Презентация, доклад Учебная деятельность учащихся начальной школы

Содержание

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - особая форма активности личности, направленная на усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий.

Слайд 1Учебная деятельность
Презентацию подготовила
учитель начальных классов
МОБУ «СОШ с.Рождественка»
Иванова Елена Григорьевна

Учебная деятельностьПрезентацию подготовила учитель начальных классовМОБУ «СОШ с.Рождественка»Иванова Елена Григорьевна

Слайд 2УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -
особая форма активности личности, направленная на усвоение (присвоение)

социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - особая форма активности личности, направленная на усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира,

Слайд 3Отличие учебной деятельности от других видов деятельности
Среди всех других видов деятельности

учебная деятельность выделяется тем, что ее субъект и предмет совпадают: она направлена на самого обучающегося – его совершенствование, развитие, формирование как личности благодаря осознанному, целенаправленному освоению им общественного опыта. 
Отличие учебной деятельности от других видов деятельностиСреди всех других видов деятельности учебная деятельность выделяется тем, что ее

Слайд 4Отличие учебной деятельности от других видов деятельности
Учебную деятельность нельзя отождествлять с

теми процессами учения и усвоения, которые включены в любые виды деятельности (в коммуникативную, игровую, трудовую, спортивную и т. п.).

Учебная деятельность предполагает усвоение именно теоретических знаний посредством дискуссий, осуществляемых учащимися с помощью учителей и преподавателей.

Учебная деятельность реализуется в тех учебно-воспитательных учреждениях, которые способны давать своим выпускникам достаточно полноценное образование и нацелены на развитие у них способностей, позволяющих ориентироваться в различных сферах общественного сознания.
Отличие учебной деятельности от других видов деятельностиУчебную деятельность нельзя отождествлять с теми процессами учения и усвоения, которые

Слайд 5Отличие учебной деятельности от других видов деятельности
Выделяются три основные характеристики учебной

деятельности, отличающие ее от других форм активности человека:

она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач

в ней осваиваются обобщенные способы действий и научные понятия
(в отличие от понятий житейских, усваиваемых вне специально направленной на это деятельности)

освоение общего способа действия опережает по времени практическое решение задач

Кроме того, учебная деятельность отличается от других видов активности человека тем, что в ней субъектом сознательно преследуется цель достичь изменений в себе самом.

Отличие учебной деятельности от других видов деятельностиВыделяются три основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм

Слайд 6Отличие учебной деятельности от учения
Наряду с понятием

«учебная деятельность» в педагогике и психологии широко употребляются
термины «обучение», «учение» и «научение».

(само это слово происходит от глагола «обучать», т. е. учить кого-то другого) понимается активная деятельность учителя по передаче ученикам знаний, умений, навыков и жизненного опыта.

имеются в виду собственные активность и усилия учащегося по развитию своих способностей и приобретению знаний, умений и навыков.

И обучение, и учение представляют собой разворачивающиеся во времени процессы. Для обозначения результата этих процессов используется термин «научение», происходящий от глагола совершенного вида «научиться».

Это понятие характеризует факт приобретения субъектом новых психических свойств и качеств вследствие обучения, учения и других видов активности..

ОБУЧЕНИЕ

УЧЕНИЕ

Отличие учебной деятельности от учения    Наряду с понятием «учебная деятельность» в педагогике и психологии

Слайд 7изменение психических свойств и поведения обучающегося
в зависимости от результатов его

собственных действий
(И. Лингарт).

учебная деятельность ведет к изменениям
в самом субъекте (Д. Б. Эльконин, И. Лингарт);

общие способы действий предваряют решение задач
(И. И. Ильясов)

в ней осваиваются общие способы действий
и научные понятия

она специально направлена на овладение учебным
материалом и решение учебных задач

Отличие учебной деятельности от учения

Учебная деятельность является частью, специфической разновидностью учения, которая специально организуется, чтобы учащийся, осуществляя ее, изменял самого себя.

Основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения

изменение психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий (И. Лингарт).учебная деятельность ведет

Слайд 8Умение учиться - это умение самостоятельно выполнять учебную деятельность, что невозможно

без сознательного принятия и творческого выполнения учебной задачи с обязательной рефлексией - самоанализом и самооценкой степени успешности собственных действий. Научиться учиться - значит овладеть умением выполнять учебную деятельность, что является для любого учащегося важнейшей задачей.

Отличие учебной деятельности от учения

Умение учиться - это умение самостоятельно выполнять учебную деятельность, что невозможно без сознательного принятия и творческого выполнения

Слайд 9Д. Б. Эльконин представил следующую структуру учебной деятельности
Структура учебной деятельности
мотивация учения

– система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл

учебная задача, т. е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия

учебные действия – те действия, с помощью которых усваивается учебная задача, т. е. все те действия, которые ученик производит на уроке

действия контроля – те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи

действие оценки – те действия, с помощью которых оценивается успешность усвоения учебной задачи.

Д. Б. Эльконин представил следующую структуру учебной деятельностиСтруктура учебной деятельностимотивация учения – система побуждений, которая заставляет ребенка

Слайд 10Учебные действия
Учебные действия — это основной структурный компонент учебной деятельности. Учебные действия

образуют целостную систему. 

Учебные действия можно классифицировать по разным основаниям.

Учебные действия Учебные действия — это основной структурный компонент учебной деятельности. Учебные действия образуют целостную систему. Учебные действия можно

Слайд 11Учебные действия
В процессе решения каждой учебной задачи можно выделить такую последовательность

действий:

Действия целеполагания 

2. Действия планирования

3. Исполнительские действия

4. Действия самоконтроля и
самооценивания учащегося

Учебные действияВ процессе решения каждой учебной задачи можно выделить такую последовательность действий:Действия целеполагания 2. Действия планирования3. Исполнительские действия4.

Слайд 12Учебные действия
1. Действия целеполагания
Прежде чем приступить к решению задачи, учащийся должен

принять ее как задание, которое необходимо выполнить. При этом важно правильно понять, что именно должно получиться в результате решения задачи, осознать, для чего и с какой целью она решается. Постановка таких вопросов, нахождение ответов на них и подчинение своего поведения этому решению есть сложная совокупность действий.
Учебные действия1. Действия целеполаганияПрежде чем приступить к решению задачи, учащийся должен принять ее как задание, которое необходимо

Слайд 132. Действия планирования
Учебные действия
Принимая для себя цель решения учебной задачи, учащийся

встает перед необходимостью подбора соответствующих действий по ее решению, установления их последовательности. На этом этапе важно осознать, что должно получаться в результате каждого отдельного действия и как эти промежуточные результаты могут быть использованы в дальнейшем ходе решения.
2. Действия планированияУчебные действияПринимая для себя цель решения учебной задачи, учащийся встает перед необходимостью подбора соответствующих действий

Слайд 14Учебные действия
3. Исполнительские действия
Они представляют собой внешние действия (предметные и вспомогательные,

вербальные и невербальные), а также внутренние (умственные) действия по реализации плана решения задачи.

Эти действия также классифицированы
по различным признакам:
преобразующие и исследовательские действия;
 в соотнесении с познавательными процессами среди учебных действий различают перцептивные, мнемические и мыслительные действия;
репродуктивные и продуктивные действия.

Учебные действия3. Исполнительские действияОни представляют собой внешние действия (предметные и вспомогательные, вербальные и невербальные), а также внутренние

Слайд 154. Действия самоконтроля и
самооценивания учащегося
При решении задачи каждый полученный промежуточный

результат, и тем более итоговый, сличается с поставленной целью.
Таким образом оценивается, насколько процесс решения приблизился к достижению поставленной цели.

Учебные действия

4. Действия самоконтроля и самооценивания учащегосяПри решении задачи каждый полученный промежуточный результат, и тем более итоговый, сличается

Слайд 16Учебная задача
Основным струк­турным элементом учебной
деятельности служит учебная задача.
В процессе ее

решения, как и любой практической задачи, происходят определенные изменения в изучаемых учащимся объектах или в представлениях о них, однако в результате меняется сам действующий субъект.

Учебная задача может считаться решенной только тогда, когда произошли заранее заданные изменения в субъекте.
Учебная задачаОсновным струк­турным элементом учебной деятельности служит учебная задача. В процессе ее решения, как и любой практической задачи,

Слайд 17Учебная задача состоит из учебных действий:
Учебная задача
преобразование условий задачи для обнаружения всеобщего

от­ношения изучаемого объекта с другими;

моделирование выделенного отношения в предметной, графической, буквенной форме;

преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;

построение системы частных задач, решаемых общим способом;

контроль за выполнением предыдущих действий;

оценка усвоения общего способа действий как результата реше­ния данной задачи.

Учебная задача состоит из учебных действий:Учебная задачапреобразование условий задачи для обнаружения всеобщего от­ношения изучаемого объекта с другими;моделирование выделенного

Слайд 18Специфика учебной задачи, в отличие от конкретно-практичес­кой, в которой действия направлены

на получение конкретного ре­зультата (решение примера, выполнение задания), состоит в том, что в результате ее решения дети овладевают обобщенными спосо­бами действия.

Присваивая новые и новые способы действия с учеб­ным материалом, дети овладевают научными понятиями.

Научные понятия, как показал В. В. Давыдов, по своему внутреннему содер­жанию и есть обобщенные исторически выработанные способы дей­ствия.

Учебная задача

Специфика учебной задачи, в отличие от конкретно-практичес­кой, в которой действия направлены на получение конкретного ре­зультата (решение примера,

Слайд 19Особенности учебной деятельности
в начальной

школе

В результате формирования учебной деятельности у ребенка младшего школьного возраста возникает теоретическое мышление.

Теоретическое мышление характеризуется особыми способностями, которые и состав­ляют новообразования учебной деятельности.

Особенности учебной деятельности      в начальной школеВ результате формирования учебной деятельности у ребенка

Слайд 20Особенности учебной деятельности
в начальной

школе

Новообразования учебной деятельности:

содержательная рефлексия - поиск и рассмотрение существен­ных оснований собственных действий;

содержательное планирование - поиск и построение системы возможных действий, определение оптимального действия, соот­ветствующего существенным условиям задачи;

содержательный анализ - поиск и отчленение в некотором цело­стном объекте существенного отношения от привходящих и част­ных его особенностей.

Особенности учебной деятельности      в начальной школеНовообразования учебной деятельности:содержательная рефлексия - поиск и

Слайд 21Широкомасштабный эксперимент по формированию учебной деятельности у детей младшего школьного возраста

привел к разра­ботке новых учебных программ по основным учебным предметам начальной школы, которые приобрели название развивающего обучения.

Особенности учебной деятельности
в начальной школе

Широкомасштабный эксперимент по формированию учебной деятельности у детей младшего школьного возраста привел к разра­ботке новых учебных программ

Слайд 22Особенности учебной деятельности
в начальной

школе


Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.

Задача обучения – помочь ребенку взлететь, а не придавить его к полу задачей заниженной трудности или задачей суперзавышенной трудности. Т.е. идет поиск уровня трудности, который является не только решением задачи, а одновременно возможностью двигаться в личностном плане развития.

Принцип изучения материала быстрым темпом.

Развивающее обучение по Занкову

Особенности учебной деятельности      в начальной школеОбучение на высоком уровне трудности с соблюдением

Слайд 23Особенности учебной деятельности
в начальной

школе

Развивающее обучение по Эльконину - Давыдову

Обучение по системе Эльконина-Давыдова не одаривает детей готовыми знаниями, а учит принципам их получения.
Знания получают в ходе совместных дискуссий, дети выдвигают гипотезы, их поощряют делать это. Часто дети разбиваются на небольшие группы и учатся работать в команде. Им дается задание повышенной сложности. Для этого разрешается преобразовывать условия задачи, чтобы получить ответ; опять же поощряются все версии, и каждая проверяется.
Ученика учат мыслить нестандартно и отстаивать свою точку
зрения, используя специальные термины.

Особенности учебной деятельности      в начальной школеРазвивающее обучение по Эльконину - ДавыдовуОбучение по

Слайд 24Особенности учебной деятельности
в начальной

школе

Развивающее обучение «Школа 2000»

Сама Л.Г. Петерсон, презентуя свою методику на одном из учительских семинаров, определила ее так: «Если коротко, то учитель должен системно включать детей в самостоятельный поиск на основе метода рефлексии, организовать осознание учащимися этого метода и его применение».

Математика в этой системе преподается по учебникам самой Петерсон, по остальным предметам учителям предоставляется возможность работать в условиях «открытого» комплекта.

Особенности учебной деятельности      в начальной школеРазвивающее обучение «Школа 2000»Сама Л.Г. Петерсон, презентуя

Слайд 25Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.

Уильям

Уорд
Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.Уильям Уорд

Слайд 26РЕСУРСЫ
1.https://studopedia.ru/10_192688_razvitie-kak-reshenie-zadach-r-keyz.html
2. http://www.e-reading.club/chapter.php/97821/56/Tkacheva%2C_Hil%27ko_-_Vozrastnaya_psihologiya__konspekt_lekciii.html
3.https://vocabulary.ru/termin/uchebnaja-dejatelnost.html
4.https://studfiles.net/preview/1845270/page:5/

РЕСУРСЫ 1.https://studopedia.ru/10_192688_razvitie-kak-reshenie-zadach-r-keyz.html2. http://www.e-reading.club/chapter.php/97821/56/Tkacheva%2C_Hil%27ko_-_Vozrastnaya_psihologiya__konspekt_lekciii.html3.https://vocabulary.ru/termin/uchebnaja-dejatelnost.html4.https://studfiles.net/preview/1845270/page:5/

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть