Презентация, доклад ТРИЗ-технологии в обучении

Содержание

Сделайте вашего ребёнка внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял.

Слайд 1ТРИЗ как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности

учащихся

Теория

Решения

Изобретательских

Задач

ТРИЗ как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся ТеорияРешенияИзобретательскихЗадач

Слайд 2Сделайте вашего ребёнка внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию

вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял.

Ж.Ж. Руссо,
французский философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения

Сделайте вашего ребёнка внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их.

Слайд 3Как построить работу, чтобы поддержать познавательный интерес и повысить познавательную активность

учащихся
Как построить работу, чтобы поддержать познавательный интерес и повысить познавательную активность учащихся

Слайд 5Познавательная деятельность - это сознательная деятельность, направленная
на познание окружающей действительности


с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.
Познавательная деятельность - это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как

Слайд 6Ведущая идея ТРИЗ
Сохраняя основную форму урока, используя приёмы ТРИЗ, придать учебному

занятию оригинальность, нестандартность, креативность, повышая этим интерес детей к процессу обучения.
Ведущая идея ТРИЗСохраняя основную форму урока, используя приёмы ТРИЗ, придать учебному занятию оригинальность, нестандартность, креативность, повышая этим

Слайд 7Развитие идеи активизации познавательной деятельности
Сократ и Пифагор
постановка проблемных вопросов во время

проведения дискуссий

Я.А. Коменский

активное обучение:
«воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению»

И.Г. Песталоцци

активизация обучения с помощью наглядности, путём наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов

Ж.Ж. Руссо

развитие умственных способностей ребёнка и внедрение в обучение исследовательского подхода

К.Д. Ушинский

«Ученикам следует передавать не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания»

Развитие идеи активизации познавательной деятельностиСократ и Пифагорпостановка проблемных вопросов во время проведения дискуссийЯ.А. Коменскийактивное обучение:«воспламенять в мальчике

Слайд 8Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования

осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления, тем самым активизирует познавательную деятельность учащихся.

Г.С. Альтшуллер,
автор ТРИЗ

Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса

Слайд 91. Доступность и посильность.
2. Использование в любой системе обучения.
3. Инструмент для

развития системного творческого мышления, фантазии, воображения.
4. Использование изученных алгоритмов в последующей работе, в иных жизненных ситуациях.

Преимущества ТРИЗ

1. Доступность и посильность.2. Использование в любой системе обучения.3. Инструмент для развития системного творческого мышления, фантазии, воображения.4.

Слайд 10Воспитательные:
- развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что

они могут справиться с решением любой задачи;
- формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности.

Педагогические задачи

Воспитательные:- развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой

Слайд 11Образовательные:
- повышение уровня общей образованности учащихся;
- формирование положительного отношения

детей к учебному процессу;
- умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;
- целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.

Педагогические задачи

Образовательные: - повышение уровня общей образованности учащихся; - формирование положительного отношения детей к учебному процессу;- умение анализировать

Слайд 12Развивающие:
- развитие памяти, внимания, логики и интеллекта;
- развитие творческих способностей

(беглости, гибкости, оригинальности мышления);
- развитие пространственного мышления;
- развитие речи;
- умение анализировать, синтезировать, комбинировать;
- развитие творческого воображения.

Педагогические задачи

Развивающие: - развитие памяти, внимания, логики и интеллекта;- развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления); - развитие

Слайд 13Приёмы методики ТРИЗ

Приёмы методики ТРИЗ

Слайд 14Методический приём «Составление загадок»
Придумывание и отгадывание загадок развивает и воспитывает учащихся,

формирует детскую индивидуальность, развивает у них творческое воображение, речь, пополняет словарный запас, знакомит с окружающим миром, способствует активизации познавательной деятельности учащихся, оживляет урок.
Составление загадок никогда не надоедает детям: им нравится раскрывать тайны, загадывать секреты.
Методический приём «Составление загадок»Придумывание и отгадывание загадок развивает и воспитывает учащихся, формирует детскую индивидуальность, развивает у них

Слайд 15Модель 1. С опорой на сходство по признаку
Методический приём «Составление загадок»
1.

Придумать, о чём будет загадка.
2. Выделить у этого объекта основные 3-4 свойства.
3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством. Добавить слова-связки и получить загадку.

Какой?

Кто (что) бывает таким же?

полосатый

круглый

сочный

зебра

мяч

апельсин

Модель 1. С опорой на сходство по признакуМетодический приём «Составление загадок»1. Придумать, о чём будет загадка.2. Выделить

Слайд 16Модель 1. С опорой на сходство по признаку
Методический приём «Составление загадок»
Полосатый,

но не зебра;
Круглый, но не мяч;
Сочный, но не апельсин.

Какой?

Кто (что) бывает таким же?

полосатый

круглый

сочный

зебра

мяч

апельсин

Модель 1. С опорой на сходство по признакуМетодический приём «Составление загадок»Полосатый, но не зебра;Круглый, но не мяч;Сочный,

Слайд 17Модель 2. С опорой на сходство по действию
Методический приём «Составление загадок»
Основа

- объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанные с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.

Что делает?

Кто (что) делает так же?

пылает

греет

сложен

солнце

печь

дом

Модель 2. С опорой на сходство по действиюМетодический приём «Составление загадок»Основа - объект, у которого можно выделить

Слайд 18Модель 2. С опорой на сходство по действию
Методический приём «Составление загадок»
Что

делает?

Кто (что) делает так же?

пылает

греет

сложен

солнце

печь

дом

Пылает, как солнце,
Греет, как печь,
Сложен из деревяшек, но не дом.

Модель 2. С опорой на сходство по действиюМетодический приём «Составление загадок»Что делает?Кто (что) делает так же?пылаетгреетсложенсолнцепечьдомПылает, как

Слайд 19Модель 3. С опорой на отличие
Методический приём «Составление загадок»
Подумать, на какой

объект похожа отгадка и чем от него отличается.

На что, кого похоже?

Чем отличается?

игрушка

волк

друг

живой

добрый

не человек

Модель 3. С опорой на отличиеМетодический приём «Составление загадок»Подумать, на какой объект похожа отгадка и чем от

Слайд 20Модель 3. С опорой на отличие
Методический приём «Составление загадок»
На что, кого

похоже?

Чем отличается?

игрушка

волк

друг

живой

добрый

не человек

Похожа на игрушку, но живая,
Похожа на волка, но добрая,
Может быть другом, но не человек.

Модель 3. С опорой на отличиеМетодический приём «Составление загадок»На что, кого похоже?Чем отличается?игрушкаволкдругживойдобрыйне человекПохожа на игрушку, но

Слайд 21Методический приём «Составление загадок»
Модель 4. Отстранение – ассоциация – метафора
Падает с

неба каплями воды.
Оставляет на земле лужи.

Модель 5. Составление по принципу разбора предмета

Две прозрачные медузы,
два крючка и буква «В».

Модель 6. Составление по принципу «Где еще?»

Одной косят,
другую на голове носят.

Модель 7. Математические загадки

Картофель + свекла+ лук+ морковь= борщ, огород.
1+1=1; 1+1= брюки.
5+5=2; 5+5= руки.
1+1+1+1=1; 1+1+1+1=собака; 1+1+1+1=стол.
60=1; 60 минут=час; 60 секунд = минута.

Модель 8. Литературные загадки

Кто? – Он.
Какой? – Деревянный.
Что делает? – Ищет театр.
Чем все закончилось? – Находит его.
Он деревянный, ищет театр и находит его.

Методический приём «Составление загадок»Модель 4. Отстранение – ассоциация – метафораПадает с неба каплями воды.Оставляет на земле лужи.

Слайд 22Алгоритм составления загадок
Выбрать объект.
Выбрать от 1 до 3 свойств объекта –

видимых, слышимых, осязаемых, вкусовых, постоянных или изменчивых.
Каждое выделенное свойство дополнить образом, который возникает по ассоциации.
Составить предложение об исходном объекте. Представить себя на месте исходного объекта и описать связанное с этим впечатление.
Выделить из пунктов 3 и 4 наиболее яркие, интересные и оригинальные описания, объединить их в небольшой рассказ или стихотворение.
Алгоритм составления загадокВыбрать объект.Выбрать от 1 до 3 свойств объекта – видимых, слышимых, осязаемых, вкусовых, постоянных или

Слайд 23Фрагмент составления загадки
Методический приём «Составление загадок»
объект
белое
свойства (признаки, действия)
объект - ассоциация
предложение
рассказ
стихотворение
пушистое
плывёт
молоко
сугроб
то со

снегом, то с дождём

Плывёт вверху над нами.

облако

Белое, как молоко, пушистое, как сугроб, оно. Плывет над нами. Может быть со снегом, а может быть с дождем.

Белое, как молоко. Плывет вверху над нами,
Пушистое, как сугроб, оно. То со снегом, то с дождями.

Фрагмент составления загадкиМетодический приём «Составление загадок»объектбелоесвойства (признаки, действия)объект - ассоциацияпредложениерассказстихотворениепушистоеплывётмолокосугробто со снегом, то с дождёмПлывёт вверху над

Слайд 24Методический приём «Да-нетка»
Задача:
- задать вопрос, который отсекает половину всех остальных

вопросов;
- угадать объект, который задуман.

Правила:
- загадывать можно часть речи, часть слова, лексическое значение слова, цифру, число, литературного героя, название растения, то есть любой объект с любого предмета;
- можно отвечать фразами: «Да», «Нет», «Нет информации», «Не имеет значения».

Методический приём «Да-нетка»Задача: - задать вопрос, который отсекает половину всех остальных вопросов;- угадать объект, который задуман. Правила:

Слайд 25Методический приём «Да-нетка»
- развивает умения выделять различные признаки объектов, осуществлять классификации

по различным основаниям;
- формирует умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
- развивает умение слушать и слышать друг друга;
- способствует положительному эмоциональному настрою учащихся, захватывает необычностью, яркостью;
- активизирует детскую познавательную потребность и активность.
Методический приём «Да-нетка»- развивает умения выделять различные признаки объектов, осуществлять классификации по различным основаниям;- формирует умение систематизировать

Слайд 26Методический приём
«Морфологический ящик/копилка»
Приём используется для создания информационной копилки и последующего

построения определений при изучении лингвистических, математических понятий.
Методический приём «Морфологический ящик/копилка» Приём используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических,

Слайд 27Методический приём
«Морфологический ящик/копилка»
РУССКИЙ ЯЗЫК
- сбор частей слова для конструирования новых

слов;
- сбор лексических значений многозначных слов;
- составление синонимических и антонимических рядов;
- копилка фразеологизмов и их значений;
- копилка слов, содержащих определенную орфограмму;
- копилка родственных слов.

МАТЕМАТИКА

- сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач;
- составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

копилки различных видов животных и растений.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

- копилка рифм, метафор;
- копилка личностных качеств для характеристик героев. 

Методический приём «Морфологический ящик/копилка» РУССКИЙ ЯЗЫК- сбор частей слова для конструирования новых слов; - сбор лексических значений

Слайд 28Приём используется для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части

другого более крупного объекта.

Методический приём
«Системный лифт»

Приём используется для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта.Методический приём «Системный

Слайд 29Методический приём
«Системный лифт»
РУССКИЙ ЯЗЫК
- от звука (буквы) к слогу, слову,

предложению;
- от слова к словосочетанию, предложению, тексту.

МАТЕМАТИКА

- изучение величин;
- частично закрытые экраны для восстановления пропущенных данных.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

- работа с физической картой полушарий;
- систематизация материала и проведение актуализации необходимых знаний: «Класс → первый этаж → школа → улица → район → город → республика → материк → полушарие → планета Земля».

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

- работа над сюжетом произведения;
- биография героев.

Методический приём «Системный лифт»РУССКИЙ ЯЗЫК- от звука (буквы) к слогу, слову, предложению; - от слова к словосочетанию,

Слайд 30 Приём используется для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных

и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями.

Методический приём
«Создай паспорт»

Приём используется для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания

Слайд 31Методический приём
«Создай паспорт»
МАТЕМАТИКА
создание характеристик геометрических фигур, математических величин
РУССКИЙ ЯЗЫК
создание характеристик

частей речи, членов предложений, частей слова, лингвистических терминов

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

создание характеристик героев литературных произведений

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

создание характеристик полезных ископаемых, животных, частей растений, систем организма

Методический приём «Создай паспорт»МАТЕМАТИКАсоздание характеристик геометрических фигур, математических величинРУССКИЙ ЯЗЫКсоздание характеристик частей речи, членов предложений, частей слова,

Слайд 32Методический приём
«Мои друзья»
МАТЕМАТИКА
- записать любое число или цифру;
- по заданному

признаку подобрать новое число и доказать свой выбор

РУССКИЙ ЯЗЫК

повторение грамматических категорий, состава слова, деления на слоги, правописания безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных

Приём предполагает подбор объектов по заданному признаку.

Методический приём «Мои друзья»МАТЕМАТИКА- записать любое число или цифру;- по заданному признаку подобрать новое число и доказать

Слайд 33Приём используется при работе с копилками слов, числовых выражений, помогает учить

детей классифицировать объекты, обобщать материал; развивает умение выполнять операции анализа и синтеза, так как учащиеся не только разделяют объекты на две группы, но и называют признак, по которому они это сделали.

Методический приём
«Расселение»

Приём используется при работе с копилками слов, числовых выражений, помогает учить детей классифицировать объекты, обобщать материал; развивает

Слайд 34Приём предполагает выступление учащихся в роли какого-либо грамматического или математического понятия.


Например, на уроке русского языка учащийся может рассказать о себе, как о какой-нибудь части речи. На математике – это может быть инсценировка задачи.

Методический приём
«Оживление»

Приём предполагает выступление учащихся в роли какого-либо грамматического или математического понятия. Например, на уроке русского языка учащийся

Слайд 35Методический приём
«Теремок»

Методический приём «Теремок»

Слайд 36Приёмы ТРИЗ помогают пробудить интерес детей к деятельности на учебном занятии,

так как дают возможность рассуждать, анализировать, творить, самостоятельно добывать знания.
Приёмы ТРИЗ помогают пробудить интерес детей к деятельности на учебном занятии, так как дают возможность рассуждать, анализировать,

Слайд 37Определение уровня познавательной активности
младших школьников
(по методике А.А. Горчинской)

Определение уровня познавательной активности младших школьников(по методике А.А. Горчинской)

Слайд 38Использование приёмов методики ТРИЗ существенно повышает познавательную активность учащихся в изучении

содержания учебного материала, позволяет разнообразить учебную деятельность, помогает вовлечь в процесс познания всех учащихся.
На уроках с использованием приёмов ТРИЗ даже самые замкнутые учащиеся с удовольствием включаются в работу.
Использование приёмов методики ТРИЗ существенно повышает познавательную активность учащихся в изучении содержания учебного материала, позволяет разнообразить учебную

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть