при перевязке ран врачи использовали сухой сфагновый мох. Какие свойства этого растения учитывались при этом?
Слайд 19метапредметный урок
что я делаю?
для чего я это делаю?
как я
это делаю?
какой это дает результат?
за счет чего этот результат достигнут?
Слайд 20Структурные элементы метапредметного урока
Мобилизующий этап
Целеполагание
Коммуникация.
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Рефлексия
Слайд 21Требования к заданиям на уроке
Повышенный уровень сложности,
Проблемный или поисковый
характер.
Творческие задания на комплексное применение знаний и умений, которыми владеет ученик.
Деятельностный характер задания
(Стимулировать освоение новых способов мыследеятельности.)
Слайд 22вывод
Учитель не актёр, а режиссёр
Метапредметный подход позволит школьнику осознанно подходить
к образовательному процессу.
Мы не имеем морального права сравнивать одного ученика с другим, потому что природа сотворила каждого ребенка индивидом. Каждый одарен по своему.
Слайд 23«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше ,
нежели те , которые пришли в голову другим» (Паскаль)