Слайд 1Внедрение интерактивных технологий обучения
Елисеева А.А.
Слайд 2«Интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» — «взаимный», «act» — «действовать»)
Взаимодействие – диалог
(беседа)преподавателя со студентами, студента со студентами, студентов с компьютером
Слайд 3Проблема:
Отсутствие теоретического обоснования действенных педагогических средств и условий,
способствующих повышению уровня профессиональной подготовки студентов.
Недостаточная мотивация студентов и преподавателей к осуществлению учебной деятельности.
Слайд 4 Мотивация обучения - это общее название для
процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования.
Образно говоря, мотивацию держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и обучающиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация).
Слайд 5
Цель работы
- выявление и обоснование применения интерактивных методов обучения как
условия повышения подготовки студентов колледжа
Слайд 6
.
Задачи
- определение сущности и классификации интерактивных методов обучения;
- выявление состояния использования
интерактивных методов обучения в учебном процессе ;
- выявление возможностей интерактивных методов обучения подготовке будущих специалистов;
Слайд 7
Объект исследования
организация учебного процесса
Предмет исследования
использование
интерактивных методов обучения
Слайд 8Методы исследования:
анализ научно-методической литературы;
изучение Интернет-источников по исследуемой проблеме;
наблюдение;
анкетирование;
собеседование со
студентами и преподавателями;
Слайд 9Классификация интерактивных методов
Лекция – устная или с применением современных технических средств,
презентация и т.д.
Семинар – коллективное обсуждение определенной проблемы или темы учебного плана дисциплины в различных формах.
Ролевая игра – метод проигрывания ролей (инсценировки).
Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, кейс-метод, инцидент, баскет-метод.
Эвристические технологии генерирования идей: «мозговой штурм», синектика, ассоциации (метафоры).
Тренинг – активное овладение и развитие знаний, умений и навыков
Слайд 10Ответы педагогов на вопросы анкеты распределились следующим образом:
1. Влияет ли использование
интерактивных методов обучения на уровень профессиональной подготовки учащихся колледжа?
а) да – 100%
2. В чем состоит преимущество интерактивных методов обучения по сравнению с традиционными?
б) учат учащихся активности в познании– 63%
в) предоставляют возможность учащимся проявить самостоятельность – 45%
г) делают занятия увлекательными, интересными – 91%
е) способствуют организации интенсивной мыслительной деятельности педагога и учащегося – 45%
ж) способствуют организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся – 54%
3. Достаточное ли внимание уделяете Вы использованию на занятиях интерактивных методов обучения?
а) уделяю большое внимание – 36%
б) только на отдельных дисциплинах, по отдельным темам – 55%
в) не использую интерактивные методы вообще – 9%
4. Как, по - Вашему, учащиеся колледжа относятся к использованию на занятиях интерактивных методов обучения?
а) учащимся нравятся занятия, проходящие в интерактивном режиме, им это интересно и помогает лучше усваивать материал, однако требует дополнительных усилий педагога – 100%
5. Интерактивные методы обучения в нашем колледже
а) необходимо более активно внедрять в учебно-воспитательный процесс – 91%
б) оставить на существующем уровне – 9%
Слайд 11Ответы студентов на вопросы анкеты распределились следующим образом:
1. Ощущаете ли Вы
на занятиях в колледже свое целенаправленное продвижение вперед – 68%
2. Учат ли Вас в колледже самостоятельно добывать знания, быть активными в познании – 81%
3. Имеется ли на уроках возможность проявить свою самостоятельность?
- да – 84%
4. Бывает ли Вам на уроках скучно, утомительно?
- никогда - 0% ; - редко – 41%; - часто – 48%; - всегда – 7%;
5. Преподаватели интересно и эмоционально объясняют учебный материал на уроке:
- редко – 50%; - часто – 27 %
6. В колледже нас учат взаимодействовать с другими людьми.
- да – 68%
7. Какая работа на занятии Вам больше всего нравится?
- совместно при взаимодействии с педагогом и с другими учащимися анализировать, рассуждать, стараться разрешить проблему – 68%
8. Что на Ваш взгляд необходимо сделать для усовершенствования учебного процесса?
внедрение более эффективных образовательных технологий – 25%
разнообразие форм учебных занятий – 36%
меня все устраивает – 25%
9. Влияет ли использование на занятии интерактивных методов обучения на успешное усвоение материала?
да - 38% ; - нет – 41 %
10. Достаточное ли внимание уделяется интерактивным методам обучения на занятиях в колледже?
только на отдельных дисциплинах - 61 % ( преподаватели – 54% )
11. Каково Ваше отношение к интерактивным методам обучения?
мне нравятся занятия, проходящие в интерактивном режиме – 55%
мне не нравятся занятия, проходящие в интерактивном режиме – 18%
мне безразлично, какая методика используется при проведении занятий – 27%
12. На мой взгляд, использование интерактивных методов обучения в нашем колледже
- необходимо более активно внедрять в учебно-воспитательный процесс - 43 %
- можно оставить на существующем уровне – 28 % (6 чел.)
Слайд 12Сущность интерактивного обучения
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс
организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Слайд 13Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:
активное включение каждого ученика в
процесс усвоения учебного материала;
повышение познавательной мотивации;
обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);
развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка;
воспитание лидерских качеств;
умение работать с командой и в команде;
принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
Слайд 14МЕХАНИЗАМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Обучающиеся семинары для преподавателей ….
Мастер-классы….
Разработка методических рекомендаций по внедрению
интерактивных технологий…..
Приобретение мобильных компьютерных классов…..(2 шт.)?
Приобретение интерактивных досок …..
Слайд 15
Ожидаемые результаты реализации проекта
В результате реализации проекта:
Будет изучена научно-методическая литература по
теме проекта.
Преподаватели будут ознакомлены с содержанием интерактивных методов обучения и с организацией проведения занятий по данной технологии.
Преподавателям будут предложены практические рекомендации по проведению отдельных занятий по теме проекта по психологическим дисциплинам.
Слайд 161. Положение об интерактивных формах обучения.
2. Учебно-методическое пособие «Компетентностно-ориентированное обучение в
колледже».
3. Учебное пособие «Интерактивные методы обучения в колледже» .
Слайд 17Критерии оценки ожидаемого результата
активное усвоение учащимися приемов и навыков развития, навыков
самооценки, самоконтроля;
развитие познавательных интересов и способностей учащихся;
совершенствование умений выбирать стиль своего поведения, осознавать причины отрицательного отношения к себе и умение их корректировать;
формирование положительной мотивации учения;
повышение методического уровня преподавателя.
Слайд 18
Оценка риска
1. Разный уровень психологической подготовки учащихся к непосредственному включению в
те или иные формы работы.
2. Разный уровень готовности учащихся к самостоятельной учебной деятельности и к работе в малых группах.
3. Дефицит создания физического комфорта, материально-технического обеспечения для творческой работы.
4. Недостаточная подготовленность педагогических кадров.
Слайд 19«Я слышу – и забываю, я вижу – и запоминаю, я делаю – и понимаю».
Конфуций