Слайд 1ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ
Слайд 2Возрастные особенности третьеклассников
значительные изменения в общем интеллектуальном развитии детей: происходит "скачок"
в умственном развитии учащихся.
происходит активное усвоение и развитие мыслительных операций, более интенсивное развитие получает вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями.
Новые возможности мышления
Дальнейшее развитие восприятия, внимания, памяти.
Д.Б. Эльконин:
"Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим".
Активно развивается способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть своим вниманием, памятью, мышлением.
Слайд 3Факторы, непосредственно определяющие успешность обучения в младшем школьном возрасте.
Хорошо развитые свойства
внимания и его организованность.
Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания.
Развитая память.
Развитые мыслительные способности.
Развитие у школьников интереса к чтению.
Слайд 4Развитие внимания
При овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания;
Успешность усвоения
русского языка связана с распределением внимания;
Обучение чтению связано с устойчивостью внимания.
Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам
Слайд 5Упражнения для развития внимания.
Развитие произвольного внимания, быстроты распределения и переключения
внимания.
Переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их.
Например:
АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, АЛКУК, ТЕЛОМАС, АНИШАМ, РОФОТЕВС, ЬЛИБОМОТВА
Переписать без ошибок следующие строчки и представить себе, что могли бы означать эти слова:
1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА
ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА
2. РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА
ФИЛИТАДЕРА КЛАТИМОР
3. РЕТАТЕРТА ГРУММОПД ЛАЙОНОСАНДЕРА
4. ОСТИМЕРА ОСТИМАРЕ
Слайд 6Упражнения для развития внимания.
Развитие произвольного внимания, быстроты распределения и переключения внимания.
Разделить
«склеенные» между собой слова.
ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНАКНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО
Разделить «склеенные» между собой предложения:
БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЕКИПОГОДАХОРОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЕПЛЫМЛУЧАМ
Вычеркнуть повторяющиеся слова:
МОРЕСОЛНЦЕЛЕСВОДАМОРЕЗЕМЛЯСОЛНЦЕЛУЧНЕБОВОДАРЫБАЛЕСУТКАМОРЕСОЛНЦЕПАРОХОДВОДАЗЕМЛЯПОХОДМОРЕПИСКРЫБАНЕБОДЕТИМОРЕ
Слайд 7Упражнения для развития внимания.
Развитие произвольного внимания, быстроты распределения и переключения внимания.
Расставить числа в порядке возрастания:
5, 8, 1, 6, 4, 12, 7, 2, 1, 8, 10, 4, 3, 2, 0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 8, 13, 8, 6, 19, 21, 15,1 7, 12, 14, 30, 27, 32, 6, 4, 8, 19, 42.
Найти 12 ошибок в приведенных ниже примерах:
3+12=1515-8=1716+4=223+3=1016+8=2313-4=916-9=716+9=2813-2=1112-6=615+9=2515-4=1115-2=1319+5=2412-4=1615+5=1014-9=512-9=35+17=227+18=252+11=1316-5=116+15=2218-8=1017+7=2312-7=519-7=1314-8=619-6=135+13=1818-4=1216+6=2213-5=84+18=2214+9=2316-2=14
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, его предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок спрашивает, что делать дальше, - ответить, что пусть он делает так, как понял.
Слайд 8Упражнения для развития внимания.
Развитие произвольного внимания, быстроты распределения и переключения внимания.
1).
Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.д. Он должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите задание снова.
2). Затем можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда, как условлено, услышит слово, обозначающее растение.
3). Можно объединить первое и второе задания, т.е. ребенок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встает при произнесении слова, обозначающего какое-либо растение.
Слайд 9Упражнения для развития внимания.
Развитие произвольного внимания, быстроты распределения и переключения внимания.
Для развития устойчивости внимания.
Дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, «а»). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты на графике, проанализируйте, как изменяется результативность.
Если Вы делали все правильно, то должно быть улучшение результатов – ознакомьте ребенка с ними, порадуйтесь вместе с ним.
Для тренировки распределения и переключения внимания. Измените инструкцию. Например, так: «В каждой строке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни». Или так: «Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «л». Фиксируйте время и ошибки.
Проводите эти развивающие упражнения в соревновательной форме.
Слайд 10Упражнения для развития внимания.
Развитие произвольного внимания, быстроты распределения и переключения внимания.
В
таблице предложенных букв необходимо вычеркнуть вертикальной чертой буквы А, М, К, З. Эта таблица называется таблицей Бурдона.
Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.
Слайд 11Упражнения для развития внимания.
Развитие произвольного внимания, быстроты распределения и переключения внимания.
Предложите своему ребенку решить следующую задачу: на столе лежали книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат ручка, тушь, ластик, книга, краски. Что убрали со стола и что положили на стол?
Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло, спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо. Что же он забыл купить?
Упражнение на развитие распределения внимания.
Если ребенок владеет обратным счетом (например, 10, 9, 8, 7 и т.д.), то можно предложить ему повторять его, но при этом одновременно выполнять вслед за вами простые физические упражнения (наклоны, приседания, повороты).
Показателем хорошей способности к распределению внимания является небольшое ухудшение результатов по сравнению с первоначальными (без выполнения упражнений).
Слайд 12
Упражнения для развития памяти.
Развитие зрительной памяти.
Разложите на столе перед
ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите повторить, сложить такую же.
Усложнить задание можно, складывая фигуру из палочек разного цвета.
Другой вариант: Вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек.
Слайд 13Развитие памяти
Игра «Я положил в мешок…»
В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок.
Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.
Игра «Я фотоаппарат»
Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д.
Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.
Так можно развивать не только память, но и внимание.
Слайд 14Развитие памяти.
Приемы, помогающие запоминанию.
Если ребенок затрудняется повторить слова, которые
ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.
То же самое можно сделать при прочтении фраз.
Такой прием позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.
Прочитайте ребенку небольшой рассказ, затем попросите его кратко пересказать содержание прочитанного. Если ребенок не смог этого сделать, прочитайте рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: «О чем этот рассказ?»
Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем их сходство и различие). Отвечая на Ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность.
Такая эвристическая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка.
А затем снова попросите сделать пересказ и Вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным
Слайд 15Развитие памяти.
Приемы, помогающие запоминанию.
Попробуйте применить так называемую смысловую систему.
Например, называются 10 слов:
НОЧЬ, ЛЕС, ДОМ,
ОКНО, КОТ,
СТОЛ, ПИРОГ, ЗВОН,
ИГЛА, ОГОНЬ.
Теперь попытайтесь организовать этот ряд слов в одну смысловую систему, которая запоминается легче:
НОЬЮ В ЛЕСУ В ДОМ ЧЕРЕЗ ОКНО ВЛЕЗ КОТ, ПРЫГНУЛ НА СТОЛ, СЪЕЛ ПИРОГ, НО РАЗБИЛ ТАРЕЛКУ, ПОСЛЫШАЛСЯ ЗВОН – ОН ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО ОСКОЛОК ВПИЛСЯ ЕМУ В ЛАПУ, КАК ИГЛА, И ОН ОЩУТИЛ В ЛАПЕ ОЖОГ, КАК ОТ ОГНЯ.
Слайд 16Развитие памяти.
Приемы, помогающие запоминанию.
Таким
образом, в качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы:
выделение смысловых опор,
классификация, составление плана ,
различные мнемотехнические приемы,
а также возможности письменной речи как средства запоминания.
Слайд 17Развитие памяти.
Приемы, помогающие запоминанию.
Для
того, чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве опоры для запоминания, само это действие должно быть первоначально сформировано. Например, прежде чем использовать прием классификации для запоминания какого-либо материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.
Поэтому особенно важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей.
Основное внимание должно быть уделено обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать простейшие определения.
Слайд 18Развитие памяти.
Помните: мы лучше всего запоминаем:
- то, чем постоянно пользуемся;
- то, к чему нам надо будет вернуться (прерванные действия);
- то, что нам нужно;
- то, что мы можем связать с другими нашими знаниями и умениями;
- то, что связано с нашими переживаниями (и приятными, и неприятными).
Слайд 19Успешного учебного года!
Психолог Шилова О.А.
Психологическая служба
МБОУ «Гимназия№42»
г.Барнаул