Презентация, доклад Виды музыкальной деятельности на уроках сольфеджио

Содержание

Слуховой анализОсновные задачи данного вида деятельности:- воспитать целенаправленное восприятие;- служить основным средством знакомства с новыми музыкальными явлениями;- способность накопления в памяти различных слуховых впечатлений, являющихся основой для формирования определенных понятий;- развивать музыкальное мышление учащихся, т.е. способность

Слайд 1ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО
Подготовила: преподаватель теоретических дисциплин - Аввакумова

Л.А.
МБУДО «п.Белореченский», Усольский район, Иркутская область
ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИОПодготовила: преподаватель теоретических дисциплин - Аввакумова Л.А.

Слайд 2Слуховой анализ
Основные задачи данного вида деятельности:
- воспитать целенаправленное восприятие;
- служить основным

средством знакомства с новыми музыкальными явлениями;
- способность накопления в памяти различных слуховых впечатлений, являющихся основой для формирования определенных понятий;
- развивать музыкальное мышление учащихся, т.е. способность осознавать слышимое, проводить сравнения, синтезировать и дифференцировать явления;
- помогать развитию и укреплению памяти и внутреннего слуха.

Слуховой анализОсновные задачи данного вида деятельности:- воспитать целенаправленное восприятие;- служить основным средством знакомства с новыми музыкальными явлениями;-

Слайд 3В практике преподавания применяются два вида анализа на слух:
- анализ дифференцированный,

т.е. анализ, вычленение и усвоение отдельных элементов музыкального языка;
- анализ целостный, т.е. анализ различных элементов музыкального произведения в их взаимосвязи.
В практике преподавания применяются два вида анализа на слух:- анализ дифференцированный, т.е. анализ, вычленение и усвоение отдельных

Слайд 4Примерная схема анализа музыкальных примеров

1. Определить характер музыки:
- дать ей название;
-

ассоциации, связанные с ней.
2. Определить жанровые особенности, определить инструменты, исполнявшие произведение.
3. Охарактеризовать линию развития музыки.
4. Определить структуру мелодии:
- установить сколько фраз;
- какие они.
5. Определить темп, размер, лад.
6. Продирижировать.
7. Выделить отдельные характерные интонации, обороты и ритм фигуры.
8. Установить тональность, определить отклонения, наличие хроматизмов, альтераций.
9. Подробно проанализировать структуру, определив средства формообразования, развития в музыке:
- повтор (точный, секвенция, варьирование, расширение, дополнение и т.д.);
- контрастность.

Примерная схема анализа музыкальных примеров1. Определить характер музыки:- дать ей название;- ассоциации, связанные с ней.2. Определить жанровые

Слайд 5Чтение с листа
Чтение с листа является одним из способов развития музыкального

слуха учащихся. Оно представляет собой навык, который должен совершенствоваться в течение всех занятий сольфеджио.
Чтобы успешно читать с листа, недостаточно обладать хорошими музыкальными данными, надо иметь следующие навыки:
- умение чувствовать тональность, удерживать ее строй, ориентироваться в ступенях тональности;
- умение видеть, понимать и представлять мысленно звучание мелодии, ее форму и логику развития;
- умение владеть своим голосом и петь без поддержки инструмента.

Чтение с листаЧтение с листа является одним из способов развития музыкального слуха учащихся. Оно представляет собой навык,

Слайд 6Подготовительные формы работы над чтением с листа.
Их основная задача фиксировать внимание

детей и отрабатывать процесс не весь сразу, а по частям.
а) Чтение нот в ритме, или сольмизация.
Этот прием помогает овладеть техникой называния нот, отсутствие которой часто тормозит чтение с листа. Полезно проводить его, меняя темп. При чтении нот обязательно дирижировать.
б) Отстукивание ритма примера.
в) Предварительное пропевание отдельных оборотов примера. Особенно этот прием нужен при освоении новых интонационных трудностей (работа проводится по нотному тексту).
г) Разучивание отдельных оборотов.
Подготовительные формы работы над чтением с листа.Их основная задача фиксировать внимание детей и отрабатывать процесс не весь

Слайд 7Основным приемом проведения на уроке чтения с листа является пение с

названием нот, т.е. сольфеджирование. Приемы сольфеджирования могут быть разнообразными.

а) Пение "цепочкой", по группам или по 2-3 человека. Смена групп должна проводиться по фразам, не нарушая формы мелодии. Не поющие, в данный момент, ученики все равно мысленно воспроизводят мелодию, что активизирует работу класса, собирает их внимание.
б) Пение с гармонической поддержкой или с аккомпанементом. Помогая детям сохранять ладотональную перспективу при пении, этот прием хорошо развивает творческую инициативу, организует процесс пения во времени. Творческое воображение при чтении с листа воспитывает способность предслышать развитие мелодии.
в) Пение в разных темпах необходимо для развития техники сольфеджирования. Конечно, для чтения с листа в быстром темпе следует использовать более легкие примеры.

Основным приемом проведения на уроке чтения с листа является пение с названием нот, т.е. сольфеджирование. Приемы сольфеджирования могут

Слайд 8Интонационные упражнения
В настоящее время на уроках сольфеджио используются 4 основных вида

работы:
1. Интонационные упражнения;
2. Анализ на слух;
3. Чтение с листа;
4. Запись музыки (диктант). 

Интонационные упражненияВ настоящее время на уроках сольфеджио используются 4 основных вида работы:1. Интонационные упражнения;2. Анализ на слух;3.

Слайд 9
Интонационные упражнения можно классифицировать по ряду признаков:

По количеству голосов (одноголосие и

многоголосие).

2. Упражнения в ладу.

3. От отдельно взятого звука.

4. С аккомпанементом.

5. Без сопровождения. 

Возможны специальные ритмические упражнения:

1. На сольмизацию (название нот без пения в заданном ритме);
2. На воспроизведение ритма, пения путем выстукивания;
3. На выстукивание ритмического сопровождения мелодии. 
Интервалы и их разрешения необходимо петь вверх и вниз.
Аккорды рекомендуется пропевать во всех возможных комбинациях.

Интонационные упражнения можно классифицировать по ряду признаков:По количеству голосов (одноголосие и многоголосие).2. Упражнения в ладу.3. От отдельно

Слайд 10Музыкальный диктант

Основные задачи, которые стоят перед педагогом в работе над диктантом:
-

создавать и закреплять связь слышимого и видимого (исполненных звуков и их записи), т.е. научить слышимое сделать видимым;
- развивать музыкальную память и внутренний слух;
- использовать диктант как средство для закрепления и практического освоения знаний и навыков, полученных на занятиях сольфеджио.

Музыкальный диктантОсновные задачи, которые стоят перед педагогом в работе над диктантом:- создавать и закреплять связь слышимого и

Слайд 11В процессе записи диктанта участвуют самые разные стороны слуха и разные

свойства психологической деятельности:

мышление, обеспечивающее осознание слышимого;

память, дающая возможность, припоминая, уточнять слышимое;

внутренний слух, способность мысленно слышать и представлять себе звуки, ритм и другие элементы.

В процессе записи диктанта участвуют самые разные стороны слуха и разные свойства психологической деятельности: мышление, обеспечивающее осознание

Слайд 12Музыкальный диктант. Одноголосный.

Структура.
Для того чтобы учащийся не воспринимал мелодию как

сумму звуков, не записывал отдельно ноту за нотой, нужно, чтобы для записи он уяснил себе структуру мелодии, количество построений, фраз, характер заключительных оборотов.
Лад.
Определение ладофункционального значения отдельных частей и оборотов должно быть основой записи диктанта, одним из средств самостоятельной проверки написанного.
Линеарность.
Уметь записывать ряды звуков и отдельные интонационные обороты, осознавая линию движения мелодии.

Музыкальный диктант. Одноголосный.Структура. Для того чтобы учащийся не воспринимал мелодию как сумму звуков, не записывал отдельно ноту

Слайд 13 Интервалы.
Значение интервалов при записи мелодии бесспорно

очень велико, но значение их должно быть началом, не основой методики, а итогов осознания структурных, ладовых и графических особенностей мелодии.

Метроритм.
Методы осознания метроритмической организации звуков при записи их тесно связаны со специфической областью восприятия и часто требуют особых приемов освоения. В методике диктанта следует исходить с самого начала от того, что звуковысотные и метроритмические соотношения неотделимы друг от друга и только в единстве их образуется логика и смысл мелодии. Правда, в процессе педагогической работы над записью диктанта это – одна из самых трудных методических задач. Более правильно с самого начала в предварительной беседе обратить внимание на выразительную сторону ритма, так же как на лад, тональность, структуру.

Интервалы. Значение интервалов при записи мелодии бесспорно очень велико, но значение их должно

Слайд 14Основные задачи, которые ставятся в работе над диктантом должны способствовать развитию

слуха, следующие:

1. Создавать и закреплять связи видимого и слышимого, то есть научить слышимое сделать видимым.

2. Развивать память и внутренний слух.

3. Служить средством для закрепления и практического освоения знаний и навыков, полученных в курсах теории, гармонии, анализа, а также в занятиях по специальности

Основные задачи, которые ставятся в работе над диктантом должны способствовать развитию слуха, следующие: 1. Создавать и закреплять

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть