она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач
в ней осваиваются обобщенные способы действий и научные понятия
(в отличие от понятий житейских, усваиваемых вне специально направленной на это деятельности)
освоение общего способа действия опережает по времени практическое решение задач
Кроме того, учебная деятельность отличается от других видов активности человека тем, что в ней субъектом сознательно преследуется цель достичь изменений в себе самом.
(само это слово происходит от глагола «обучать», т. е. учить кого-то другого) понимается активная деятельность учителя по передаче ученикам знаний, умений, навыков и жизненного опыта.
имеются в виду собственные активность и усилия учащегося по развитию своих способностей и приобретению знаний, умений и навыков.
И обучение, и учение представляют собой разворачивающиеся во времени процессы. Для обозначения результата этих процессов используется термин «научение», происходящий от глагола совершенного вида «научиться».
Это понятие характеризует факт приобретения субъектом новых психических свойств и качеств вследствие обучения, учения и других видов активности..
ОБУЧЕНИЕ
УЧЕНИЕ
учебная деятельность ведет к изменениям
в самом субъекте (Д. Б. Эльконин, И. Лингарт);
общие способы действий предваряют решение задач
(И. И. Ильясов)
в ней осваиваются общие способы действий
и научные понятия
она специально направлена на овладение учебным
материалом и решение учебных задач
Отличие учебной деятельности от учения
Учебная деятельность является частью, специфической разновидностью учения, которая специально организуется, чтобы учащийся, осуществляя ее, изменял самого себя.
Основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения
Отличие учебной деятельности от учения
учебная задача, т. е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия
учебные действия – те действия, с помощью которых усваивается учебная задача, т. е. все те действия, которые ученик производит на уроке
действия контроля – те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи
действие оценки – те действия, с помощью которых оценивается успешность усвоения учебной задачи.
Учебные действия можно классифицировать по разным основаниям.
Действия целеполагания
2. Действия планирования
3. Исполнительские действия
4. Действия самоконтроля и
самооценивания учащегося
Эти действия также классифицированы
по различным признакам:
преобразующие и исследовательские действия;
в соотнесении с познавательными процессами среди учебных действий различают перцептивные, мнемические и мыслительные действия;
репродуктивные и продуктивные действия.
Учебные действия
моделирование выделенного отношения в предметной, графической, буквенной форме;
преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;
построение системы частных задач, решаемых общим способом;
контроль за выполнением предыдущих действий;
оценка усвоения общего способа действий как результата решения данной задачи.
Учебная задача
В результате формирования учебной деятельности у ребенка младшего школьного возраста возникает теоретическое мышление.
Теоретическое мышление характеризуется особыми способностями, которые и составляют новообразования учебной деятельности.
Новообразования учебной деятельности:
содержательная рефлексия - поиск и рассмотрение существенных оснований собственных действий;
содержательное планирование - поиск и построение системы возможных действий, определение оптимального действия, соответствующего существенным условиям задачи;
содержательный анализ - поиск и отчленение в некотором целостном объекте существенного отношения от привходящих и частных его особенностей.
Особенности учебной деятельности
в начальной школе
Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.
Задача обучения – помочь ребенку взлететь, а не придавить его к полу задачей заниженной трудности или задачей суперзавышенной трудности. Т.е. идет поиск уровня трудности, который является не только решением задачи, а одновременно возможностью двигаться в личностном плане развития.
Принцип изучения материала быстрым темпом.
Развивающее обучение по Занкову
Развивающее обучение по Эльконину - Давыдову
Обучение по системе Эльконина-Давыдова не одаривает детей готовыми знаниями, а учит принципам их получения.
Знания получают в ходе совместных дискуссий, дети выдвигают гипотезы, их поощряют делать это. Часто дети разбиваются на небольшие группы и учатся работать в команде. Им дается задание повышенной сложности. Для этого разрешается преобразовывать условия задачи, чтобы получить ответ; опять же поощряются все версии, и каждая проверяется.
Ученика учат мыслить нестандартно и отстаивать свою точку
зрения, используя специальные термины.
Развивающее обучение «Школа 2000»
Сама Л.Г. Петерсон, презентуя свою методику на одном из учительских семинаров, определила ее так: «Если коротко, то учитель должен системно включать детей в самостоятельный поиск на основе метода рефлексии, организовать осознание учащимися этого метода и его применение».
Математика в этой системе преподается по учебникам самой Петерсон, по остальным предметам учителям предоставляется возможность работать в условиях «открытого» комплекта.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть