Слайд 1Формирование общего умения решать задачи
Слайд 2Этапы решения текстовой задачи
восприятие и осмысление содержания;
поиск плана решения;
выполнение плана решения;
проверка
решения;
творческая работа над решенной задачей
Слайд 3Способы проверки решения задач
прикидка (прогнозирование правильности результата);
соотнесение полученного результата и условия
задачи;
решение задачи другим способом
Слайд 4Умение осознанного определения процесса решения задач
анализировать текст с целью выявления в
нем условия, вопроса, известных, неизвестных величин, их отношений;
соотносить условие и вопрос, устанавливать их непротиворечивость (противоречивость);
конструировать простейшие модели (схемы) по данной ситуации;
оформлять свои мысли (найденные решения) символически, графически, словесно.
Слайд 5Примеры работ над задачами
1. Работа над задачей с лишними данными:
За три
дня мальчик прочитал 46 страниц. В первый день 24 страницы, во второй на 9 страниц меньше, в третий день 7 страниц. Сколько страниц прочитал мальчик во второй день?
Изменить условие, чтобы остались только те данные, которые нужны для решения.
Изменить условие и вопрос, чтобы в задаче не было лишних данных.
Слайд 6Примеры работ над задачами
2. Использование уравнений при решении задач
Расстояние между городами
405км. Одновременно из этих городов навстречу друг другу выехали два автомобиля. Один ехал со скоростью 60км/ч. Какова скорость другого автомобиля, если они встретились через 3 часа?
( 60 + Х ) * 3 = 405
60 + Х = 405 : 3
60 + Х = 135
Х = 135 – 60
Х = 75
( 60 + 75 ) * 3 = 405
405 = 405
Ответ: скорость второго автомобиля 75 км/ч.
Слайд 7Примеры работ над задачами
3. Работа по классификации задач
Чем похожи эти
задачи?
а) За 8 часов рабочий изготовил 56 деталей. Сколько деталей он изготовит за 5 часов?
б) 5 открыток стоят 30 рублей. Сколько стоят 15 таких же открыток?
в) Автомобиль проехал 280 км за 7 часов. Сколько часов ему потребуется, чтобы проехать 560 км, если он будет двигаться с той же скоростью?
Слайд 8Примеры работ над задачами
3. Работа над задачей с неопределенным условием
Туристы проделали
путь в 84км. Из них 20км они прошли пешком, ¼ проплыли на байдарках, а остальное расстояние проехали на автобусе.
Дети замечают неопределенность условия: проплыли на байдарках ¼ всего расстояния в 84км или ¼ пути пройденного пешком? Возможен еще вариант: ¼ пути, оставшегося после того, как было пройдено расстояние пешком и на байдарках.
Слайд 9Полученные задачи можно предложить решить в группах, предварительно выяснив:
Одинаков ли будет
ход решения задач?
Одинаков ли будет ответ?
Что в ходе решения задач будет сходным?
Какого вида все эти полученные задачи? (задачи на нахождение третьего слагаемого).
Слайд 10Очень полезно для усвоения взаимосвязи различных величин решать много «задач-вопросов».
Если известно
количество ящиков и масса одного ящика, то что можно найти?
Если известны скорость и расстояние, то что можно найти?
Если известны масса всех коробок и количество коробок, то что можно найти?
Что нужно знать, чтобы найти расход на все платья?
Что нужно знать, чтобы найти стоимость всех купленных альбомов?
Что нужно знать, чтобы узнать скорость сближения?
Что нужно знать, чтобы вычислить массу одной бочки с капустой?